Примерное тематическое планирование по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста толерантности.
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) по теме

Майорова Ольга Владимировна

Примерное тематическое планирование по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста толерантности.

 

Формирование терпимого отношения к людям — процесс длительный и кропотливый, и он только начинается в дошкольном возрасте. Свою лепту в него вносит, в первую очередь, семья, а затем школа и все другие институты социализации. Тем не менее, взрослые, работающие с малышами в детском саду, имеют уникальную возможность заложить основы нравственных установок и нравственного поведения, создать предпосылки для полноценного формирования личности. Зерна, посеянные в этот период, обязательно прорастут и дадут обильные всходы, нужно только постараться все сделать правильно, используя принцип «не навреди».

Ребенок, систематически посещающий дошкольное учреждение, постоянно взаимодействует с педагогами, своими ровесниками. У воспитателя есть возможность влиять на такое взаимодействие во время занятий, прогулок, во время игр, во время приема пищи и т.п. И от того, насколько целенаправленно и осознанно он воспользуется этой возможностью, будет зависеть успех воспитательной работы.

Приобретение терпимости является лишь условием принятия позиции ненасилия. Отсюда ясно, что цель — формирование терпимого отношения к людям у детей дошкольного возраста — может быть достигнута только в контексте целенаправленного развития у них способности к ненасильственному взаимодействию. В центре внимания должен быть сам процесс взаимодействия как между взрослыми и детьми, так и между дошкольниками.

К сожалению, педагоги далеко не всегда способны своевременно реагировать на различные взаимодействия, которые возникают в процессе общения детей друг с другом в игре, в труде, в НОД. Чаще всего их внимание привлекают ситуации: кто-то заплакал, ушибся, подрался со сверстником. Что-то остается незамеченным, соответственно на них нет и должной реакции. Держать в поле зрения всех детей, своевременно и грамотно реагировать на возникающие эксцессы – великое искусство воспитания, доступное лишь педагогам-мастерам.

Все сказанное в предыдущих разделах по теме «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного образования»  дает нам возможность осознанно подойти к проблеме целенаправленного формирования терпимости у дошкольников.

Во-первых, необходимо учить детей занимать различные позиции во взаимодействии, они должна научиться как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных.

Во-вторых, терпимое отношение возможно только на основе проявлений дружелюбия, умения позитивно разрешать конфликты.

В-третьих, ребенок должен научиться выдержке и терпению.

В-четвертых, большое значение приобретает развитие у ребенка эмпатии в разных ее видах.

В-пятых, он должен освоить элементарные навыки принятия другого человека, даже если его личностные качества (для малышей это пока не очень понятно), и особенно действия и поведение, вызывают негативные эмоции.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям на наш взгляд важно не только давать знания, но и создавать условия для практического применения. Рекомендуем выбрать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно - продуктивную, проводить ролевые, театрализованные, дидактические игры; упражнение на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Организация проблемно - поисковой деятельности поможет ребенку воспроизвести усвоенные действия, увидеть со стороны как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Изготовление эмблем, плакатов, их презентация приобщит детей к совместной продуктивной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное тематическое планирование по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста толерантности.

Формирование терпимого отношения к людям — процесс длительный и кропотливый, и он только начинается в дошкольном возрасте. Свою лепту в него вносит, в первую очередь, семья, а затем школа и все другие институты социализации. Тем не менее, взрослые, работающие с малышами в детском саду, имеют уникальную возможность заложить основы нравственных установок и нравственного поведения, создать предпосылки для полноценного формирования личности. Зерна, посеянные в этот период, обязательно прорастут и дадут обильные всходы, нужно только постараться все сделать правильно, используя принцип «не навреди».

Ребенок, систематически посещающий дошкольное учреждение, постоянно взаимодействует с педагогами, своими ровесниками. У воспитателя есть возможность влиять на такое взаимодействие во время занятий, прогулок, во время игр, во время приема пищи и т.п. И от того, насколько целенаправленно и осознанно он воспользуется этой возможностью, будет зависеть успех воспитательной работы.

Приобретение терпимости является лишь условием принятия позиции ненасилия. Отсюда ясно, что цель — формирование терпимого отношения к людям у детей дошкольного возраста — может быть достигнута только в контексте целенаправленного развития у них способности к ненасильственному взаимодействию. В центре внимания должен быть сам процесс взаимодействия как между взрослыми и детьми, так и между дошкольниками.

К сожалению, педагоги далеко не всегда способны своевременно реагировать на различные взаимодействия, которые возникают в процессе общения детей друг с другом в игре, в труде, в НОД. Чаще всего их внимание привлекают ситуации: кто-то заплакал, ушибся, подрался со сверстником. Что-то остается незамеченным, соответственно на них нет и должной реакции. Держать в поле зрения всех детей, своевременно и грамотно реагировать на возникающие эксцессы – великое искусство воспитания, доступное лишь педагогам-мастерам.

Все сказанное в предыдущих разделах по теме «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного образования»  дает нам возможность осознанно подойти к проблеме целенаправленного формирования терпимости у дошкольников.

Во-первых, необходимо учить детей занимать различные позиции во взаимодействии, они должна научиться как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных.

Во-вторых, терпимое отношение возможно только на основе проявлений дружелюбия, умения позитивно разрешать конфликты.

В-третьих, ребенок должен научиться выдержке и терпению.

В-четвертых, большое значение приобретает развитие у ребенка эмпатии в разных ее видах.

В-пятых, он должен освоить элементарные навыки принятия другого человека, даже если его личностные качества (для малышей это пока не очень понятно), и особенно действия и поведение, вызывают негативные эмоции.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям на наш взгляд важно не только давать знания, но и создавать условия для практического применения. Рекомендуем выбрать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно - продуктивную, проводить ролевые, театрализованные, дидактические игры; упражнение на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Организация проблемно - поисковой деятельности поможет ребенку воспроизвести усвоенные действия, увидеть со стороны как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Изготовление эмблем, плакатов, их презентация приобщит детей к совместной продуктивной деятельности.

Примерное тематическое планирование по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста толерантности.

Задачи:

  • ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
  • воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
  • ознакомление и закрепление знаний родителей о Декларации прав человека, «Конвенции о правах ребенка».

Сентябрь

Обследование детей

Работа с родителями анкетирование родителей. Проведение родительского собрания по теме

« Толерантность в разрешении конфликтов».

Октябрь

Беседа на тему: «Право на имя»

Цель: познакомить детей с правом на имя; дать представление о документе «Свидетельство о рождении»; воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.

Чтение художественной литературы. Читать произведения, в которых у персонажей есть имена.

Игра - ситуация «Мама гуляет с малышом».

Продуктивные виды деятельности. Например, нарисовать свое имя, слепить букву на которую начинается имя.

Работа с родителями. Поместить в родительский уголок статью №7,№1 «Конвенция о правах ребенка».

Цикл бесед «Содействие — сорадость», заданы альтернативно, например, («дружелюбие — враждебность», «терпение — нетерпение».) педагог ничего не навязывает детям, он ставит их в противоположные позиции, а ребенок сам уже внутренне должен определиться, какая позиция для него более привлекательна.

Ноябрь

Беседа на тему: «Право знать своих родителей и их заботу»

Цель: закрепить знания о семье, воспитывать чувство долга и внимания к

ближним, вызвать интерес к истории своего рода.

Чтение художественной литературы. Читать произведения где упоминаются

члены семьи.

Игра - ситуация «Семья»

Продуктивные виды деятельности. Нарисовать семью, портрет родителей. Приготовить для мамы(папы) подарок.

Работа с родителями. Поместить в родительский уголок статью №920-21, «Конвенция о правах ребенка», оформить папку передвижку на тему «16 ноября день толерантности».

Цикл бесед «Руководство — подчинение — равенство» формирует у ребенка представление о позиционности взаимодействия.

Декабрь

Беседа на тему: «Право на жилье и его неприкосновенность»

Цель: уточнить знания детей о родном городе; выучить домашний адрес; обучить

основам ОБЖ.

Чтение художественной литературы. Например, «Три поросенка» С Михалков, «Морозко» русская народная сказка.

Игра - ситуация «Наш дом - теремок», «Строительство кукольного города». Продуктивные виды деятельности. Рисование на тему «Мой дом», сделать гирлянду для украшения квартиры к празднику.

Работа с родителями. Поместить в родительский уголок статью №22, «Конвенция о правах ребенка».

Циклы «Выдержка — невыдержанность», «Терпение — нетерпение» развивают основы психологической толерантности по взаимодействии. Внимание уделяется формированию собственно терпимости, в основе которой лежит эмпатия и принятие другого человека.

Январь

Беседа на тему: « Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» Цель: здоровье главная ценность человека; познакомить с правилами здорового образа жизни, дать представления о том, что для жизни и здоровья ребенка необходимы условия:дом,одежа,еда,игрушки.

Чтение художественной литературы. Например, К.Чуковский «Айболит», С.Михалков « Прививка»

Игра - ситуация «Больница»

Продуктивные виды деятельности. Приготовить салат из овощей, фруктов. Работа с родителями. Поместить в родительский уголок статью №24-27 «Конвенция о правах ребенка».

Февраль

Беседа на тему: «Право на образование»

Цель: формировать у детей представление о значимости образования в жизни каждого.

Чтение художественной литературы. Например, А Толстой «Буратино». Игра - ситуация «Детский сад», «Школа».

Продуктивные виды деятельности. Сделать для малышей дидактическую игру «Парные картинки», книжки - малышки.

Работа с родителями. Поместить в родительский уголок статью №28-29,23 «Конвенция о правах ребенка».

Цикл «Симпатия — антипатия» решает задачу дифференциации отношений на эмоциональном уровне.

Март

Беседа на тему: «Право на защиту от экономической эксплуатации», «Право на защиту от похищения».

Цель: формировать представления о том, что тяжелый непосильный труд может нанести вред здоровью; познакомить с основами ОБЖ; воспитывать уважение к труду.

Чтение художественной литературы. Например, русская народная сказка

«Маша и медведь», В. Гауфт «Карлик нос», «Маленький Мук».

Игра - ситуация «Ремонт машин», «Медвежонок чинит автомобиль»

Продуктивные виды деятельности. Хозяйственно - бытовой труд в группе:

уборка игрушек, постирать кукольное белье, дежурство по столовой.

Работа с родителями. Поместить в родительский уголок статью №32

«Конвенция о правах ребенка»

Центральный цикл бесед посвящен собственно эмпатии, которая выступает в таких трех формах, как сопереживание, сочувствие, содействие. Причем особенно важен завершающий этап, который побуждает ребенка к активному действию — «содействию». Данный цикл необходимо соотнести с категорией «сорадость».

Апрель

Беседа на тему: «Право на культурную и национальную самобытность, родной язык» «Право на гражданство».

Цель: познакомить с многонациональным российским государством; традициями и праздниками разных народов.

Чтение художественной литературы. Сказки народов живущих в России. Игра - ситуация Народные подвижные игры. «Полет на другую планету»

Продуктивные виды деятельности. Изготовление        игрушек, рисование орнаментов разных народов. Иллюстрации к сказкам.

Работа с родителями. Поместить в родительский        уголок статью №2,3 «Конвенция о правах ребенка»

Последний цикл «Принятие — непринятие» является наиболее сложным для усвоения дошкольниками.

Май

Обследование детей.

Работа с родителями. Анкетирование родителей

Июнь

Беседа на тему: «Право на отдых и досуг»

Цель: дать представления о том, что отдых необходим для сохранения здоровья. Чтение художественной литературы. Произведения о путешествиях, приключениях.

Игра - ситуация «Собираемся уезжать на море», «Катание на корабле», «Дрессировщики», «Путешествие в сказку».

Продуктивные виды деятельности. Составить фотоальбом «как я отдыхал летом».

Работа с родителями. Поместить в родительский уголок статью №31 «Конвенция о правах ребенка»

В примерном тематическом  планировании мы исходили из следующих посылок. Во-первых, во время бесед можно формировать представления детей о том или ином личностном качестве. Во-вторых, закреплять такое представление с помощью ассоциации. В-третьих, моделировать такие ситуации, где дети эмоционально переживали бы проявления того или иного личностного качества. Наконец, в-четвертых, воспроизводили бы в игре, в смоделированных ситуациях те или иные поведенческие реакции, причем не заданные педагогом, а найденные самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....

Тематическое планирование по формированию у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду и творчеству.

Тематическое планирование по формированию у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду и творчеству....

доклад " Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к людям разной национальности"

Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ем...

Перспективно-тематическое планирование по социальному развитию детей старшего дошкольного возраста

Перспективно-тематическое планироание  по социальному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Календарно - тематическое планирование по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Календарно - тематическое планирование по программе Н.М.Крыловой "Детский сад - дом радости"...

Комплексно-тематическое планирование . Цикл тем для детей старшего дошкольного возраста

Комплексно - тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста....