Игра в жизни ребёнка
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Парфенова Наталья Викторовна

Посмотрите на лицо играющего ребенка, сколько радости, сколько искренности, сколько энтузиазма, сколько неиссякаемой энергии заключено в нем.

В игре практически, то есть в действии, становится доступен целый мир. Ребенок не может отправиться в космос или морское путешествие, в одночасье попасть в джунгли или на северный полюс, оказаться в прошлом или будущем. В игре всё это возможно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_zhizni_rebenka.docx18.4 КБ
Файл mozhno_li_igrat_s_ognem.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Играем от души – играем вместе»

Посмотрите на лицо играющего ребенка, сколько радости, сколько искренности, сколько энтузиазма, сколько неиссякаемой энергии заключено в нем.

В игре практически, то есть в действии, становится доступен целый мир. Ребенок не может отправиться в космос или морское путешествие, в одночасье попасть в джунгли или на северный полюс, оказаться в прошлом или будущем. В игре всё это возможно. Игра имеет огромное значение для социального развития детей, именно в игре ребенок примеряет на себя ролевое поведение, учиться подчинять свое поведение определенным правилам, принятым в обществе, учится договариваться со сверстниками, выслушивать партнеров по игре, идти на компромисс, отстаивать свою точку зрения. Хорошая детская игра – это эмоционально насыщенное действо, в которое ребенок погружён полностью.

 Театрализованные игры наиболее полно позволяют решать многие педагогические задачи, в частности,  касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей, формирования эмоциональной сферы у детей.

К сожалению все чаще можно отметить,что в современных детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей. Современные дети все реже проявляют творчество в процессе игр, и все чаще играют в любимых героев современных мультфильмов.  Во избежание этого необходимо влияние взрослых на развитие музыкально — театрализованных игр. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

 И в этом немаловажная роль принадлежит театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков.

 Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

Разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок и этюдов), позволяют детям стать непосредственными участниками  приключений героев, а события жизни героев, измененные детской фантазией, сюжетом игры.  Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

 Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные).

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности. Для развития эмоциональной сферы у детей в своей группе, я использую разнообразные игровые упражнения, которые позволяют знакомить детей с эмоциями (например, этюд «Сломанная кукла»). В процессе таких упражнений, дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания. Необходимым аспектом данных игровых упражнений является музыка, с помощью которой дети изображают сюжет, отображенный в тексте. Самое главное условие таких игр является добровольное участие детей. Игру я организую следующим образом: детям предлагается закрыть глаза, я включаю музыку и начинаю читать текст произведения. Дети «перевоплащаются» в героя и изображают его эмоции и действия. Начинать следует с небольших этюдов (таких как «Полет птиц» - спокойствие, «Баба Яга» - выражение гнева, «Кот Барсик» - выражение стыда и другие). Постепенно содержание этюдов усложняется – в них эмоции сменяют одна другую: спокойствие – радость - удивление и так далее (этюд «В лесу»).

Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведению досугов, тематических вечеров и бесед, консультаций).



Предварительный просмотр:

МОЖНО ЛИ ИГРАТЬ С ОГНЕМ?

Детям очень нравится повторять действия взрослых - это помогает им самим почувствовать себя взрослыми. Например, девочка стремится научиться шить, как ее мама, мальчик мечтает научиться водить машину. Почему-то притягательной силой обладает для детей огонь. Наблюдая за тем, как пользуются огнем старшие — зажигают газовую плиту, разводят огонь в печи, сжигают мусор, — дети хотят, чтобы и им дали попробовать, скажем, разжечь костер или зажечь спичку. Когда где-то поблизости случается пожар, ребенка так и тянет пойти посмотреть на огонь.  Такое поведение совершенно естественно, и поэтому очень важно, чтобы дети запомнили с малых лет: с огнем шутки плохи, так как он легко может выйти из-под контроля и стать по-настоящему опасным.

