Авторская программа по экологическому воспитанию "Наши первые шаги" для детей 4-7 лет
методическая разработка

Тухтаманова Лариса Федоровна

Пояснительная записка

 

    В настоящее время, когда одна экологическая катастрофа следует за другой, на самом высоком правительственном уровне выдвигаются требования к воспитанию экологической культуры населения.

Не вызывает сомнений тот факт, что формирование личности с соответствующим уровнем культуры начинается с раннего детства. Поэтому на занятиях, посвященных знакомству с окружающим миром, следует уделить особое внимание тому, что природа существует по своим законам, многие из которых людям еще неведомы, и человек в ней занимает вполне определенное место. Причем Земля со всем ее растительным и животным миром прекрасно существовала, и существовать будет в отсутствии человечества, а вот людям без устойчивой экосистемы, сформировавшейся за миллиарды лет на нашей планете, выжить будет невозможно. Эта формула должна стать основополагающей при воспитании подрастающего поколения, поскольку ресурсы планеты истощены, и без осознанной регламентации собственных потребностей повернуть сосуществование человека и природы в позитивное русло не удастся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр    имени В.Н.Татищева» с. Челно-Вершины  муниципального района  Челно-Вершинский  Самарской области

структурное подразделение детский сад «Ромашка»

                               

Утверждена

на педагогическом совете

ГБОУ СОШ (ОЦ)

с. Челно-Вершины

СП детский сад  «Ромашка»

Протокол  №  3    от     09.02. 2016 года

                                    Дополнительная  образовательная программа

«Наши первые шаги»

 

4-7 лет

срок реализации дополнительной

образовательной программы 3года

Тухтаманова Лариса Федоровна

воспитатель

автор дополнительной образовательной программы

село Челно-Вершины 2016 г

Содержание

Пояснительная записка  ……………..

Учебно-тематический план…………...

Содержание программы ………………

Методическое обеспечение:

Конспекты занятий

          Конспекты итоговых мероприятий

Список литературы………………

Пояснительная записка

    В настоящее время, когда одна экологическая катастрофа следует за другой, на самом высоком правительственном уровне выдвигаются требования к воспитанию экологической культуры населения.

Не вызывает сомнений тот факт, что формирование личности с соответствующим уровнем культуры начинается с раннего детства. Поэтому на занятиях, посвященных знакомству с окружающим миром, следует уделить особое внимание тому, что природа существует по своим законам, многие из которых людям еще неведомы, и человек в ней занимает вполне определенное место. Причем Земля со всем ее растительным и животным миром прекрасно существовала, и существовать будет в отсутствии человечества, а вот людям без устойчивой экосистемы, сформировавшейся за миллиарды лет на нашей планете, выжить будет невозможно. Эта формула должна стать основополагающей при воспитании подрастающего поколения, поскольку ресурсы планеты истощены, и без осознанной регламентации собственных потребностей повернуть сосуществование человека и природы в позитивное русло не удастся.

Актуальность формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой процесс единства и взаимосвязи составляющих экологической культуры:

         Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным, и наглядно-образным, основной упор программы делаем на наблюдение, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей в природе. В качестве одного из главных средств формирования экологической культуры выделяем метод моделирования – это определено особенностями развития познавательной сферы у детей. Именно данный подход дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать связи и закономерности в мире природы.

Цель: формирование экологической культуры ребенка, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи:

  1. Дать представление о понятии «экосистема», типами и разновидностями экосистем, их структурой и пищевыми и энергетическими взаимосвязями, пользуясь терминологией, доступной в этом возрасте.
  2. Способствовать формированию экологической культуры, воспитывать бережному отношению к окружающему миру и к себе, любви к родному краю.
  3. Способствовать развитию познавательной активности у дошкольников, осознанное отношение к природе, с позиции понимания ее целостности, устойчивости и ранимости.

Задачи  конкретизируются по каждой возрастной группе:

 Задачи 4-5 лет

1. Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.

2.Формирование практических навыков и умений по уходу за живыми существами и некоторых способов охраны природы.

3. Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой.

4.Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.

Задачи 5-6 лет

1.Формирование элементов экологического сознания.

2.Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам (происхождению, отношению к определённому классу или виду, сенсорным характеристикам).

3.Формирование осознанно правильного отношения и бережливости к природе своего края

4.Воспитание культуры поведения и деятельности.

5.Расширение и обобщение знаний детей об основах ЗОЖ и Основах безопасности жизнедеятельности.

Задачи 6-7 лет

1.Развивать представления о жизни на Земле, об общих условиях для развития растений, животных и людей.

2. Воспитывать чувство гордости за свою планету, общий дом для всех, который надо беречь.

3.  Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать умение использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности, повторять правила безопасности жизнедеятельности.

4. Формировать у детей диалектический и системный способ мышления, развивать воображение.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

                 Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения и  предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Предлагаемая программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет

Сроки реализации программы  три года, этапы

 1 этап (с 4 до 5 лет)

- интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать;

- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них;

-выполнение ряда правил поведения в окружающей среде.

2 этап (с 5 до 6 лет)

 - соблюдение правил поведения в окружающей среде;

- контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;

- выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира; - способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

- доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.

3 этап (с 6 до 7 лет) 

-умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи;

- осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает;

 - обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем);

- отношение к человеку, как к естественному объекту природы;

- познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;

 - экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Формы и режим занятий;

Занятия проводятся в каждой возрастной группе  в течение периода с октября по май, один раз в неделю.

Продолжительность занятий:

15-20 минут в средней группе

20-25 минут в старшей группе

25-30 минут в подготовительной к школе группы.

Формы и методы работы, используемые при реализации программы, включают как традиционные, так и инновационные: чтение сказок, выполнение заданий (решение несложных задач, фиксация образа в рисунке по предложенным контурам), ответы на вопросы, простые практические и лабораторные работы.

Ожидаемые результаты

 4 - 5 лет

• проявляет бережное отношение к природе;

• любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;

• привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;

5 – 6 лет

• развита  наблюдательность, познавательная деятельность;

 •проявляет  любовь к живому, интерес к природе, к своей малой родине;  

• повышение уровня экологической грамотности;

•развитие творческих способностей у воспитанников;

•обеспечение развития исследовательских навыков, умений, приучение принимать экологически целесообразные решения и приобретение новых знаний

•любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;

 6- 7 лет

• знает животный и растительный мир своего поселка, района.

• проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;

• любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;

• стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;

• привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;

• обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;

• знает природоохранные объекты в районе;

• знаком с основными календарными народными праздниками.

Формы проведения, итоги реализации

 В ходе реализации программы  используются следующие формы подведения итогов:

• Открытые занятия с элементами проектной деятельности.

• Экологические акции: «Мои добрые дела-для твоей пользы, Земля», «Птичья столовая»,

• Экологические спектакли в постановке театра «Не рвите цветы», «Репка», «Путешествие в зимний лес», «Как зима с весной поспорили», «Путешествие в осенний лес», «Наши зеленые друзья».

• Выпуск экологической газеты «Берёзовые вести».

• Рисование на экологическую тематику.

• Досуги, экологические, народные праздники и т.п.

• Совместные занятия с детьми и родителями, походы, экскурсии.

               Еще приобретенные знания дети закрепляют в ходе праздников и музыкальных развлечений. В число традиционных праздников у нас вошли: День Земли(22 апреля), Волшебная Вода(22 Марта-день Воды), Праздник птиц. В таких формах работы особенно ярко прослеживается сотрудничество с родителями - дошкольники видят, как много уже знают старшие ребята, как они помогают природе, и стремятся тоже внести свой вклад.

В каждой возрастной группе содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания.

Учебно-тематический план.

месяц

Цикл занятий

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

практические  занятие

количество часов

практические   занятие

количество часов

практические   занятие

количество часов

Октябрь

 «Мир вокруг нас»

1

36

1

36

1

36

Ноябрь

«Живая природа»

Наземные экосистемы

1

36

1

36

1

36

Декабрь

«Планета - наш дом. Мы - хозяева в нём»

1

36

1

36

1

36

Январь

 «Посмотрите, это Я»

1

36

1

36

1

36

Февраль              

  Февраль

 «Я-исследователь»
(месяц  проектов)

1

36

1

36

1

36

Март

«Растения вокруг меня»

1

36

1

36

1

36

Апрель

 «Круговорот воды в природе»

1

36

1

36

1

36

Май

 «Условия жизни на Земле»

1        

36

1

36

1

36

Итого

8

288

8

288

8

288

Содержание программы дополнительного образования.

           Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить дошкольник, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание дошкольника.

 1. «Мир вокруг нас»

Цель: формирование системы представлений об окружающем материальном мире.

Задачи:

· Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.

· Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам (происхождению, отношению к определённому классу или виду, сенсорным характеристикам и т.д.).

· Формировать у детей диалектический и системный способ мышления, развивать воображение.

· Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.

Содержание части

Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Природа предусмотрела всё, что необходимо её обитателям для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы приспособления к сезонным изменениям и т.д. Человек научился сам создавать те вещи, которые ему необходимы: готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые.

С давних времён человек учился познавать окружающий мир и использовать его себе во благо. Он наблюдал за изменениями во временах года (лето, осень, зима, весна) и учился земледелию, садоводству; изучал способы защиты животных от врагов и находил свои пути выживания; приручал диких животных, чтобы использовать их силу в своём хозяйстве…. Природа щедро отдавала людям свои богатства. Как человеку выразить свою благодарность?

Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: «Не навреди». Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо.

 2.«Живая природа»

Цель: формирование осознание ребёнком себя человеком, как части природного мира.

Задачи:

· Развивать интерес к физической стороне бытия объектов живой природы, формировать у детей представления о том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах (лес, луг, водоем и т.д.); представления о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений на Земле.

· Формировать представления о сходстве и различии общевитальных (дыхание, движение, рост, питание, размножение) и анатомических (структурных) признаков, условий жизнедеятельности и развития объектов живой природы (людей, животных, растений). Учить находить общие закономерности построения и развития организмов.

· Формировать элементарные представления о строении и функциях органов и систем организма человека; формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

· Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.

 3.«Планета - наш дом. Мы - хозяева в нём»

Цель: обобщение знаний природоведческого и природоохранного характера, формирование основ планетарного экологического сознания.

Задачи:

· Обобщить и систематизировать представления детей природоведческого и природоохранного характера.

· Упражнять в поиске и формулировке элементарных причинно - следственных связей между явлениями окружающей природы.

· Упражнять в прогнозировании глобальных изменений в окружающем мире, учить искать наиболее рациональные способы решения экологических проблем.

· Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту.

· Формировать понимание ответственности человека за сохранение природы.

Содержание части

Мы живём на планете Земля. Наша планета одна из самых прекрасных в космическом пространстве. Учёные пока не нашли ни одно другой планеты, на которой тоже были бы условия для жизни людей.

На нашей планете есть водное пространство (океаны, моря, реки, озёра…) и суша (материки и острова). На Земле есть территории с различными климатическими условиями: жаркие и холодный края, умеренный климат. В Зависимости от климата на разных территориях проживают различные животные, произрастают определённые растения.

На Земле живёт много людей. Они все разные по национальности, цвету кожи, интересам и привычкам. Но у всех одна забота - сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.

4.«Посмотрите, это Я»

       Мир живой природы имеет своё строение. Он состоит из двух основных частей: растительный и животный мир. К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы. К животному - люди, звери, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, членистоногие.

Представители каждого класса (растения, животные) схожи между собой по внешнему виду, месту обитания, способам передвижения и т.д. В то же время все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат, ощущают окружающий мир. У живых существ очень сходное строение, но каждое из них (животное, растение, человек) неповторимо и уникально.

Человек, как представитель животного мира, отличается от своих «собратьев» разумом: он умеет изменять окружающую действительность, подчинять её своим интересам и потребностям. Ты наделён способностью мыслить и принимать решения. Поэтому ты в ответе за свои поступки.

5. «Я-исследователь»

     Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе занятий происходит ознакомление с традициями празднования Троицы, Яблочного Спаса - значимых не только православных, но и земледельческих праздников. Это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды работы, как:

• Экологическая акция «Наша клумба».

• Развлечение совместно с родителями «Берёзкины именины».

• Выпуск информационного буклета «Советы здоровья».

• Конкурс экологических рисунков-плакатов «Наш дом-планета Земля!».

6.«Растения вокруг меня»

Цель: создать условия для представлений детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений.

Задачи: способствовать развитию сенсорного анализа: цвет, размер, форма листьев, цветов, используя модель и обследовательские действия, для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать.

Содержание части

Дети ведут обследовательские действия: сравнивают по величине, по толщине, на ощупь. Воспитатель объясняет, почему у алоэ листья толстые, а у бальзамина - тонкие. Дети приносят необходимый материал: воду, лейки. Рассказывают, как нужно поливать и сколько воды нужно бальзамину (выставляют модель), алоэ, как можно вытирать пыль с листьев, еще раз обследуют (алоэ вытирают влажной салфеткой, а бальзамин опрыскивают). По модели дети напоминают, что нужно делать с растениями: поливать, мыть, опрыскивать.

7. «Круговорот в природе»

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

Задачи: показать где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Познакомить детей с явлением «кислого» дождя.

Содержание части

Воспитатель обращает внимание на картины, где изображены моря, реки, озера. Дети объясняют. Затем читают стихотворение Н. Рыжовой. Ведется беседа о воде, как рождаются речки, озера, моря. Рассматривают схему круговорота воды в природе и рассказывают как капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняют, как это происходит. Игра «Ходит капелька по кругу».После игры воспитатель читает детям рассказ «Что такое кислый дождь». Рассматривают на глобусе Балтийское море. Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной.                 

8.«Условия жизни на Земле»

Цель: формирование системы представлений об окружающем материальном мире.

Задачи:

1.Способствовать систематизации представления детей о многообразии окружающей природы;

2.Формировать  эмоционально- положительного отношения и познавательного интереса к различным объектами явлениям природы, проявлению радости, восхищения и удивления от соприкосновения с красотой природы,

3.Развивать  способность и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности.

Содержание части

Земля, вода, лес - наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье. Вспомним слова М. Пришвина: « Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи-горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

С давних пор люди на Земле занимаются хозяйством: строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для жизни. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, приходится уничтожать леса: вырубают деревья ради древесины. Вот почему на Земле остается все меньше лесов, животных, растений. Но беречь нужно всех и тех, которых еще много, которые пока не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные нам ежи белка, синица и дятел, лягушка и жаба, разные насекомые, их жизнь часто зависит от нас, нашего поведения в природе. Нужно беречь нашу землю и все живое существо.

Экспериментальная деятельность.

Мы будем  использовать эксперименты по нескольким разделам:

-неживая природа: вода, глина, песок, притяжение, свет, и цвет, магнетизм;

-живая природа: приспособление к окружающей среде, человек и рукотворный мир;

С детьми проводятся следующие эксперименты:

-Где есть воздух?», «Почему у утки такие лапы?»

-«Куда исчезла вода?» «Почему белый медведь не мёрзнет?»

-«Как летают птицы?» «Где живёт радуга?»

-«Откуда и куда дует ветер?»

-«Что помогает утке не намокать в воде?»

-«Где ночует солнце?» «Как плавает рыба?»

-«Где ночует солнце?» «Как плавает рыба?»

-«Как строение клюва птицы зависит от её питания?»

-«Как гусеница превращается в бабочку?»

-«Почему у кактуса иголки?» и другие»

Диагностика по экологическому развитию. Методика.  Т.А. Серебряковой.

1.Определение уровня знаний характерных особенностей представителей мира  животных.

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: Три большие карты: первая разделена на 3 части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. 

Фигурки птиц и животных.

Вопросы:

1. Как называется животное (птица, насекомое)?

2. Что ты можешь рассказать о нем?

3. Твое отношение к ним?

Протокол обследования знаний:

Фамилия и имя ребенка

Уровень развития

высокий

средний

ниже среднего

Оценка результатов деятельности:

 Высокий уровень (3 балла). Ребенок без особого по видам; аргументируя свой выбор. Соотносит представления фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

 Средний уровень (2 балла).  Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

 Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомые.

2.Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Комнатные растения герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра и бальзамин султанский, лейка для полива; распылитель воды, палочка для рыхления; тряпочка, поддон.

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

Вопросы:

1. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

2. Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

3. Покажи, как правильно это нужно делать? (на примере одного растения).

4. Для чего нужны людям комнатные растения?

5. Нравится ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза)

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина)

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника)

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан)

Оценка результатов деятельности:

 Высокий уровень (3 балла). Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предложенных растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

 Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассматривает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

 Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

3. Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: Три баночки (с песком, с камнями, с водой)

Вопросы:

1. Какие свойства песка ты знаешь?

2. Где и для чего человек использует песок?

3. Какие свойства камней ты знаешь?

4. Где и для чего человек использует камни?

5. Какие свойства воды ты знаешь?

6. Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности:

 Высокий уровень (3 балла). Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.  При  ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

 Средний уровень (2 балла). Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют объекты неживой природы.

 Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

 

4. Определение уровня знаний времен года

Цель: Определить уровень знаний времен года.

Оборудование: Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Вопросы:

1. Какое время года тебе больше нравится?

2. Нарисуй картинку, где будет изображено это время года?

3.  Назови время года которое наступит после твоего любимого времени года?

4. Когда это бывает?

Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

Деревья, покрытые снегом, дети катаются с горки на санках.

С деревьев падают листья, птицы улетают в теплые края.

На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос «Какое  время года тебе нравиться больше и почему?» По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.

 Средний уровень (2 балла). Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускается незначительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему ?» отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.

 Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.

5. Определение уровня отношений к миру природы

Цель: Определить уровень отношений к миру природы.

Вопросы:

1. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными ?

2. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

3. Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

4. Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

 Высокий уровень. Ребенок  полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.

 Средний уровень. Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

 Уровень ниже среднего. Ребенок затрудняется ответить на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, растений, птиц. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Список использованной литературы.

1.Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М.: Новая школа, 2009.-32с.

2.Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. Дошкольное воспитание.-2006.-№ 7.-с.36

3.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000г.

4. Парциальная  программа "Жизнь вокруг нас" Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа: "Развитие экологического сознания и ознакомление с природой детей дошкольного возраста"

Данная программа предлагает разработанную систему образовательного процесса для всех возрастных групп....

авторская программа по спортивной ритмике"Спортландия"для детей 5-6лет

Эффективным средством формирования физического и эмоционального здоровья детей дошкольного возраста является спортивная ритмика, которая  строится на принципах  здоровьесберегающих...

Авторская программа по познавательно-речевому развитию для детей 3-4 лет "Цветная логика"

Программа "Цветная логика" состоит из занятий, в ходе изучения которых дети получают сведения о свойствах и отношениях объектов, чисел, величины и их характерные особенности, пространственно-временные...

"Авторская программа по экологическому воспитанию и образованию "Березка"

“Любить природу – значит любить Родину” (М.Пришвин) Введение Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. В российской педагогике воспита...

Авторская программа по экологическому воспитанию "Юные исследователи" для детей дошкольного возраста

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает. «Кто был гл...

Авторская программа по экологическому воспитанию с региональным компонентом "Будь природе другом". Перспективное планирование.

Программы дошкольного образования нового покаления ориентируют педагогов на построение воспитательно-образовательного процесса сообразно положениям общечеловеческой и российской культуры. Однако следу...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...