Традиционные и нетрадиционные формы работы ДОУ с семьей в условиях ФГОС
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему

Бойко Ирина Викторовна

Работа с родителями в ДОУ с использованием традиционных и нетрадиционных форм работы ( из опыта работы). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционные и нетрадиционные формы работы ДОУ с семьей

в условиях ФГОС  (из опыта работы)

Воспитатель: И.В. Бойко

г. Ставрополь

МБДОУ д/с 49 «ФЕЯ»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь и дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Современные родители достаточно образованны, у них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников: радио и телепрограмм, педагогической литературы, сайтов, интернет. Но она не предполагает наличия «обратной связи»,

Новые формы взаимодействия педагога с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи».

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями.

 Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, на которых педагоги знакомят родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации.

Беседа предполагает диалог, но ведущая роль принадлежит воспитателю. Материалом для бесед служат наблюдения за ребенком.

Консультации организуют для того, чтобы ответить на все вопросы родителей. Их могут проводить врач, музыкальный руководитель, воспитатель, психолог, логопед. На консультации родителям сообщаются психолого-педагогические знания, формируются умения, позиция родителей. Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос.

Наглядно – информационные формы - это  «День открытых дверей» и папки передвижки

День открытых дверей. Родители узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно-игровой среды, видами детской деятельности.

В папку-передвижку помещают конкретные рекомендации, памятки, вырезки из газет, фото, брошюры, цитаты и др.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: познавательные, информационно-аналитические, наглядно-информационные,  досуговые.

Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Сюда входят родительские собрания, семинары - практикумы, родительский  клуб,  педагогическая  гостиная.

Существует много форм проведения родительских собраний в нетрадиционной форме. Суть и методы каждого описаны в методической литературе.

В нашей группе, в течении  года,  каждый педагог проводит открытое занятие с детьми для родителей. Цель которого, познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

 Доброй традицией стало проведение «Творческой лаборатории», на которой дети и родители выполняют определенное задание, например, создать гостиную для кукол Барби. Родители и дети делятся на 2 группы, одна работает с пластилином, другая с бумагой. Или же сделать кукол из пластилина и украсить их используя подручный материал: салфетки, бумагу, ткань.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Сюда относятся социологические опросы, тесты, анкетирование.

Учитывая занятость родителей, мы решили вернуться к еще одной нетрадиционной форме общения, это «Родительская почта». Любой член семьи может в короткой записке задать волнующий его вопрос или обратиться за помощью к конкретному специалисту.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому мы стараемся, чтобы наши родительские уголки были яркие, привлекательные.

Очень часто мы используем для работы с родителями нашу доску для детских работ. Так приведя ребенка в детский сад, родители увидели доску, на которой было солнышко с одним лучиком, на нем было написано - «Доброе утро» и пожелания в стихотворной форме для них.

Я предложила родителям написать свои пожелания на чистых лучиках, так началась - «Неделя Доброты».

А через неделю дети ответили на вопрос: «Какая твоя мама?» их ответы мы записали на лучах и добавили портреты мам.

Еженедельно, на этой доске, нами оформляются выставки детских работ, как индивидуальных, так и коллективных.

Часто родители привлекаются к оформлению разнообразных фотовыставок и к изготовлению фотогазет по разным тематикам проводимых в нашем детском саду. Надо сказать, что родители делают это с большим желанием и энтузиазмом.

Но из опыта работы, можно сказать, что больше всего родителям нравится делать работы вместе с детьми. Поэтому мы стараемся привлекать их к изготовлению разных поделок из природного материала - «Природа и фантазия», рисунков – «По дорогам сказок», «У Лукоморья» (по творчеству А.С.Пушкина), поделок для разнообразных конкурсов, например «Новогодняя игрушка», «Космос», музыкальные инструменты, сделанные своими руками, «Кормушка для птиц» и др.

Но самое интересное, на мой взгляд, это досуговая форма общения педагогов, родителей и детей. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

Это наши общесадовские спортивные праздники ко Дню Защитника Отечества, «Папа, мама, я – спортивная семья».

А также мероприятия, проводимые в группе, на которых родители чувствуют себя более раскованно и свободно. Они с радостью идут на контакт. Так ко Дню Матери мы проводили театрализованное представление «Колобок». Сначала дети показали кукольный театр «Колобок», а потом мы предложили мамам показать этот же спектакль для детей.  

В прошлом году в рамках годовой задачи по патриотическому воспитанию, так же к Дню Матери, мы в группе провели театрализованное мероприятие – «Ярмарка народных умельцев». Дети рассказывали о народных промыслах России, играли в народные игры. Родители тоже не остались в стороне, они загадывали детям загадки, участвовали в танцах и играх.

Доброй традицией в нашей группе стало проведение мероприятия к Дню Защитника Отечества на который мы приглашаем пап. В начале мероприятия дается небольшая консультация, раздаются памятки или буклеты, а потом выступление детей и игры, в которых папы принимают непосредственное участие вместе с детьми. В конце мероприятия дети поздравили пап и подарили открытки, сделанные своими руками.

Ежегодно, ко Дню Победы, нами проводится большая работа с родителями. Мы предлагаем им поучаствовать в городской акции проводимой газетой «ЭКСТРА – КП» «Открытка для Ветерана». В группе оформляется стенд «Они защищали Родину», родители пишут рассказы о своих близких воевавших годы ВОВ. За эти годы, из этих рассказов, у нас получилась своя «Книга Памяти». К празднованию 70-летия Дня Победы в группе прошло мероприятие совместно с родителями, на котором дети читали стихи о войне, пели песни, родители рассказывали о своих дедушках и бабушках воевавших и живших в годы ВОВ.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, как традиционных, так и нетрадиционных.

Главное в нашей работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и детского сада. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, и мы должны помочь родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного, воспитательного процесса их детей в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные и нетрадиционные формы работы детского сада с родителями младшего дошкольного возраста

семья, как ведущий социальный институт формирования личности ребёнка; формы работы; специфика воспитания детей младшего дошкольного возраста; психофизические особенности детей младшего дошкольного воз...

«Инновационные (нетрадиционные) формы работы с родителями в условиях введения ФГОС»

Мастер-класс "Сценарий родительского собрания, которое мы провели с использованием нетрадиционных форм работы с родителями"...

Нетрадиционные формы работы с семьей в условиях ФГОС

Нетрадиционные формы работы с семьей в условиях ФГОС...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ "Нетрадиционные формы работы с родителями, в условиях внедрения ФГОС"

Непонимание ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Работа с родителями на сегодняшний день является...

Эффективные нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.

Эффективные нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.Проведение родительских  собраний с  включением игровых моментов.-Проведение мастер-классов.-Организация пр...

Проект. Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ 2022

Введение: Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников....