доклад " Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к людям разной национальности"
статья (подготовительная группа) по теме

Хантимерова Ирина Александровна

Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

         Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель всех образовательных учреждений – не только ознакомить детей с разными

этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.

Россия - многонациональное 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota.docx40.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Введение

Наше общество представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут люди разной национальности, вероисповедания. Они живут рядом, плечом к плечу им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, по другому молятся, соблюдают иные традиции. К сожалению, на современном этапе развития общества часто происходят межнациональные конфликты, основанные на неуважении и нетерпимости между людьми. Каждый человек должен представлять для другого человека партнера по общению, труду, отдыху. И тут национальная принадлежность играет не решающую роль, здесь главное – вызывает ли человек интерес как личность, может ли он сочувствовать, сопереживать своему партнеру, уважать его. Однако нельзя полностью отодвигать на последний план национальность человека ведь именно он и является носителем особенностей и традиций своей нации. Умение сочувствовать и уважать людей разных национальностей не могут появиться сами собой их необходимо воспитывать, начиная с самого начала, с тех пор, когда ребёнок попадает в первый в своей жизни коллектив – детский сад.

Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

         Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель всех образовательных учреждений – не только ознакомить детей с разными

этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.

Россия - многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур. Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т.д. В их основе лежат следующие факторы:
         - детская непосредственность;

- ограниченный жизненный опыт;

- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними;

- детская бестактность и т.д.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Воспитание у старших дошкольников уважения к людям разной национальности».

Цель: теоретически обосновать педагогические условия воспитания уважения к людям разных национальностей и их обычаям.

В соответствии с целью  исследования были определены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить педагогические условия воспитания у детей старшего дошкольного возраста к людям разных национальностей и их обычаям.
  3. Выделить наиболее эффективные средства и методы воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей.

1   Теоретические основы воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей

           1.1 Историография проблемы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов

Известно, что педагогика – наука, отвечающая потребностям общества. На разных этапах развития общества перед педагогами стояли разные задачи. Во времена социалистического реализма, то есть в советское время, все разделы воспитания, в том числе и интернациональное, были пронизаны идеологией насквозь. Это и понятно ведь в это время требовалось воспитать «будущего строителя коммунизма».

 Выдающиеся педагоги того времени Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский сыграли большую роль в разработке проблем интернационального воспитания.

 В статье «Интернациональное воспитание в начальной школе»               Н. К. Крупская писала, что «интернациональное воспитание должно быть повседневным делом, а не сводиться лишь к интернациональным митингам и празднествам. Им должна быть пропитана вся воспитательная работа». Она призывала воспитывать с раннего детства дружбу между детьми разных национальностей, указывая не то, что «не годиться, чтобы ребята свысока смотрели на отсталую в культурном отношении национальность.

Надо обращать внимание ребят на положительные особенности в характере тех или иных национальностей…» [4, с.10].

Значимое место в системе воспитании дошкольников занимает поликультурное воспитание. Это, по мнению таких ученых, как В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунов: Поликультурное воспитание - формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей.

А. С. Макаренко разработал и осуществил программу воспитания детей в коллективе, нашел эффективные средства для преодоления националистических предрассудков среди детей разных национальностей и сплочения их в единый коллектив, для укрепления дружбы и товарищеской взаимопомощи внутри этого коллектива. На практике он добился ликвидации проявлений национализма среди своих воспитанников [10, с.141].

  В тридцатые годы прошлого столетия был накоплен интересный опыт по интернациональному воспитанию дошкольников.

  Педагоги тех лет считали, что интернациональное воспитание не должно носить характера компании на короткий срок, а должно иметь длительный, повседневный и систематический характер (Л. Раскин,                       Н. Дюжакова-Главная, К. Дружицкая и др.). Большое внимание педагоги уделяли работе с родителями и указывали на необходимость разъяснения им воспитательной работы проводимой детским садом. Одними из первых, предпринявших попытку определить задачи, принципы и уточнить содержание интернационального воспитания, были Л. И. Красногородская, А. С. Фрейдгейм, С. Я. Файнштейн. Они раскрыли основное содержание этой работы: интернациональное воспитание в детском саду должно носить активный характер, пронизывать весь воспитательный процесс, проводиться постоянно, планомерно, совместно с культурно-просветительскими и общественно-политическими организациями. Сценарии утренников, стихи, песни, танцы должны были воспитывать у детей дружелюбное отношение к людям разных национальностей.

 Заслуживает особого внимания исследование Е. И. Радиной, проведенное в сороковые – пятидесятые годы прошлого века. Она провела большую работу по отбору и систематизации конкретного материала, относящегося к жизни и деятельности разных народов. По мнению Е.И. Радиной, детей надо знакомить в первую с трудом и бытом людей той национальности, к которой они принадлежат.

 Только после этого можно давать им сведения об особенностях других национальностей. Рекомендовалось обязательно сообщать детям о русском народе, о разнообразии природы нашей Родины, о труде населяюших нашу страну народов и особенностях их культуры. Предлагалось при проведении этой работы учитывать возрастные особенности детей и не перегружать их обилием материала.

 В эти же годы появилась книга А. П. Усовой, которая указывала на необходимость воспитания любви к Родине с раннего детства.

 А. П. Усова указывала на значение народного творчества в интернациональном воспитании дошкольников. Народное творчество позволяет детям в доступной форме усваивать язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Произведения народного творчества, национальные по форме, несут в себе много общего, а образы сказок разных народов переплетаются друг с другом. Народные сказки, песни, игры доступны всем детям и имеют большое воспитательное значение, заключающееся в формировании любви и уважения к людям разных национальностей.

 В шестидесятые годы прошлого века большой вклад в разработку проблемы воспитания интернационализма внесла Р. И. Жуковская. Она разработала принципы формирования дружеского отношения дошкольников к людям разных национальностей. С помощью комплекса эффективных средств у детей развивалась любознательность, потребность в занятиях, воспитывалось положительное отношение к представителям разных национальностей  [4, с. 10-20].

 В восьмидесятые годы прошлого столетия М.И. Богомолова выпустила учебно-методическое пособие для учащихся педагогических институтов «Интернациональное воспитание дошкольников», в котором описала содержание, средства, формы, методы интернационального воспитания детей дошкольного возраста.

 Конечно же, вся литература перечисленных авторов пронизана советской идеологией, но если не учитывать этот факт, то их вклад в разработку проблемы интернационального воспитания трудно переоценить. Все эти  выдающиеся  советские педагоги заложили фундамент интернационального воспитания, на котором строится работа дошкольных учреждений и в наше время.

 Из современных исследований можно выделить исследование                       Т. Ф. Бабыниной «Традиции национальных культур» (Казань, 2005), в котором описаны особенности национальных культур народов Поволжья. Также в этом пособии даны рекомендации по практическому применению средств и методов ознакомления детей дошкольного возраста с традициями и искусством народов проживающих на территории республики Татарстан.  

 Нельзя обойти вниманием и труды зарубежных педагогов нашего времени и прошлых лет.

 Большой интерес, например, представляет программа «Панпедия», разработанная в XVI веке великим педагогом Я. А. Коменским. Великий мыслитель, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновал «Панпедию» как программу универсального воспитания всего человеческого рода. Существенную часть «Панпедии» составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей  [11, с. 4].

1.2 Современные подходы к проблеме воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей

Как уже подчёркивалось проблема интернационального воспитания детей была всегда актуальна. Хотя в современных педагогических исследованиях и используется другой термин – поликультурное воспитание, сущность его не изменилась, единственное что «осталось за бортом» - это идеологическая направленность.

 Цель поликультурного воспитания на современном этапе состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Значит цель поликультурного воспитания – толерантность. Само это понятие очень объёмное, толерантность может быть и социальной, и этнической, и религиозной, и так далее.

Современный словарь иностранных слов даёт следующее определение: «Толерантность старолат. tolerantia /терпение/ - терпимость, снисходительность к кому либо, чему либо» [11, с. 610].

Исследователь С. В. Смирнов предлагает такое определение: «Толерантность – терпение, терпимость, понимание, способность поникать и понимать ощущения других людей».

М. Орлова определяет толерантность так: помочь разным по мировоззрению, не похожим друг на друга людям жить в мире рядом друг с другом.

 Задачи поликультурного воспитания исследователи В. В. Макаев,                    З. А. Малькова, Л.Л. Супрунова на современном этапе определили так:

  1. Глубокое и всестороннее овладение детьми культурой своего собственного народа, что является неприметным условием интеграции в другие культуры;
  2. Формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;
  3. Создание условий для интеграции детей в культуры других народов;
  4. Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
  5. Воспитание детей в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения  [11, c. 6].

 Сейчас один детский сад могут посещать дети разных национальностей, особенно в городах и крупных населённых пунктах, здесь следует говорить о «мультикультуризме». Раскроем это понятие  исходя из этнологии слова «мульти» - смысл, то есть взаимоотношение, взаимопонимание, взаимодействие, взаимовлияние, взаиморазвитие. В этом значении оно наиболее адекватно применимо к системе образования, в том числе и дошкольного. Да, да, и дошкольного, ведь дети уже с первого года жизни в яслях общаются с ровесниками разных национальностей, почти одновременно с тем, как они начинают ходить и активно развивается их речь (Б. Спок) [1, c.89].

1.3 Формы, методы и задачи воспитания и уважения к людям разных национальностей у детей дошкольного возраста

Основным средством воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей является общение, если его вслед за психологами (М. И. Лисина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Уже с самого раннего детства ребенок общается сначала со взрослыми, которые его окружают, а потом со сверстниками [8, c.106].

Общение важнейшее из средств воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей, но нельзя забывать и об ознакомлении детей с культурой представителей разных национальностей. Здесь средством     поликультурного воспитания дошкольников становятся устное народное, декоративно прикладное, музыкальное творчество народов.

Если просто рассказывать детям дошкольного возраста о самобытности разных национальностей и в то же время и различиях между ними, дети, в силу своих возрастных особенностей, вряд ли, смогут понять, о чем с ними говорят. А на доступных их пониманию примерах из сказок, наглядном материале, педагогу легче будет добиться положительного результата в воспитании симпатии и уважения к людям разных национальностей.

Знакомясь с различными сказками народов Поволжья, ребёнок невольно станет сравнивать их друг с другом. Возможность и оправданность такого сопоставления заложена в самом характере сказочных сюжетов и образов. Сказки разных народов часто так схожи, что их можно считать разными национальными вариантами и версиями одного и того же произведения (например, русская народная сказка «Кот и лиса», удмуртская народная сказка «Котофей Иванович» и татарская народная сказка «Котан Иванович»; «Коза и волк» (татарская) и «Волк и семеро козлят» (русская); «Коза и овца» (татарская) и «Коза, баран и семя волков» (чувашская); «Петух и курица» (удмуртская) и «Кочеток и курочка» (русская); «Солдатский топор» (татарская) и «Щи из топора» (русская) и другие). /3; 5/

Мы можем подчеркнуть, что произведения устного народного фольклора является уникальным по своей всесторонности средствами формирования личности ребёнка, когда открывается естественное взращивание в нём лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу и уважения к другим [3, c. 9].

Средством воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей можно считать также и народные песни потому, что их язык интернационален. Если вслушаться в песни татарского, чувашского, удмуртского народов можно почувствовать некоторые сходства, хотя язык этих песен разный. Музыка – более универсальное средство общения народов, отражает единство людей земли, помогает сблизить народы           [3, c. 10].

К. Д. Ушинский советовал обратить внимание на народные игры, рекомендовал педагогам «разработать этот богатые источник, организовать их». Он считал их материалом наиболее доступным детям, так как образы, сюжетам близки их воображению. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребёнок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию и дружеское отношение к людям разных национальностей («Тимебай» (татарская), «Горелки» (русская). Представления детей о родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и затем становятся основой их поведения и убеждений («Скачки на конях» (татарская), «Каравай» (русская) [3, c. 13].          

  Важное место среди средств воспитания толерантности у дошкольников является их собственная деятельность: игра, художественная деятельность. В педагогической литературе подчеркивается возможность воспитания у детей в игре тех или иных положительных качеств. В дошкольном возрасте происходит «интеллектуализация детских чувств», переход от элементарных, неосознанных эмоций к сознательным и обобщенным (Л. С. Выготский). Сюжетно-ролевые игры позволяют закрепить нравственные представления, чувства, качества, которые формируются  на занятиях и в повседневной жизни. В художественной деятельности ребенок видит результат своего труда, радуется освоению новых знаний, глядя на него, может на собственном опыте прочувствовать отличия и сходства национальных культур разных народов. В этом виде деятельности у детей воспитывается уважение к труду представителей разных национальностей.

 Самое  близкое для детей дошкольного возраста средство воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей – это кукла в национальном костюме. Е.А. Флерина указывала на то, что «игрушка не только радует, но и глубоко влияет на ребенка, игрушка воспитывает его». Среди игрушек она особо выделила куклу, способствующую расширению представлений о национальном костюме, знакомящую их с бытом людей разных национальностей.

 Средством воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, толерантностью или жестокостью, нетерпимостью к чужому мнению, национализмом.

Педагог – человек, который трудится сегодня, создавая наше завтра. Хотим ли мы, чтобы завтра была война? Конечно, нет! Каждому из нас хочется жить в мире, вот поэтому  сегодняшние педагоги должны личным примером показывать детям, как нужно относиться к людям разных национальностей. И здесь неприемлема позиция «человек в маске», ведь дети, словно рентгеновский аппарат видят педагога насквозь. Никакие самые красноречивые рассказы, суперпрофессионально проведенные занятия не воспитают в ребенке симпатии и уважения к людям разных национальностей, если сам педагог не толерантен, если все что он говорит и делает не идет от души и сердца его.    На воспитателях лежит большая ответственность за то, чтобы донести до детей простую человеческую идею превосходства доброты и любви над материальными благами, научить их сопереживать и уважать людей разных национальностей

Педагог должен быть и компетентен в вопросах поликультурного воспитания, обладать информацией о современных взглядах на эту проблему, знаниями о современном социальном, политическом, экономическом состоянии общества, чтобы эффективно выполнить социальный заказ на воспитание толерантного человека.

Дети, как и все люди постоянно находятся среди различных предметов. В домашней среде – это всевозможные бытовые предметы, а в детском саду всё, что окружает ребенка, образует предметную развивающую среду. По концепции С. Л. Новосёловой, «развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика». Значит и в решении задач по воспитанию у детей дошкольного возраста симпатии и уважения к людям разных национальностей нам поможет предметное окружение. О каждом  предмете можно многое рассказать с точки зрения его происхождения и истории, различиях  похожих предметов в культуре разных национальностей, предметах характерных только для одной из национальностей. Чтобы воспитательный эффект предметной развивающей среды был больше содержание её необходимо обновлять. Не обязательно постоянно именно новыми предметами заменять старые, можно просто одни на другие предметы предоставить в распоряжение детей. И ребята, играя с куклой в национально костюме, которую они некоторое время не видели, замечают в ней новые детали костюма, доброжелательную улыбку и так далее.

Методами воспитания толерантности у дошкольников можно считать: личный пример взрослых; создание педагогических ситуаций, в которых ребёнок упражняется в толерантном поведении; положительная оценка действий ребёнка взрослым [8, c. 112].              

                  Заключение

 Симпатия и уважение к людям разных национальностей является нравственным качеством личности, которое необходимо воспитывать, начиная с раннего возраста через общение со сверстниками и взрослыми разных национальностей, ознакомление с культурой и бытом разных народов, обогащение содержания игр дошкольников в хорошо продуманных и организованных педагогических условиях. Мышление ребенка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность моей работы  вижу в необходимости воспитания у дошкольников этики межнационального общения.

В результате  работы рассмотрено понятие "поликультурное воспитание" в психолого-педагогической литературе, определили особенности общения детей дошкольного возраста, выявили средства воспитания уважения к людям разных национальностей и их обычаям,

Исходя из того, что объектом исследования является процесс поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста, то основное внимание уделяется рассмотрению процессуального компонента, средствам воспитания уважения к людям разных национальностей и их обычаям, к которым можно отнести :

  • включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о других нациях и народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей;
  • использование занятий с применением игры как средства воспитания толерантности;
  • широкое применение методов эмоционального воздействия.

                       Список использованных источников

          1.        Абдулатипов, Р. Г. Мой татарский народ / Р.Г. Абдулатипов.- М.: Классикс Стиль, 2005. – 208 с.

2.        Абсалямова, А. «Мультикультуризм» в постсоветском образовательном пространстве: методология понятия / А. Абсалямова // Дошкольное  воспитание , 2005. - № 5. – С. 89 – 94.

3.        Абузярова, Л. А.  Предметно-развиваюшая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – 2007. - № 6. – С. 30 – 33

4.        Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 2. – С. 21-23.

         5.         Арсалиев, Ш. М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш. М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Москва-Чебоксары, 2003. – С. 180.

6.        Бабынина, Т. Ф.  Традиции национальных культур /                            Т. Ф. Бабынина. – Казань., -  2004. – 187 с.

          7.        Богомолова, М. И.  Интернациональное  воспитание   дошкольников / М. И. Богомолова. – М.: Просвещение. - 1988 – 110 с. 14.        8.       Вафина, Э. Дж.  Формирование толерантных отношений у молодежи /Э. Дж. Вафина // Преподавание истории в школе. – 2008. - № 3. – С. 56 – 58

         

9.        Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 67-73.

10.        Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 17-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду

У детей же 5-6 лет уже возможно и необходимо воспитывать осознанное положительное отношение к труду. Это составит фундамент их нравственного развития, основу для дальнейшего активного участия в ...

Консультация для родителей "Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду"

Воспитание у детей старшего возраста положительного отношеКонсультация для родителей...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни.

Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, э...

Опыт педагогической работы «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни»

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Примерное тематическое планирование по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста толерантности.

Примерное тематическое планирование по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста толерантности. Формирование терпимого отношения к людям — процесс длительный и кропотливый, и он только нач...

перспективное планирование "Формирование у детей старшего дошкольного возраста толерантных отношений"

перспективное планирование "Формирование у детей старшего дошкольного возраста толерантных отношений"...