Практикум общения педагогов с родителями
консультация на тему

Нагучева Елена Петровна

Включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов приводит к изменению всех участников педагогического процесса: ребенка, педагогического коллектива, самих родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx252.53 КБ

Предварительный просмотр:

http://madou10com.ucoz.ru/nov2/novoe/kpvapap.png

Подготовила

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17 «Радуга»

МО Выселковский район

НАГУЧЕВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА

Работа  с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель-родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

И воспитатель и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Желание узнать что-то новое подразумевает готовность расстаться со сложившимся порядком вещей. Нежелание знать – неадекватный способ самозащиты личности.

Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные. Именно поэтому содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребности в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении совместных задач воспитания и образования.

Включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов приводит к изменению всех участников педагогического процесса: ребенка, педагогического коллектива, самих родителей.

Для начала я хочу предложить вам ответить на некоторые вопросы. Как вы думаете:

- к чему сводится ваше взаимодействие с родителями?

предполагаемые ответы: в основном, это передача информации в той или иной форме (беседы, консультации, родительские собрания, круглые столы, семинары-практикумы, стенды, обращение к личному опыту и периодике), иногда это привлечение родителей к совместным праздникам и выставкам.

- какие цели и ожидания прослеживаются во взаимодействии с родителями?

предполагаемые ответы: достичь взаимопонимания и уважения друг к другу, осуществлять взаимодействие, во главе угла которого будет полноценное развитие ребенка, формировать положительное отношение к детскому саду, привлекать к благоустройству ДОУ.

- какие трудности возникают в процессе взаимодействия?

Предполагаемые ответы: отсутствие взаимопонимания, родители не прислушиваются к мнению воспитателей, их советам, родители скрывают от воспитателей проблемы своих детей.

Таким образом, мы видим, что одна из трудностей – это барьер непонимания.

Есть притча: Тонет в местном озере мулла. Все сельчане собрались вокруг озера. Кто-то протягивает руку, кто-то веревку, все наперебой кричат: «Дай руку, мулла, дай!». Мимо проходил мальчик, увидал эту картину, подбежал к озеру и говорит:

- Это очень жадный мулла, этак он у вас утонет, надо кричать: «На, мулла!».

Поиск подходов – дело тонкое…

Сегодня мы с вами будем учиться находить подходы к родителям.

Упражнение 1. «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Процедура выполнения: Воспитателям предлагается создать в группах по 3-4 человека общий портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками.

Затем создать портрет родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения.

  1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие чувства Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
  2. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам приятно вступать в контакт? Какие чувства Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
  3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

Упражнение 2. «Список претензий к родителям».

Цель упражнения: осознание воспитателями невозможности построения общения на взаимных претензиях.

Процедура выполнения: В ходе этого упражнения участники должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем более постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самим собой. Поэтому разрешите родителям Ваших воспитанников быть такими, какие они есть.

Инструкция: Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников

 И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии родителя.

На работу отводится до 10 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными, а также отмечает: чтобы принять людей, надо понять чем они нас не устраивают.

На втором этапе участники обсуждают результаты анализ и помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают родители.

Анализ упражнения.

  1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?
  2. По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам?
  3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?

Упражнение 3. «Разбивка убеждений».

Цель упражнения: научить педагога принимать, отличающуюся от их собственной точку зрения, общаться, не пытаясь изменить собеседника.

Процедура выполнения: В ходе этого упражнения участники должны осознать, что общаться с родителями легче, пересматривая свою точку зрения и помогая родителям менять свои убеждения.

Инструкция: Воспитателям предлагается сформулировать какое-либо убеждение. Например, проблема:« Вова укусил Машу». Педагог сообщает родителям об этом инциденте.  Ответ родителя: «Мой сын не мог так поступить, я ему объясняю, что так делать нельзя». Работая, по кругу, каждый педагог, повторяя  последнюю фразу предыдущего,  говорит «это хорошо, потому что» - «это плохо, потому что» - «это хорошо, потому что» - «это плохо, потому что» и т.д. до последнего участника.

Если участники испытывают затруднение можно потренироваться на легком примере.

Анализ упражнения.

  1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?
  2. По Вашему мнению, можно ли общаться с родителями, меняя свои убеждения?

Упражнение 4. «Войди в круг».

Цель упражнения: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.

Процедура выполнения: Участники практикума встают в круг и крепко держатся за руки – это круг родителей.  Один участник остается за кругом – это воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т.е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.

Анализ упражнения.

  1. Что вы испытывали, выполняя это упражнение?
  2. Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?
  3. Как вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?

Упражнение 5. «Желаю Вам…».

Цель упражнения: развитие умения доброжелательного общения с родителями.

Процедура выполнения: Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику практикума как одному из родителей группы.

В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Анализ упражнения.

  1. Что Вы чувствовали, когда высказывали пожелания?
  2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
  3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

Упражнение 6. «Внутренний луч».

Цель: Упражнение выполняется индивидуально, помогает снять напряжение, обрести внутреннюю стабильность.

Процедура: для того, чтобы выполнить упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).

Инструкция: «Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает теплым, ровным и расслабляющим светом лицо, шею, плечи, руки. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и воспитанниками. Скажите себе: «Я стала новым человеком! Я стала молодой и сильной, спокойной и стабильной! Я все буду делать хорошо!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Общение педагогов с родителями: "Когда душа с душою гоорит..."

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями...

Семинар-практикум "Общение педагога с родителями и детьми. Разрешение конфликтных ситуаций"

Даны рекомендации по построению адекватного общения педагога с родителями....

Практикум "Общение педагога с родителями воспитанников"

Повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

Семинар-практикум "Общение педагога с родителями"

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в ку...

Семинар-практикум «Общение педагогов с родителями»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 1. Теоретическая часть «Правила построения эффективного общения». 2. Уп...

Семинар-практикум "Общение педагогов и родителей в ДОУ"

Семинар-практикум "Общение педагогов и родителей в ДОУ"...