Главные вкладки

    СБОРНИК БУКЛЕТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
    материал

    Ефремова Наталья Анатольевна

    При создании буклетов был использован материал Интернет-сайтов.

    Информация для педагогов и заботливых родителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Самомассаж

    «Грибочки»

    На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки каждого пальца зубной щеткой.

    Правая рука:

    Вылезли на кочке (мизинец)

    Мелкие грибочки: (безымянный)

    Грузди и свинушки, (средний)

    Рыжики, волнушки. (указательный)

    Даже маленький пенек (большой)

        Левая рука:

    Удивленья скрыть не мог. (большой)

    Выросли опята, (указательный)

    Скользкие маслята, (средний)

    Бледные поганки, (безымянный)

    Встали на полянке. (мизинец)

    «У Лариски две редиски»

    Бельевой, не тугой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые «подушечки» от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения:

    У Лариски – две редиски,

    У Алешки – две картошки,

    А у Вовки – две морковки,

    А у Петьки – две редьки.

    Сопряженная гимнастика

    «Театр пальчиков»

    1.Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ (имитировать хотьбу пальчиков в

    заданном ритме: указательным и средним, большим и указательным, потом подвигать языком вверх-вниз, или сделать это сопряженно).

    2.Подошли к огороду (ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу).

    3.В огороде росли помидоры (ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно потянуть к носу).

    4.Помидоры мы соберем в корзину (пальцы рук переплетены «корзинкой», а язык – «чашечкой»).

    «Зайка»

    Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки

    - Вот, вот, вот! руки за спиной

    Зайка, зайка, где твой нос? хлопки

    - Вот, вот, вот! показать нос

    Зайка, зайка, лапы где? хлопки

    - Вот, вот, вот! показать руки

    Зайка, зайка, ушки где? хлопки

    - Вот, вот, вот! показать ушки

    РЕКОМЕНДАЦИИ:

    1. Не проводите игру холодными руками.

    2. Если в новой  игре имеются незнакомые ребенку персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

    3. Используйте максимально выразительную мимику.

    4. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите заранее, где нужно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

    5. Выбрав 2-3 игры – отработайте их, и затем постепенно заменяйте новыми.

    6. Проводите занятия весело, «не замечайте», если ребенок на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте все достижения ребенка!

    Желаем Вам успехов!

    Курск 2016

    ПОДГОТОВИЛ

    учитель-дефектолог Ефремова Н.А.


            Предисловие

            Давно замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на общее развитие, а в том числе и речевое развитие детей. Игры с пальчиками, возбуждая речевые центры в коре головного мозга, в конечном итоге, стимулирует развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усилится контроль за выполнением движений. Дети учатся концентрировать внимание и правильно его распределять. Параллельно развиваются другие психические процессы: память, внимание, мышление. Когда ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, развиваются воображение и фантазия, а в результате кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

            Уважаемые родители, примите, пожалуйста, к сведению, что работу по формированию мелкой моторики нужно начинать с момента рождения ребенка и действовать целенаправленно и систематично!

            Кроме традиционных пальчиковых игр можно использовать и многочисленные игровые приемы, которые включают самомассаж, нетрадиционное рисование, сопряженную гимнастику, а также «театр пальчиков».

            Этапы разучивания пальчиковых игр:

    1  этап. Взрослый сначала показывает ребенку игру сам.

    2 этап. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка.

    3 этап. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

    4 этап. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого.

    5 этап. Ребенок выполняет движения и проговаривает (по возможности) текст, а взрослый подсказывает и помогает.

            Сроки каждого этапа индивидуальны для каждого ребенка!

    ИГРЫ НА ЗАМЕТКУ.

    «Мышки» (Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке.  На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)

    Один, два, три, четыре, пять,
    Вышли мышки погулять!
    Испугались кошки, спрятались опять.

    «На работу»

    Большой палец встал один.

    Указательный — за ним.

    Средний будит безымянный.

    Тот поднял мизинчик малый.

    Встали братцы все — «Ура!»

    На работу им пора.

    Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — широко расставить пальцы в стороны.

    «Пальчики»

    Раз-два-три-четыре-пять —

    Вышли пальчики гулять.

    Раз-два-три-четыре-пять —

    В домик спрятались опять.

    Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

    «Кошки — мышки»

    Вот кулак, показать кулак левой руки

    А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверх

    На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой

    Села мышек посчитать,

    Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой 

    Мышки очень испугались, вращать кулаком

    В норки быстро разбежались спрятать кулак под правую подмышку

    «Пальчики здороваются»

    Утром встали пальчики- маленькие мальчики,

    Друг другу обрадовались,

    Здороваться начали.

    Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

    (поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

    «Белочка» 
    (поглаживаем руку, расправляя кулачок)
    Сидит белка на тележке,
    Продаёт свои орешки:
     
    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) 
    лисичке-сестричке, воробью, синичке,
    мишке косолапому, заиньке усатому.
     

    «Семья»

    Этот пальчик - дедушка (большой),
    Этот пальчик - бабушка (указательный),
    Этот пальчик - папочка (средний),
    Этот пальчик - мамочка (безымянный),
    Этот пальчик - я (мизинец).
    Вот и вся моя семья   (хлопать в ладоши).



    Предварительный просмотр:

    62. Запускать юлу.

    63. Запускать пальцами «волчки».

    63.  Выкладывать из палочек фигурки.

    64. Играть с пальчиковыми куклами.

    65. Играть с матрешками.

    66. Рисовать мелками, фломастерами, карандашами, красками кистью, красками пальцами.

    67. Раскрашивать картинки.

    68. Тереть продукты на терке.

    69. Разворачивать обертки на конфетах.

    70. Разламывать печенье на несколько частей – делиться.

    71. Снимать упаковку с подарков.

    72. Обводить плоскостные предметы карандашом на листе бумаги (или воспользоваться специальными «обводилками»).

    73. Штриховать изображенные предметы.

    74. Резать ножницами.

    75. Прятать в  «сухом бассейне» мелкие предметы и отыскивать их.

    76. Прятать в «сухом бассейне» кисти рук и отыскивать пальчики.

    77. Выкладывать из мелких предметов дорожки.

    78. «Шагать» пальцами по дорожкам из пуговиц.

    79. Набирать воду спринцовкой и выпускать в сосуд.

    80.  Набирать воду пипеткой

    и капать из пипетки.

    81. Заворачивать в фольгу орехи.

    82. Помогать накрывать на стол, расставлять посуду.

    83. Разбирать покупки из магазина (доставать из пакета).

    84. Дергать траву в огороде.

    85. Самостоятельно причесываться, делать прически маме.

    86. Рисовать пальцем на подносе с крупой (например, манкой).

    87. Рисовать пальцем на подносе с кефиром.

    88. Открывать и закрывать дверцы  и ящики на предметах мебели.

    89. Доставать из ящиков (или из стиральной машины) одежду и складывать обратно.

    90. Заниматься оригами.

    91. Играть в доктора: отщипывать кусочки ваты, ставить уколы,  бинтовать.

    92. Собирать мелкие предметы пинцетами разной величины.

    93. Помогать маме готовить салат (жать капусту, перемешивать руками нарезанные овощи и пр.).

    94. Переносить в ложке яйца на различном расстоянии (из емкости в емкость, стоящих рядом, на расстоянии 10 см., 30 см., 50 см., 1м и более).

    95. Втыкать палочки в крупу или изделия из пластилина.

    96. Наклеивать и снимать магниты с холодильника.

    97. Упаковывать саше чайных пакетиков и коробку.

    98. Кормить птичек – рассыпать зернышки.

    99. Кормить птичек – отщипывать кусочки хлеба.

    100. Пересыпать предметы горстью, щепотью, двумя разными пальцами.

    Курск 2016

    ПОДГОТОВИЛ

    учитель-дефектолог Ефремова Н.А.

    1. Играть в пальчиковые и ладошечные игры («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и пр.)

    2. Массировать пальчики ребенка (а еще ребенок массируем пальчики маме).

    3. Давать ребенку ощупывать различные предметы (в том числе щетки для одежды, зубные щетки, наждачную бумагу и пр.).

    4. Завязывать узелки на веревках, шнурках и лентах.

    5. Расстегивать и застегивать пуговицы, липучки, кнопки, молнии, крючки.

    6. Разминать тесто, пластилин, глину; лепить печение и пирожки.

    7. Вдавливать в пластилин мелкие предметы (фасоль, бусины, пуговицы, макароны и пр.)

    8. Делать простейшие аппликации (из бумаги, природных материалов).

    9. Очищать яйца, сваренные вкрутую.

    10. Очищать овощи, сваренные в мундире.

    11. Чистить мандарины, апельсины, бананы, гранаты. 

    12. Доставать косточки из абрикосов, слив, вишен, персиков.

    13. Перебирать крупы.

    14. Доставать ядра арахиса их стручков.

    15. Очищать от скорлупы фисташки и расколотые грецкие орехи.

    16. Выдавливать зубную пасту из тюбика (можно на зеркало, а потом еще и порисовать).

    17. Собирать с пола ниточки для вязания и шитья.

    18. Сматывать нитки в клубок.

    19. Открывать почтовый ящик

    ключом.

    20. Начищать обувь губкой или щеткой.

    21. Вешать кукольную одежду, используя прищепки.

    22. Открывать и закрывать крышки на посуде, банках, коробках.

    23. Закручивать и откручивать крышки на банках.

    24. Закрывать и открывать задвижки на дверях.

    25. Мять и рвать салфетки.

    26. Собирать на даче ягоды (клубнику, смородину, вишню).

    27. Перебирать ягоды (отделать опавшие листочки, отделять смородину от веточек).

    28. Доставать палочкой (линейкой) мелкие предметы из-под шкафа или из-под дивана.

    29. Включать и выключать свет (нажимая клавиши выключателя, дергая за веревочку на торшере).

    30. Вытирать пыль.

    31. Искать край на изоленте, скотче.

    32. Прилеплять и  отлеплять  наклейки.

    33. Перелистывать страницы книг или фотоальбомов.

    34. Запускать заводные механизмы игрушек, надавливать на «пищащие» игрушки.

    35. Махать веером (можно бумажным).

    36. Устраивать театр теней рук.

    37. Стирать кукольную одежду  (тереть кулачок о кулачок,  полоскать, встряхивать, отживать).

    38. Взбивать венчиком продукты (например, яйца).

    39. Мешать что-нибудь ложкой

    (например, манную кашу

    или сахар в чае).

    40. Катать карандаш между

    ладошек.

    41. Перебирать струны на гитаре (игрушечной или настоящей).

    42. Нанизывать кольца на стержень.

    43. Нанизывать бусины (макароны) на шнурок.

    44. Пересыпать сыпучие материалы из емкости в емкость.

    45. Переливать воду из одного сосуда в другой.

    46. Бросать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком.

    47. Опускать в сосуд с узким горлышком мелкие предметы, привязанные на веревочке.

    48. Самостоятельно есть ложкой мягкую и жидкую пищу.

    49. Использовать в песочнице лопатки и грабли.

    50. Шить иголкой.

    51. Забивать молоточком гвоздики, штырьки и пр.

    52. Ловить сачком бабочек и рыбок.

    53. Закручивать и откручивать шурупы и болты.

    54. Собирать пазлы.

    55. Надевать и снимать с пальцев кольца, наперстки.

    56. Собирать мозаику.

    57. Снимать и надевать колпачки на ручки и фломастеры.

    58. Наживать на кнопки-защелки у ручек.

    59. Играть на пианино (детском или настоящем).

    60. «Гадать на ромашке», отрывая лепестки.

    61.



    Предварительный просмотр:

    Игры с прищепками

    Годовалый ребенок пока не справится с прикреплением прищепок, зато у него хорошо получится снимать их с различных предметов: с пластмассового ведерка, с деревянной палочки, с книжки. 

    Игры с шашками

    Копилка

    Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.

    Ячейки

    Возьмите ячейки от конфет или емкость для изготовления льда. Пусть малыш раскладывает черные и белые шашки по ячейкам.

    Яблоки на яблоне

    Вырежьте из цветного картона яблоню. Разложите на ней яблоки (пуговицы или красные шашки). Предложите малышу собрать в миску урожай яблок.

    Игры со шнурками и ленточками

    Узелки на память

    Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом из них узелки. Предложите малышу их все отыскать.

    Непослушный шнурок

    Возьмите шнурок и пропустите его между пальцами ребенка: кладем на большой, пропускаем снизу под безымянным, сверху над большим и т.д.

    Можно обвязать все пальцы, чтобы ребенок попытался самостоятельно распутать пальчики.

    Игры с палочками и спичками

    Спички в коробке

    Предложите малышу уложить спички в коробок. (Со спичек желательно заранее удалить серную головку).

    Пузырек и спички

    Возьмите высокий пузырек с небольшим круглым отверстием и покажите малышу, как можно наполнять его спичками.

    Большие и маленькие палочки

    Приготовьте пять палочек разной длины (можно использовать цветные карандаши). Предложите малышу выложить их на столе, начиная с самой маленькой палочки. 

    Игры с бумагой и салфетками

    Снежки из бумаги

    Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку)  чтобы получился снежок.

    Снежинки из бумаги

    Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.  

    Секретики

    Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

    Закладки

    Возьмите толстую крепкую книгу и положите в неё много бумажных закладок. Малыш с удовольствием займется их «выуживанием». Потом можно предложить малышу самому заложить в книгу закладки.

    Волшебные конфетки

    Возьмите фантики от конфет и заверните в них небольшие игрушки. Малышу надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы.

    Книжки-игрушки

    Детям нравится рассматривать книжки-игрушки, в которых можно открывать клапаны>, нажимать на кнопочки, крутить детальки, ощупывать вставки из материалов разной фактуры   – меха, кожи, ткани и др.

    ЖЕЛАЕМ ВАМ ВЕСЕЛОЙ ИГРЫ!

    Курск 2016

    ПОДГОТОВИЛ

    учитель-дефектолог Ефремова Н.А.


    Мелкая ручная моторика   – это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.

    Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. 

    Игры с баночками и коробочками

    Подбери крышку

    Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.

    Яичный контейнер

    Возьмите пластмассовый контейнер от куриных, перепелиных или шоколадных (киндер-сюрпризов) яиц. Предложите малышу распределять в ячейки капсулы от киндер-сюрпризов. Чтобы малышу было интереснее – в капсулы можно насыпать различные крупы.

    Игры с пирамидками

    Колечки завертелись

    Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Вскоре малыш поймет принцип игры и будет действовать самостоятельно.

    Колечки-колесики

    Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.

    Собираем пирамидку

    Помогите малышу разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывайте ребенку, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.

    Игры со стаканчиками

    Стаканчики спрятались

    Сложите один стаканчик в другой и поставьте их перед ребенком днищем вверх. Под самый нижний стаканчик можно спрятать сюрприз. Скажите: «Что у нас тут прячется?» и поднимите верхний самый большой стаканчик – под ним будет стаканчик поменьше. Попросите ребенка поднять и его – там еще меньший стаканчик. Таким образом, малыш вскоре обнаружит сюрприз.

    Пирамидка из стаканчиков

    Вам понадобиться набор из 3-5 стаканчиков разных размеров. Стаканчики нужно ставить один на другой, чтобы получилась пирамидка.

    Кто тут прячется?

    Выложите стаканчики на столе в ряд, предварительно спрятав под каждым стаканчиком небольшую игрушку. Малышу надо будет поднимать каждый стаканчик и, заглянув под него, обнаруживать какую-то игрушку.

    Переверни стаканчики

    Расставьте перед ребенком стаканчики днищем вверх и попросите его перевернуть их в обычное положение.

    Игры с матрешками

    Матрешка в матрешке

    Покажите малышу, как открывать матрешки и вынимать их друг из друга, а потом снова закрывать. Затем помогите малышу снова собрать матрешек в одну большую матрешку.

    Кто съел конфетку?

    Положите в одну из матрешек конфетку и попросите малыша угадать, кто из матрешек съел конфетку. Малыш может подносить к уху и греметь матрешкой, а может открывать каждую и заглядывать внутрь.

    Игры с рамками-вкладышами

    Рамки-вкладыши состоят из двух частей: рамки с подложкой и вкладыша со штырьком, за который удобно держаться. Ребенку нужно вкладывать вкладыши в соответствующие отверстия. Рамки – вкладыши могут быть на разные темы: овощи, фрукты, игрушки, животные, геометрические формы и т.д.

    Игры с мозаикой

    Для маленьких детей подойдет только крупная мозаика в виде объемных шестиугольных фишек-сот  или в виде «гвоздиков-грибочков» с круглыми шляпками.

    Снег или дождь

    Предложите малышу изобразить дождь или снег (в зависимости от времени года на данный момент). Малышу нужно выложить в произвольном порядке на основе синие элементы мозаики.

    Звездочки на небе

    Приготовьте игрушку животного, например волка. И скажите малышу, что волк бродит в лесу и ему темно. Надо зажечь на небе звездочки: расположить в произвольном порядке желтые детали мозаики. «Утром», когда взойдет солнышко, звездочки можно убрать.

    Горох для петушка

    Нужно покормить горохом игрушечного петушка. Для этого зеленые детали мозаики вставляются в доску-основу.



    Предварительный просмотр:

    Курочка и цыплятки

    Посередине поля-доски выкладываем белую деталь мозаики (курочку). Курочка зовет своих цыпляток: «Цып-цып, мои цыплятки…». Ребенку надо выложить возле белой «курочки» желтые детали мозаики. Можно озвучить голос курицы и цыплят.

    Утка и утята

    Поставьте на доску-поле игрушку маленькой утки и предложите ребенку выстроить маленьких желтых «утяток» позади мамы – гуськом, друг за другом: «кря-кря-кря».

    Игры с конструктором

    Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями,   которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом. 

    Игры с магнитами 

    Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу. 

    Игры с прищепками

    Ребенок третьего года жизни справится и с прикреплением прищепок, например, на пластмассовое ведерко, на книжку, на картонные силуэты (ежика, солнышка, елочки) и т.д. 

    Игры с шашками

    Шашки – камешки

    Малышу нужно кидать шашки в банку из-под кофе с прорезанным отверстием в крышке, а камушки складывать в коробку.

    Дорожка

    Наклейте на линейку двусторонний скотч и предложите малышу выложить дорожку - наклеить на него пуговицы. Двусторонний скотч можно наклеивать на любые предметы и предлагать ребенку выкладывать на них пуговицы. 

    Игры со шнурками и ленточками

    Бусы

    Возьмите деревянные шарики с отверстиями и длинный шнурок. На конце шнурка привяжите погремушку (чтобы шарики не проскальзывали). Предложите малышу нанизать шарики на шнурок.

    Круг 

    Можно выложить из шнурка на столе круг. Круг может быть бусами, буквой О, колечком, обручем и т.п.

    Шнуровка

    Предлагайте малышу пособия, в которых с помощью шнурка нужно пришивать различные детали. 

    Игры с палочками и спичками

    Волшебные палочки

    Разложите на столе счетные палочки. Возьмите с малышом по одной палочке и этой палочкой «причешитесь», предложите сделать тоже самое ребенку, потом положите её на стол. Возьмите с ребенком две следующие и как бы порисуйте ими и т.д.

    Дорожка и забор из палочек

    Из счетных палочек помогите ребенку выложить забор или дорожку.

    Многоразовые наклейки 

    Для занятий можно использовать как книжки-наклейки, так и отдельные, желательно многоразовые наклейки. Наклейки клеятся в соответствующую книгу, на лист бумаги или картона, на холодильник, на стекло, на зеркало, на пластмассовые игрушки и другие гладкие поверхности. Наклейки можно интересно обыгрывать и придумывать с ними занимательные истории.

    ЖЕЛАЕМ ВАМ ВЕСЕЛОЙ ИГРЫ!

    Курск 2016

    ПОДГОТОВИЛ

    учитель-дефектолог Ефремова Н.А.


    Мелкая ручная моторика   – это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.

    Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. 

    Игры с баночками и коробочками

    Баночки и палочки

    В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Малыш будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.

    Сундучок с сокровищами

    В сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки: брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндер-сюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и пр. Малыш с удовольствием будет открывать - закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое.

    Игры с пирамидками 

    По порядку становись

    Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.

    Нанижи на шнурок

    Колечки от пирамидки можно нанизывать не только на стержень, но и на шнурок или веревочку.

    На стержень от пирамидки можно нанизывать не только колечки, но и предметы с отверстиями (крупные шарики, бигуди, резинки от волос и т.п.)

    Игры со стаканчиками

    Пирамидка из стаканчиков

    Вам понадобиться набор из 5-7 стаканчиков разных размеров. Стаканчики нужно ставить один на другой, чтобы получилась пирамидка.

    Друг в дружке

    Помогите ребенку вкладывать один стаканчик в другой, соблюдая строгую последовательность: от большого к маленькому. 

    Кто в стаканчике живет

    Для игры вам понадобится набор из пяти стаканчиков разных размеров. Подберите небольшие игрушки, которые смогли бы уместиться в стаканчиках. Предложите малышу распределить игрушки по домикам – кто где живет?

    Игры с матрешками 

    Матрешка в матрешке

    Покажите малышу, как открывать матрешки и вынимать их друг из друга, а потом снова закрывать. Затем помогите малышу снова собрать матрешек в одну большую матрешку.

    Кто в  матрешечке живет?

    В каждую матрешку положите по одной небольшой игрушке и выставите их перед малышом. Из одной матрешки например может выглядывать кончик атласной ленты. Малыш с интересом будет раскрывать матрешки и разглядывать их содержимое.

    Игры с пазлами

    Пазлы – это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.).

    Игры с абаками

    Абаки представляют собой основу-подставку со штырьками разной формы и толщины, на которые нанизываются кольца, шарики и другие фигуры по определенному признаку (цвету, размеру, форме).

    Игры с сортерами 

    Сортер – это развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру. Сортеры могут быть выполнены в виде дощечек, коробочек, ящичков, машинок, домиков, часов и других игровых панелей. В сортерах имеются разные по форме и размеру углубления или прорези, в которые вставляются или опускаются определенные фигуры.

    Игры с мозаикой

    Для маленьких детей подойдет мозаика в виде объемных шестиугольных фишек-сот  или в виде «гвоздиков-грибочков» с круглыми шляпками.

    Дорожка

    Покажите малышу игрушку животного (например, зайчика) от киндер-сюрприза. Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.

    Цветочки на поляне

    Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых и зеленых деталей мозаики. А затем можно вместе с ребенком собрать цветочки.

    Грибы в лесу

    Приготовьте игрушки медведя и девочки Машеньки. Они отправятся в лес по грибы. Предложите малышу распределить по лесу как можно больше грибов. А затем пусть медведь и Маша соберут грибы.



    Предварительный просмотр:

    ЖЕЛАЕМ ВАМ РАДОСТИ

    ОТ СОВМСЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА!

    КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО

    АРТ-ТЕРАПЕВТА

    «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ..?»

    1. Устал – рисуй цветы.

    2. Злой – рисуй линии.

    3. Болит – лепи.

    4. Скучно – заполни листок бумаги разными цветами.

    5. Грустно – рисуй радугу.

    6. Страшно – плети макраме или делай аппликации из тканей.

    7. Хочешь сконцентрироваться на цели – рисуй сетки и мишени.

    8. При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки.

    9. Чувствуешь беспокойство – складывай оригами.

    10. Хочешь расслабиться – рисуй узоры.

    11. Важно вспомнить – рисуй лабиринты.

    12. Ощущаешь неудовольствие – сделай копию картины.

    13. Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги.

    14. Надо что-то понять – нарисуй мандалы.

    15. Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи.

    16. Хочешь понять свои чувства – рисуй автопортрет.

    17. Важно запомнить состояние – рисуй цветовые пятна.

    18. Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты.

    19. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях – сделай коллаж.

     20. Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками.

    21. Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги.

    22. Чувствуешь, что «застрял» и надо двигаться дальше – рисуй спирали.

    Курск 2016 

    ПОДГОТОВИЛ

    учитель-дефектолог Ефремова Н.А.

    Рисование – это такой удивительный вид творчества, который могут освоить дети в любом возрасте.

    Существуют различные техники рисования. Одна из них – рисование пальчиками, которая как раз и подойдет детям раннего возраста.

    Итак, с чего начать?

    Прежде, чем начнется творчество, переоденьте малыша или совсем оставьте без одежды (если, конечно, тепло в доме).

    Возьмите чистый лист бумаги, а лучше расстелите на полу рулонные обои. Чем больше пространство для творчества, тем лучше – не ограничивайте фантазию малыша в рамках маленького листа.

    Для рисования вам понадобятся пальчиковые краски. Они сейчас продаются в любом магазине, а главное – безопасны для самых маленьких творцов!

    Покажите ребенку, как можно макать пальчик в краску и оставлять на бумаге следы. И не только следы – рисуем дорожки, каракули, рожицы. И Вы увидите, сколько восторга будет у крохи, когда он создаст разноцветный шедевр!

    Польза от рисования пальчиками огромна – ребенок снимает напряжение, сбрасывает отрицательные эмоции, развивает моторику рук, учится фантазировать, чувствовать цвета и их оттенки.

    Предложите малышу раскрашивать пальчиками несложную картинку мамы – кружок, цветок.

    Не бойтесь, если «художник» начнет разрисовывать себя. Пальчиковые краски – совсем не вредны, не токсичны и легко смываются водой.

    Можно предлагать детям рисовать пальчиками во время купания.

    Поэкспериментируйте над созданием образов на кафеле. Детям нравится наблюдать, как стекают струйки воды, особенно если они еще и цветные.

    Интересный опыт – смешивание красок. Покажите малышу, как получаются новые цвета и оттенки. Возможности рисования пальчиками безграничны!

    После того, как на листе появились «следы» от маленьких пальчиков, дорисуйте их – и у вас оживет целая сказка. Теперь это не просто клякса, а мишка, который идет в гости к слоненку. Или цветочная полянка, на которой растут сказочные цветочки, порхают бабочки, кружатся пчелы.




    Предварительный просмотр:

    к которой относятся похлопывание, потряхивание и т. д.

    Пример пальчиковой гимнастики-вибрации в песочнице:

    Раскатились по дорожке разноцветные горошки.

    Птички весело клюют, нам горошка не дают (похлопываем пальцами по песку – «дождик»).

    Педагог поясняет, что на песке появились точки, они похожи на капельки дождя.

    Капельки-дождинки упали на травинки.

    Кап-кап капельки, кап-кап маленьки (похлопываем пальцами по песку – «дождик»).

    На ладошки дети ловят капли эти.

    Кап-кап капельки, кап-кап маленьки (педагог похлопывает пальцами по ладоням ребенка, которые лежат на песке).

    Солнечные зайчики у меня в ладошке (похлопываем ладонями по песку).

    Поиграю пальцами, покружу немножко (круговыми движениями растираем песок ладонями с сомкнутыми пальцами).

    Много мы сейчас играли, наши пальчики устали.

    Наши пальчики встряхнем,

    И играть опять начнем (ладони лежат на песке).

    Как сожму я кулачок,

    Да поставлю на бочок (ладони лежат на песке, сжимаем кулачки, ставим на ребро)

    Кулачками постучу, быстро двигаться хочу.

    Раз - кулак, два - кулак.

    Я умею быстро так (похлопываем кулачками по песку, ускоряя темп).

    Поиграли – отдохните!

    Ваши пальчики встряхните (потряхиваем ладонями).

            Комплексное коррекционно-развивающее занятие с использованием элементов песочной терапии, направленное, с одной стороны, на профилактику развития вторичных осложнений, с другой – на оптимизацию двигательной активности ребенка раннего возраста может выглядеть следующим образом:

    - чувства на ладошке

    Солнышко яркое в небе сияло,

    Лучами своими всех согревало (поглаживаем песок ладонями с разомкнутыми пальцами).

    Тучки по небу быстро бежали,

    Лучики в тучках надолго застряли (нащупываем в песке игрушки-миниатюры: камешки-марблс).

    Но появился ветер могучий

    И разогнал все мрачные тучи (поглаживаем песок ладонями, собираем камешки).

    - отпечатки

    Скачут две лягушки – зеленные квакушки.

    Комаров они поели, прогуляться захотели.

    Шлеп-шлеп ножками, хлоп-хлоп ладошками (хлопаем ладонями с сомкнутыми / разомкнутыми пальцами по песку).

    - прятки

    Бежит лиса по мостику, метет перила хвостиком.

    А навстречу зайчики – маленькие пальчики:

    «Ой, боимся мы лису! Быстро спрячемся в лесу!» (растираем в разных направлениях и углубляем ладони в песок).

    - пересыпание

    Роет норку хитрый крот. Он копает огород.

    Роет здесь и роет там. В середине, по бокам (набираем песок ладонями и пересыпаем из одного места в другое).

    - рисование (рисуем линии, соответствующие тексту стихотворения).

    1,2,3,4,5: буду пальцем рисовать.

    Нарисую солнца круг,

    Ну, и лучики вокруг.

    Солнце лучики роняет

    И дорожку согревает.

    На солнышке травинки,

    Выпрямляют спинки.

    Вариантов проведения пальчиковых игр значительное множество и ограничивается только фантазией заинтересованного в результате специалиста. Безусловно, в этом виде деятельности есть свои традиционные и не традиционные формы подачи материала и приемы работы, но каждый специалист привносит свою уникальную лепту, что помогает поддерживать индивидуальный интерес каждого ребенка.

    В настоящее время существует множество программ, содержащих различные задания и упражнения с использованием песка как сухого, так и мокрого (кинетического). Но все они объединены единой целью: не менять ребенка, а дать ему возможность быть собой.

    Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи 

    «КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО,

    МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»


    305000, г. Курск, ул. Кирова, д. 7;   тел.: (4712) 51-14-75,  

    305048, г. Курск, пр. Дружбы, д. 5, тел.: (4712) 57-20-85

    http://www.pmc-kursk.ru

    Составитель:

    Ефремова Н.А., учитель-дефектолог

    Курск 2019 

    «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию

    и активизирует возможности самоисцеления,

     заложенные в человеческой психике»

    К.Г. Юнг

    На сегодняшний день существует множество методик, техник, методов и приемов, в том числе инновационных, позволяющих педагогам оказать адресную помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, где психокоррекционная работа играет важнейшую роль.

    Песочная терапия – вид арт-педагогики, который включает в себя систему упражнений и игр с песком. Этому методу уже более ста лет, но его применение в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития и по сей день не теряет своей актуальности.

    Одним из лучших способов формирования навыков у ребенка является игра, которая стимулирует его активное двигательное и психоречевое развитие.

    Пальчиковые игры, организованные с речевым сопровождением, превращаются в маленькие, но познавательные сюжеты. У ребенка, не имеющего возможности активно говорить, руки становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он обозначает образы и сюжеты. Поэтому эффективность пальчиковых игр отмечают как специалисты педагогического и медицинского профиля, так и родительское сообщество.

    Но по сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Поэтому, прежде чем проводить данный вид игры, следует знать, что в пальчиковых играх, как и в классическом ручном массаже, существуют основные приемы, их чередование и объем выполнения, что находится в прямой зависимости от состояния мышечного тонуса малыша.

    Одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять легко, скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.

    Пример пальчиковой гимнастики-поглаживания в песочнице:

    Все котятки мыли лапки:

    Вот так! Вот так! (поглаживаем песок ладонями).

    А потом они устали,

    Сладко-сладко засыпали (ладони статично лежат на песке).

    Как у нашей кошки мягонькие ножки (ладони лежат на песке, поглаживаем рукой по руке),

    А на мягких лапках – коготки царапки (разгребаем (глубокое поглаживание) песок пальцами).

    Как у нашей мышки ножки-коротышки (ладони лежат на песке поглаживаем рукой по руке).

    Ножки мышкины спешат к сырной корке - и назад (разгребаем (глубокое поглаживание) песок пальцами).

    Киска с нитками играла, все клубочки размотала (разгребаем песок ребром ладони от себя).

    Помоги, дружочек, намотать клубочек (сгребаем песок ребром ладони на себя).

    Еще один прием – это растирание. В отличие от поглаживания давление на поверхность кожи усиливается, и рука как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку.

    Пример пальчиковой гимнастики-растирания в песочнице:

    Тишь да гладь, никого не видать (ладони спокойно лежат на песке),

    Только легкая волна набежит издалека (поглаживаем песок ладонями).

    Ладошками песочек быстро разотру (продольно растираем песок ладонями с сомкнутыми пальцами по поверхности песочницы),

    Я среди песочка рыбок поищу.

    Рыбка плавает в водице (набираем песок в ладони, перетираем между ладошек с сомкнутыми пальцами),

    Рыбке весело играть.

    Рыбка, рыбка, озорница,

    Мы хотим тебя поймать.

    Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла (набираем песок «щепотью», перетираем пальцами).

    Рыбка хвостиком вильнула. Рыбка быстро уплыла.

    Маленькие рыбки плавали в реке (поперечно растираем песок пальцами по поверхности песочницы),

    Весело играли там, на глубине (глубоко, поперечными движениями, растираем песок ладонью с разомкнутыми пальцами, постепенно углубляем пальцы в песок).

    И сказала рыбка: "Нырять здесь не легко,

    Потому что очень-очень глубоко!"

    Глубоко на дне речном,

    Рак гуляет босиком (набираем песок в ладони, перетираем между ладоней с сомкнутыми пальцами):

    Он натер сегодня пятку,

    Целый день плясал вприсядку (набираем песок «щепотью», перетираем пальцами).

    Важным приемом в любом виде массажа является разминание, при котором происходит смещение и сдавливание мышц.

    Пример пальчиковой гимнастики-разминания в песочнице:

    Разровняли огород, где много овощей растет (разглаживаем песок ладонями с разомкнутыми пальцами).

    В огороде у нас в ряд – восемь длинных гряд (глубоко поглаживаем песок ладонями с сомкнутыми пальцами).

    В руки мы песок берем, по крупинкам перетрем (растираем песок между ладоней с сомкнутыми пальцами).

    Наберем песок в ладошки и подержим так немножко (захватываем песок кулачками);

    Отпускаем песок, делаем бугорок.

    На бугорке я травку рву одной-другой рукой.

    Смотрите люди на меня, помощник я какой (поочередно захватываем песок пальцами правой и левой руки: щепотный, пинцетный захват),

    Теперь овощи сорвем и в лукошко соберем:

    С веток овощи снимаю и в лукошко собираю.          

    Будет полное лукошко, я пойду с ним по дорожке (поочередными хватательными движениями пальцами левой и правой руки собираем игрушки-миниатюры - овощи, спрятанные в песке).

    Мы фонарики зажжем, а потом гулять пойдем.

    Вот фонарики сияют, нам дорожку освещают (ладони лежат на песке, поочередно сжимаем и разжимаем кулачки).

    Не менее важный массажный прием, в том числе и в пальчиковых играх – вибрация,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сборник рекомендаций "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста".

    Пальчиковые игры, рекомендации для родителей, нетрадиционные методы развития мелкой моторики....

    Сборник дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста

    В сборнике представлены дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей группы раннего возраста. Игры можно включать как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в...

    Буклет "Артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

    quot;Артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"...

    Конспект занятия по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики для детей раннего возраста «Кошка и ее котята»

    :  развивать мелкую моторику пальцев рук; знать и называть основные цвета и  форму предметов....

    Буклет "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

    В данном буклете раскрыты некоторые направления, по которым можно заниматься развитием мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях....

    Влияние пальчиковых игр и фольклора на развитие речи и формирования мелкой моторики у детей раннего возраста.

    Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают ко...