воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям пожилого возраста
консультация (средняя группа) на тему

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям  пожилого возраста»

                                                                           

Значение семейного воспитания заключается в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребенка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Проблемы современного общества оказывают влияние на благополучие семьи, развитие семейных отношений. Такие факторы как социальная нестабильность, постоянно возрастающий темп жизни, повышенное внимание к материальной обеспеченности семьи отвлекают родителей от задач воспитания и развития собственных детей. Не следует забывать, что в социальном институте семьи кроме детей и родителей существует еще один участник воспитательного процесса – старшее поколение. Бабушки и дедушки помогают окунуться в мир семьи, где из поколения в поколение передаются забота и любовь, душевные и духовные силы, нравственные устои и традиции семейного рода. Началом совместных действий, объединяющих старшее поколение, родителей и детей, может стать создание «Книги народной мудрости», в которую записываются произведения фольклора, изречения известных писателей и философов, имеющие значение в работе с детьми и их семьями по формированию уважительного отношения к людям старшего поколения. Содержание книги пополняют педагоги и члены семей. А затем рассматривают ее с детьми, обсуждают смысл пословиц, поговорок, изречений, побуждают использовать их в речи.
В поисках пословиц, поговорок и афоризмов люди старшего поколения объединялись в творческие группы, а позже организовали «Клуб бабушек». В ходе работы клуба бабушки и дедушки обсуждают с педагогами: как приучить внука к дисциплине, самостоятельности, труду, как привить любовь кчтению, как раскрыть творческие способности и т.п.
С детьми целесообразно проводить занятия и беседы, целью которых является обогащение опыта ребенка и формирование эмоционального отношения к представителям старшего поколения. На занятиях («Сколько я в слове "семья"?», «Ветви и корни», «Сундук старой бабушки» и др.) дошкольники знакомятся с биографией близких, историей семьи, родословной, учатся бережному отношению к семейным реликвиям. Одними из эффективных средств формирования положительного отношения к дедушкам и бабушкам являются знакомство с семейным фотоальбомом, составление родословной «Древо моей семьи» и рассказов о семье. Приведем пример одного из таких рассказов. «Это я, Матвей Ребров. Я хожу в садик. Это папа Женя. Он работает на компьютере. Мы вместе играем в футбол, собираем конструктор. А еще он купает меня в ванне с пеной. Это мама Лена. Она меня очень любит. Мама поздно приходит домой с работы. Бабушка Люда варит суп, делает котлеты, гуляет со мной, забирает из садика. Дедушка Женя ходит на работу, читает мне книжки, дает посмотреть свои инструменты - молоток, отвертки, рулетку. Дедушка Коля летает на самолете в командировки и покупает мне книжки. Бабушка Оля стирает мне пижаму, штанишки, дарит подарки. Бабушка Зина печет вкусные блины. Дедушка Вася играет на баяне, и мы все вместе поем детские песни. К бабушке Нине мы часто ездим в гости: у нее есть маленький самоварчик, и мы пьем из него чай. Я всех их очень люблю».

^ Речевые игры помогают воспитывать уважительное отношение, чувство сострадания и любви к пожилым людям, учат выражать доброе отношение к старшим, находить нужное слово, преодолевать ложный страх перед выражением своих эмоций. Приведем несколько игр.
^ Игра «Вот какая бабушка!». Педагог показывает картинку с изображением бабушки, предлагает детям подобрать слова, которые ее характеризуют.(Ласковая, заботливая, внимательная, нежная, веселая и т.д.)
^ Игра «Письмо бабушке». Дети знакомятся с жанром письма, учатся составлять послание любимому человеку. («Дорогая бабушка! Вчера мы с мамой смотрели альбом с фотографиями, и я увидела нашу с тобой фотографию. Ты помнишь, мы ходили с тобой в зоопарк? Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Я очень хочу тебя увидеть. Приезжай к нам в гости. Твоя внучка Саша».)
^ Игра «Старичок-Лесовичок устал» («Баба Яга рассердилась»). Дети, взяв на себя роль Старичка-Лесовичка (Бабы Яги), выбирают необходимые атрибуты и, используя различные средства выразительности (мимика, жесты, сила и тембр голоса и т.д.), изображают сказочного персонажа.
Цель игры - развитие эмпатии, эмоциональной отзывчивости и толерантности детей по отношению к представителям старшего поколения. После таких игр ребенку легче понять собственных бабушек и дедушек.
^ Речевые игры-упражнения в форме соревнования. Побеждает участник, который придумает наибольшее число предложений, начинающихся со слов «моя бабушка», «мой дедушка», «старушки». («Моя бабушка самая добрая», «Моя бабушка ласковая», «Моя бабушка печет вкусные пироги», «Моя бабушка умеет шить» и т.п.)
^ Игра «Комплименты». Детям и бабушкам предлагается по очереди выразить свое положительное отношение друг к другу. «Давайте скажем нашим бабушкам и дедушкам самые приятные, теплые, любезные слова и посмотрим, как изменится лицо бабушки, как потеплеют глаза дедушки». Дети с радостью включаются в игру: «Моя бабушка самая красивая, нежная, молодая, у нее красивое платье, задорный смех...». С любовью глядя в сторону бабушки или дедушки, говорили: «Какой ты молодой! У тебя красивая прическа и блестящие волосы! Ты такая трудолюбивая! У тебя доброе сердце! Какой ты нарядный! У тебя красивая кофта! Какой ты умный! Ты самый добролюбительный (детское словотворчество)! Я хочу с тобой дружить! Какая ты ласковая! Ты красиво играешь на скрипке!». Бабушки тоже в своих комплиментах стремятся найти хорошие качества внуков, добрые слова в их адрес: «Мой внучек такой заботливый и ласковый.» «Моя внучка старательная и трудолюбивая, она помогает мне пропалывать грядки, поливать помидоры.» «Мои внуки очень внимательные, они всегда поздравляют меня с праздниками и дарят подарки, сделанные своими руками. Я сохраняю все их подарки.» Игра помогает понять, как приятно не только получать комплименты, но и дарить их.

^ Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, диафильмов, затрагивающих тематику отношения к людям пожилого возраста, позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека, обогатить опыт эмпатийных переживаний.

Встречи с бабушками и дедушками, досуги, праздники целесообразно сделать традиционными в работе ДОУ. В каждом досуге или празднике кроме выступления детей и бабушек, совместных песен, танцев, игр организуются разнообразные конкурсы.

Приведем наиболее полюбившиеся всем конкурсы из досугов «Бабушки и внуки», «Бабушка и я - добрые друзья» и т.д.

«Узнай себя». На стене развешены портреты, нарисованные детьми; бабушки и дедушки узнают себя.

«Узнай внука». Бабушкам завязывают глаза, и они на ощупь ищут своего внука.

«Старая сказка на новый лад». Дети вместе с бабушками и дедушками переделывают сказку «Колобок» на новый лад.

«Угадай мелодию». Бабушки и дедушки узнают детские музыкальные произведения, называют автора слов и композитора.

«Чудо-угощение». Все гости пробуют угощение, приготовленное бабушками и внуками, оценивают домашнее задание.

^ Игра-задание «Нарисуй портрет бабушки» направлена на расширение у дошкольников представлений о своих близких.
Детские рисунки помогают дошкольникам прочувствовать и передать эмоциональное состояние людей старшего поколения, их духовный мир, внешние черты (морщинки, усталый взгляд, седина). Педагог помогает детям показать особенности пожилых людей, с помощью художественных средств передавать эмоции человека, «читать» портреты людей, имеющих за плечами большой жизненный опыт, понимать их заботы и эмоциональное состояние.
Наиболее интересные рассказы из этой книги приняли участие во Всероссийском открытом конкурсе «Моя любимая бабушка». Трое из участников стали дипломантами конкурса в номинации «Литературное творчество».
Духовная забота требует больших усилий, но она рождает в сердце ребенка любовь и признательность, потребность и желание общаться, делать приятное близкому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozhiloy_chelovek.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям  пожилого возраста»

                                                                           

Значение семейного воспитания заключается в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребенка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Проблемы современного общества оказывают влияние на благополучие семьи, развитие семейных отношений. Такие факторы как социальная нестабильность, постоянно возрастающий темп жизни, повышенное внимание к материальной обеспеченности семьи отвлекают родителей от задач воспитания и развития собственных детей. Не следует забывать, что в социальном институте семьи кроме детей и родителей существует еще один участник воспитательного процесса – старшее поколение. Бабушки и дедушки помогают окунуться в мир семьи, где из поколения в поколение передаются забота и любовь, душевные и духовные силы, нравственные устои и традиции семейного рода. Началом совместных действий, объединяющих старшее поколение, родителей и детей, может стать создание «Книги народной мудрости», в которую записываются произведения фольклора, изречения известных писателей и философов, имеющие значение в работе с детьми и их семьями по формированию уважительного отношения к людям старшего поколения. Содержание книги пополняют педагоги и члены семей. А затем рассматривают ее с детьми, обсуждают смысл пословиц, поговорок, изречений, побуждают использовать их в речи.
В поисках пословиц, поговорок и афоризмов люди старшего поколения объединялись в творческие группы, а позже организовали «Клуб бабушек». В ходе работы клуба бабушки и дедушки обсуждают с педагогами: как приучить внука к дисциплине, самостоятельности, труду, как привить любовь кчтению, как раскрыть творческие способности и т.п.
С детьми целесообразно проводить занятия и беседы, целью которых является обогащение опыта ребенка и формирование эмоционального отношения к представителям старшего поколения. На занятиях («Сколько я в слове "семья"?», «Ветви и корни», «Сундук старой бабушки» и др.) дошкольники знакомятся с биографией близких, историей семьи, родословной, учатся бережному отношению к семейным реликвиям. Одними из эффективных средств формирования положительного отношения к дедушкам и бабушкам являются знакомство с семейным фотоальбомом, составление родословной «Древо моей семьи» и рассказов о семье. Приведем пример одного из таких рассказов. «Это я, Матвей Ребров. Я хожу в садик. Это папа Женя. Он работает на компьютере. Мы вместе играем в футбол, собираем конструктор. А еще он купает меня в ванне с пеной. Это мама Лена. Она меня очень любит. Мама поздно приходит домой с работы. Бабушка Люда варит суп, делает котлеты, гуляет со мной, забирает из садика. Дедушка Женя ходит на работу, читает мне книжки, дает посмотреть свои инструменты - молоток, отвертки, рулетку. Дедушка Коля летает на самолете в командировки и покупает мне книжки. Бабушка Оля стирает мне пижаму, штанишки, дарит подарки. Бабушка Зина печет вкусные блины. Дедушка Вася играет на баяне, и мы все вместе поем детские песни. К бабушке Нине мы часто ездим в гости: у нее есть маленький самоварчик, и мы пьем из него чай. Я всех их очень люблю».

^ Речевые игры помогают воспитывать уважительное отношение, чувство сострадания и любви к пожилым людям, учат выражать доброе отношение к старшим, находить нужное слово, преодолевать ложный страх перед выражением своих эмоций. Приведем несколько игр.
^ Игра «Вот какая бабушка!». Педагог показывает картинку с изображением бабушки, предлагает детям подобрать слова, которые ее характеризуют.(Ласковая, заботливая, внимательная, нежная, веселая и т.д.)
^ Игра «Письмо бабушке». Дети знакомятся с жанром письма, учатся составлять послание любимому человеку. («Дорогая бабушка! Вчера мы с мамой смотрели альбом с фотографиями, и я увидела нашу с тобой фотографию. Ты помнишь, мы ходили с тобой в зоопарк? Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Я очень хочу тебя увидеть. Приезжай к нам в гости. Твоя внучка Саша».)
^ Игра «Старичок-Лесовичок устал» («Баба Яга рассердилась»). Дети, взяв на себя роль Старичка-Лесовичка (Бабы Яги), выбирают необходимые атрибуты и, используя различные средства выразительности (мимика, жесты, сила и тембр голоса и т.д.), изображают сказочного персонажа.
Цель игры - развитие эмпатии, эмоциональной отзывчивости и толерантности детей по отношению к представителям старшего поколения. После таких игр ребенку легче понять собственных бабушек и дедушек.
^ Речевые игры-упражнения в форме соревнования. Побеждает участник, который придумает наибольшее число предложений, начинающихся со слов «моя бабушка», «мой дедушка», «старушки». («Моя бабушка самая добрая», «Моя бабушка ласковая», «Моя бабушка печет вкусные пироги», «Моя бабушка умеет шить» и т.п.)
^ Игра «Комплименты». Детям и бабушкам предлагается по очереди выразить свое положительное отношение друг к другу. «Давайте скажем нашим бабушкам и дедушкам самые приятные, теплые, любезные слова и посмотрим, как изменится лицо бабушки, как потеплеют глаза дедушки». Дети с радостью включаются в игру: «Моя бабушка самая красивая, нежная, молодая, у нее красивое платье, задорный смех...». С любовью глядя в сторону бабушки или дедушки, говорили: «Какой ты молодой! У тебя красивая прическа и блестящие волосы! Ты такая трудолюбивая! У тебя доброе сердце! Какой ты нарядный! У тебя красивая кофта! Какой ты умный! Ты самый добролюбительный (детское словотворчество)! Я хочу с тобой дружить! Какая ты ласковая! Ты красиво играешь на скрипке!». Бабушки тоже в своих комплиментах стремятся найти хорошие качества внуков, добрые слова в их адрес: «Мой внучек такой заботливый и ласковый.» «Моя внучка старательная и трудолюбивая, она помогает мне пропалывать грядки, поливать помидоры.» «Мои внуки очень внимательные, они всегда поздравляют меня с праздниками и дарят подарки, сделанные своими руками. Я сохраняю все их подарки.» Игра помогает понять, как приятно не только получать комплименты, но и дарить их.

^ Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, диафильмов, затрагивающих тематику отношения к людям пожилого возраста, позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека, обогатить опыт эмпатийных переживаний.

Встречи с бабушками и дедушками, досуги, праздники целесообразно сделать традиционными в работе ДОУ. В каждом досуге или празднике кроме выступления детей и бабушек, совместных песен, танцев, игр организуются разнообразные конкурсы.

Приведем наиболее полюбившиеся всем конкурсы из досугов «Бабушки и внуки», «Бабушка и я - добрые друзья» и т.д.

«Узнай себя». На стене развешены портреты, нарисованные детьми; бабушки и дедушки узнают себя.

«Узнай внука». Бабушкам завязывают глаза, и они на ощупь ищут своего внука.

«Старая сказка на новый лад». Дети вместе с бабушками и дедушками переделывают сказку «Колобок» на новый лад.

«Угадай мелодию». Бабушки и дедушки узнают детские музыкальные произведения, называют автора слов и композитора.

«Чудо-угощение». Все гости пробуют угощение, приготовленное бабушками и внуками, оценивают домашнее задание.

^ Игра-задание «Нарисуй портрет бабушки» направлена на расширение у дошкольников представлений о своих близких.
Детские рисунки помогают дошкольникам прочувствовать и передать эмоциональное состояние людей старшего поколения, их духовный мир, внешние черты (морщинки, усталый взгляд, седина). Педагог помогает детям показать особенности пожилых людей, с помощью художественных средств передавать эмоции человека, «читать» портреты людей, имеющих за плечами большой жизненный опыт, понимать их заботы и эмоциональное состояние.
Наиболее интересные рассказы из этой книги приняли участие во Всероссийском открытом конкурсе «Моя любимая бабушка». Трое из участников стали дипломантами конкурса в номинации «Литературное творчество».
Духовная забота требует больших усилий, но она рождает в сердце ребенка любовь и признательность, потребность и желание общаться, делать приятное близкому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по формированию дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых»

В дошкольной системе образования Россиии за последний период происходят значительные изменения, которые повышают требования к личностному и профессиональному развитию  учителя. Дошкольные  у...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям пожилого возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 91»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования особо подчеркивается необходимость формирования у ребенка основ личностной культуры будущего гражданина и семьянина. И з...

Статья: «Изучение темы «Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями»»

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Период дошкольного детства очень ...

«Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям других национальностей»

     Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономи...

«Воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям пожилого возраста» (консультация для родителей)

Бабушки и дедушки помогают окунуться в мир семьи, где из поколения в поколение передаются забота и любовь, душевные и духовные силы, нравственные устои и традиции семейного рода....