Главные вкладки

    «Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям других национальностей»
    консультация (старшая, подготовительная группа)

           Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. 

     

          Слово «толерантность» звучит на разных языках, но смысл всегда один - способность признавать отличительные от своих собственных идеи и мнения; готовность быть терпимым, снисходительным; быть по отношению к другим великодушным; способность терпеть что-то или кого-то.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям других национальностей»

    «В воспитании подрастающего поколения нужно

    обратиться не к одному народу, а ко многим…

    Народное нужно сочетать с инородным,

    с всенародным и общечеловеческим».

    П.Ф. Каптерев

         Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.

         Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают. В муниципальное образование Белореченский район входят Белореченское городское поселение и 10 сельских поселений: Бжедуховское, Великовечненское, Дружненское, Первомайское, Пшехское, Родниковское, Рязанское, Школьненское, Черниговское, Южненское. Население района составляет 103, 6 тысяч человек. Более 70 национальностей живут в мире и согласии на белореченской земле: русские, адыги, армяне, грузины, украинцы, курды, дагестанцы, осетины, турки… Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни. Но не менее важно уважать и обычаи народов, живущих рядом.

          Слово «толерантность» звучит на разных языках, но смысл всегда один - способность признавать отличительные от своих собственных идеи и мнения; готовность быть терпимым, снисходительным; быть по отношению к другим великодушным; способность терпеть что-то или кого-то.

          Идеи, взятые за основу воспитания толерантности:

    - относиться к окружающим с уважением;

    - никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека;

    - не навязывать своё мнение другим, его можно просто высказать;

    -надо помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия);

    - уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

           Цель: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

          Задачи:

    - формировать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме;

    - формировать уважение и признание к себе и к людям, к их культуре;

    - развивать способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

    - развивать способности к толерантному общению, к конструктивному

    взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

    - знакомить с другими странами и народами;

    - формировать интерес к жизни других народов, желание жить в мире;

    - воспитывать культуру толерантности.

          Основные направления по формированию толерантности у детей:

    - позитивное отношение к людям с ОВЗ, разной национальности,

    вероисповедания;

    - формирование навыков коммуникации.

    - изучение национальных особенностей других народов на примере фольклора;

    - развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов.

          Мы, воспитатели, создаём условия для развития у детей интереса к окружающему миру в процессе диалога культур на материале ознакомления с русской, кубанской и других национальных культур нашего района. Реализовать это возможно через интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

           Методы, формы и приёмы  воспитания толерантности у детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

           Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Методы, используемые в работе по воспитанию толерантности, можно разделить на три группы:

         - методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок) - это беседы, художественная литература, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, фильмов, в которых показано поведение людей в окружающем;

         - методы создания у детей практического опыта социального поведения (личный пример взрослого, метод научения положительным формам поведения, целенаправленной наблюдение с последующим обсуждением);

         - методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.

           В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

          Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных форм деятельности дошкольников:

         - ознакомление детей с подвижными играми народов мира на физкультурных занятиях;

         - на музыкальных занятиях знакомство с танцами и песнями различных народов;

         - чтение книг-сказок, так как в сказках очень ярко отражено влияние человеческих ценностей на нашу жизнь;

         - театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

         - организация выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищами различных народов;

         - использование в работе этнокалендаря, который является ярким развивающим пособием для изучения традиций, культурного наследия, праздников своего народа, а также культуры, национальных традиций, праздников народов России и мира;

         - проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира (Рождество, Масленица).

          Сказкотерапия - используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

         Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Например, игры и игровые упражнения, направленные на:

         - развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

         - развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

         - развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»;

         - гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

         - развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

         - проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

         - обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

          Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Моё настроение», «Весёлый – грустный».

         Этюды и упражнения направленные на:

         - на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»,

         - воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

         Арт-терапия - это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребёнком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

         Использование художественного слова - стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. Огромная роль детской художественной литературы заключается в познании ребёнком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств. Произведения поэтов и писателей разных народов, несомненно, оказывают положительное влияние на формирование личности ребёнка. Благодаря им дети приобщаются к многонациональной литературе.

          Большую роль в формирование толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них чётко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих».

         - Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

         - Друг познаётся в беде.

         - Сам себя губит, кто других не любит.

         - Всякий человек в деле познаётся.

         - Одна пчела мёду не натаскает и др.

          Использование наглядных пособий - сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

          Вспомогательный приём - слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

          Интерактивные путешествия - современные образовательные технологии позволяют, используя ИКТ виртуально совершить «путешествия» и познакомиться с историей разных народов, бытом, костюмами, песнями, народными праздниками.

         - «Путешествие по семейным традициям народов». Детей знакомят с семьёй, именами членов семьи, традиционными приветствиями на русском и языках других национальностей: «здравствуйте», «до свидания»; предметами быта: посуда, одежда, кухня (название блюд). У детей формируют представления о предметах быта (вещах), знакомят с их историей (название, цвет, форма, величина, из чего изготовлено, назначение (для чего используется), кто из членов семьи пользуется и др.

          - «Путешествие в город мастериц». Детям рассказывают о семейных традициях, об общих увлечениях в семьях разных народов (вязание варежек, платков, шарфов, валяние валенок, вышивка), знакомят с народным костюмом, элементами и особенностями орнамента на примере изделий разных народов: цвет, форма, назначение.

          - «Путешествие в мир народных игрушек». Здесь дети узнают о народных русских, и других народов игрушках: матрёшка, кукла-зернушка, кукла-мотанка.

          - «Путешествие в мир фольклора». Воспитатели подбирают близкие по содержанию малые формы фольклора разных народов (загадки, потешки, прибаутки, песенки) и используют их в работе с детьми.

          - «Путешествие в мир игры». На основе ознакомления с народными игрушками и предметами детям предлагают обыгрывать с ними простые действия и бытовые сюжеты. Воспитанников знакомят с народными дидактическими играми, Малышей знакомят с простыми народными дидактическими играми.

           - «Путешествие в мир праздников». Воспитанники знакомятся с семейными традициями и праздниками разных народов. Детям дают прослушать близкие по содержанию песенки (колыбельные, о животных) на разных языках, разыгрывают небольшие по объёму сказки на темы произведений разных народов.

            Все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры.

          Список используемой литературы:

         1. Адеенко Т. Р. Психология развития ребенка. – М., 2010.

         2. Вострухина, Т. Формирование толерантности у участников педагогического процесса / Т. Вострухин // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3. - С. 103-114.

         3. Гукаленко О. Поликультурное образование: проблемы и перспективы развития // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 9. – С. 4 – 10.

         4. Киров Д. И. Воспитание в толерантности. – М., 2012.

         5. Милютина Н.Р. Основы толерантности. – М., 2010.

         6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2017. - 336 с.

        7. Платохина, Н.А. Воспитание социокультурной толерантности личности ребёнка в условиях ДОУ. / Н.А. Платохина //Дошкольная педагогика. - 2010 - № 5.

         8. Степанова, О. Развитие этнокультурной терпимости в изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. - С. 53-57.

          9. Сергеева, И. Воспитание толерантности у дошкольников. [Электронный ресурс] - URL: http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-tolerantnosti-u-doshkolnikov.html

          10. Черкасова З. Формирование толерантности у дошкольников. [Электронный ресурс] - URL: https://solncesvet.ru/polikulturnoe-vospitanie-detey-dosh/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

    ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию у детей толерантного отношения к людям разных национальностей.

    Конспект НОД «Народы России».КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельности по развитиюу детей старшего возраста толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории ...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям пожилого возраста»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 91»...

    доклад " Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к людям разной национальности"

    Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ем...

    Статья "Формирование этнокультуры у детей дошкольного возраста через патриотические чувства и толерантного отношения к людям других народов живущих на территории малой Родины"

    Статья раскрывает работу по созданию единого пространства по повышению качества организации этнокультурного образования детей дошкольного возраста...

    воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям пожилого возраста

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Воспитание у дошкольников уважительного отношения к людям  пожилого возраста»                          ...

    Статья: «Изучение темы «Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями»»

    В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Период дошкольного детства очень ...