артикуляционная гимнастика
тренажёр (младшая группа) на тему

Волохова Ирина Владимировна

советы родителям для проведения упражнений с детьми по коррекции развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_gimn.docx540.55 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках.

артикуляция

Воспитатель: Волохова И.В.

Для развития речи детей, предлагаю вам несколько упражнений для развития мышц речедвигательного аппарата, которые вы сможете провести дома с детьми самостоятельно.

Целью такой логопедической гимнастики является – помощь в выработке определённых движений и положений речевых органов для правильности звукового произношения.

Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей:

1. Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин.

2. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-10 раз.

3. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.

4. Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть ненапрягаемыми.

5. Во время выполнения упражнения целесообразно использовать свою ладонь и ладонь ребенка для имитации движений языка.

6. Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.

7. Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление.

«Лопаточка»

артикуляционная гимнастикаШирокий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать на счет до 5-10 или 10-15 сек.

Цель: Выработать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Методические рекомендации:

- Рот полуоткрыт.

- Не высовывать язык далеко,

- Не заворачивать нижнюю губу внутрь.

- Боковые края должны касаться уголков рта.

- Если упражнение не получается, то сначала нужно сделать следующие упражнения: «Покусать» язык зубами, похлопать губами по языку, произнося «пя-пя-пя»

- Повторить упражнение сначала

«Чашечка»

артикуляционная гимнастикаШироко раскрыть рот. Широкий язык из положения "Лопаточка" поднять вверх, загибая края языка. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашки и вверху, у верхних зубов. Укреплять мышцы языка.

Методические рекомендации:

- Рот широко открыт.

- Язык выдвинуть, расслабить, положить на нижнюю губу.

- Завернуть боковые края и кончик языка внутрь - представить язык в форме чашки.

- Края языка должны быть у верхних зубов.

- Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык, слегка надавить (пальцем, зондом, шпателем) на середину языка и язык приобретет нужную форму, или завернуть язык на губу, придерживая его.

«Иголочка»

артикуляционная гимнастикаРот открыть. Язык выдвинуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким, острым.

Цель: Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Это укрепляет мышцы языка.

Методические рекомендации:

- Рот открыть, язык выдвинуть как можно дальше.

- Выдвинуть язык, напрячь и сделать узким.

- Язык не лежит на губе, а выдвинут вперед.

- Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.

«Горка»

артикуляционная гимнастика

Рот раскрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивает мышцы языка, укрепляет кончик языка.

Методические рекомендации:

- Рот полуоткрыт, улыбнуться.

- Кончик языка за нижними зубами.

- Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.

- Если упражнение не получается, то спеть звук "и-и-и".

«Трубочка»

артикуляционная гимнастикаВытянуть губы вперед. Подуть, чтобы получилась трубочка. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Цель: Научиться вырабатывать движения губ вперед.

Методические указания:

- Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.

- Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

- Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

- Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложите дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ.

- Спеть вместе с ребенком "у-у-у" и губы приобретут нужное положение.

«Часы»

артикуляционная гимнастикаВыдвинуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек. Выполнить 15-20 раз.

Цель: Развить подвижность языка, укреплять мышцы языка.

Методические рекомендации:

- Улыбнуться и из полуоткрытого рта выдвинуть язык как можно дальше.

- Делать плавные движения высунутым языком от одного угла рта к другому.

- Нижняя челюсть не подвижна,

- Движется только язык. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не касаясь ее.

«Вкусное варенье»

артикуляционная гимнастикаУлыбнуться, открыть рот. Выдвинуть широкий язык, из положения «Лопаточка» облизать верхнюю губу и убрать язык в глубину рта. Повторить 15 раз.

Цель: Научиться производить движения широкой передней частью языка вверх в форме чашечки.

Методические указания:

- Следить, чтобы работал только язык.

- Язык широкий в форме «чашки».

- Челюсти неподвижны.

- Делать движения широким языком сверху вниз.

- Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык и завернуть язык на верхнюю губу, придерживая пальцами.

«Лошадка»

артикуляционная гимнастикаПрислонить язык к твердому небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно растягивая подъязычную связку.

Цель: Научиться производить движения языком вверх и подготовить его к вибрации, растягивать подъязычную уздечку и развивать мышцы языка.

Методические указания:

- Улыбнуться, открыть рот и пощелкать языком.

- Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.

- Челюсти неподвижные, работает только язык.

- Выполнить 10-15 раз.

«Грибок»

артикуляционная гимнастикаРаскрыть рот. Притянуть язык к небу. Не отрывая язык от неба, опускать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения "Лошадка", язык не должен отрываться от неба.

Цель: Научиться удерживать язык вверху, в положении, необходимом для произнесения звука [р]. Развить мышцы языка, растянуть подъязычную уздечку.

Методические указания:

- Улыбнуться, открыть рот и притянуть язык к небу.

- Подъязычная уздечка должна быть натянута.

- Если упражнение не получается, то вернуться к упражнению «Лошадка».

- Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.

- Выполнить 10-15 раз.

«Гармошка»

артикуляционная гимнастикаУлыбнуться, открыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении рот раскрывать все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Цель упражнения: укрепить мышцы языка, растянуть подъязычную связку и уздечку).

Методические указания:

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в таком положении под счет от одного до пяти.

- Следить, чтобы при открывании рта стороны языка не провисали.

«Качели»

артикуляционная гимнастикаВысунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек.+

Цель: Научиться быстро менять положение языка. Развить подвижность языка.

Методические указания:

- Улыбнуться, показать зубы, полуоткрытый рот и положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны).

- Поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны).

- Поочередно менять положение языка.

- Менять положение языка 5-6 раз.

- Движется только язык, а нижняя челюсть и губы не подвижны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...