Маленьким детям нельзя играть со спичками и зажигалкой. Не так-то легко аккуратно зажечь спичку. Учиться этому можно только с разрешения взрослых и под их наблюдением. Дело в том, что от одной зажженной спички, если обращаться с ней небрежно, может вспыхнуть весь коробок, а если пламя сразу же не потушить, то загорится вся квартира.

Маленькие дети обычно очень пугаются огня, даже всего лишь выпавшей из рук спички. Уронив горящую спичку, ребенок может от страха убежать, а от спички вспыхнет ковер, занавеска, мебель и, наконец, запылает вся квартира. Вот почему в руках маленьких детей огонь особенно опасен.

Когда ребенка учат обращаться с огнем или когда он просто стоит у зажженной плиты, рядом обязательно должен быть кто-нибудь из старших и внимательно наблюдать за ребенком, чтобы не случилось беды. Только с разрешения взрослого и под его присмотром ребенку можно попробовать, например, зажечь спичку. Когда ты вырастешь, у тебя будет много возможностей научиться разводить костер, подкладывать дрова в печку и зажигать газовую плиту. А пока лучше немного подождать. В любом случае нужно запомнить следующие правила обращения с огнем:

1. Не пытайся самостоятельно разжечь костер при сильном ветре. Ветер разнесет пламя, и ты не сможешь его погасить,

2. Никогда не брызгай и не лей в костер керосин и другие горючие жидкости: возникающие при этом высокие вспышки пламени могут задеть тебя.

3. Помни, что самый быстрый способ загасить огонь – это лишить его воздуха и залить водой. Если возгорание произошло в доме, на огонь нужно набросить одеяло, пальто или любое тяжелое покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха. Без воздуха огонь гореть не может. Потом нужно взять ведро, кастрюлю, ковшик, бутылку, наполнить водой и залить огонь.

4. Если огонь вышел из-под контроля, и ты не можешь его потушить, немедленно сообщи об этом кому-нибудь из старших. Набери по телефону номер «01» и скажи дежурному, по какому адресу случился пожар.

5. Если пожар начался, когда все в доме спят, немедленно разбуди спящих и сразу же убегай из загоревшегося дома.

6. Каждый ребенок должен знать, как вызвать пожарную охрану. Но все должны также помнить, что нельзя вызывать пожарных, когда пожара нет!

Не забывай, что спички не игрушка. Это очень серьезная и полезная вещь, но совершенно не подходящая для детских игр.

КАК УБЕРЕЧЬ ОТ ОЖОГОВ

1. Когда проходишь мимо кухонной плиты, следи за тем, чтобы не зацепиться за ручку сковородки или кастрюли. Кастрюли и сковородки, стоящие на огне, следует закрывать, чтобы горячие брызги не попали на тебя.

2. Не пытайся самостоятельно поднять кастрюлю с кипятком, супом или другой горячей жидкостью. Кастрюля может оказаться слишком тяжелой, ты не удержишь ее в руках, и кипяток выплеснется прямо на тебя.

3. Прежде чем влезть в наполненную ванну или встать под душ, проверь, не слишком ли горячая вода, опустив локоток или кончик пальца в воду.

4. Когда открываешь воду в ванной или кухне, первым отворачивай кран с холодной водой. Затем постепенно добавляй горячую воду до нужной температуры.

5. Если ты находишься не дома, а в гостях, выясни, с какой стороны в ванной расположен кран с горячей водой. В одних домах горячая вода включается слева, а в других - справа, и если ты по ошибке отвернешь не тот кран и подставишь руку, ты можешь сильно обжечься.

     6. Солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. В жару не сиди на солнце дольше, чем советуют старшие. И обязательно защищай глаза солнечными очками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить....

Мастер-класс для воспитателей «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода....

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком".

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком"....

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"...

Мастер - класс для педагогов " Игра в жизни ребёнка", "Игра в жизни взрослого"

Мастер - класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов....