Семинар-практикум «Общение педагогов с родителями»
консультация

Пулина Марина Викторовна

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

1. Теоретическая часть «Правила построения эффективного общения».

2. Упражнение «Накопительные комплименты» или Игра «Волшебная шляпа».

3. Приемы установления хорошего контакта с собеседником.

4. Упражнение «Другими словами» .

5. Упражнение «Выбери фразу».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Общение педагогов с родителями»

Педагог-психолог Пулина М.В.

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

1 часть 

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников? (Ответ педагогов).

Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

Одной из причин, может  являться непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и нехватка навыков общения.

Теоретическая часть «Правила построения эффективного общения»

- Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

Улыбка.

Имя собеседника.

Комплимент.

- Улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии.

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Упражнение «Накопительные комплименты» (на выбор)

Педагог-психолог: «Все мы любим получать комплименты. Я хочу предложить вам игру, во время которой вы можете наговорить друг другу много комплиментов. Встаньте в круг. Постарайтесь придумать комплимент для человека, стоящего справа от вас. Подумайте о каких-либо чертах характера вашего соседа. Первым начнет тот, кто стоит в самом начале ряда. Он поворачивается к соседу справа и говорит ему свой комплимент. Второй, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент первого и добавляет к нему еще и свой и т. д.».

Анализ упражнения

1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?

2.  Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.

Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым,  а косвенным, т.е. хвалить «родителю» его ребенка.

Игра «Волшебная шляпа» (на выбор)

Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям (5 мин).

Инструкция: Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».                                                

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить «родителю» ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

1.Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

3.Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4.Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5.Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей.

6. Использование «Я-сообщений».

Упражнение «Другими словами» 

В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: “Ты должен...”, “Это твоя обязанность...”, “С тобой невозможно разговаривать...”, “Ты безответственный человек” и т.п.

Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно, особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

Сейчас я вам раздам листочки с высказываниями, ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные. Ваша задача перефразировать ряд Ты - утверждений в Я - утверждения. Например:

 Например, “Ты должна выйти завтра на группу”. (Я была бы очень признательна, если бы ты вышла завтра на группу). 

  • “Он должен заботиться обо мне”. (“Мне хочется, чтобы он заботился обо мне”);
  • “Ты должна была предвидеть возможные трудности”. (“Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности”);
  • “Меня обидели!” (“Я предпочла обидеться”);
  • “Меня заставили”. (“Я не сумела отказаться”);
  • “Он – упрямый осёл”. (“Я не смог убедить его”);
  • “Он меня унизил”. (“Мне было неприятно”);
  • “Прекрати меня злить!” (“Я начинаю злиться”);
  • “Ты должна мне дать программу, книгу” (“Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу”).

Обсуждение: просто – сложно перефразировать?

Упражнение  «Выбери фразу»

Психолог: «Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей».

Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1) четыре «неудачные» фразы, которые не следует употреблять;

2) «нежелательные» фразы и смысловые («желательные») пары к ним.

Инструкция: Выделите, на ваш взгляд, «неудачные» фразы красным цветом. Укажите стрелочкой «нежелательные» фразы в паре с «желательными» так, чтобы стрелка шла от «нежелательной» фразы к «желательной».

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами.

Мешают эффективному общению конфликтогены. Koнфликтогенами называют слова, действия (или бездеятельность), поведенческие акты или обращения в целом, которые могут привести к конфликту.

Выделяют следующие разновидности типичных конфликтогенов, или, как их еще называют, «саботажников» общения:

  • угрозы и приказания (вот пойдете в школу, там с вами нянчиться не будут);
  • негативная и необоснованная критика, замечания и отрицательные оценки (он у вас неуправляемый, глупый и т.д.);
  • слова - «должники» (вы должны поговорить, сделать, помочь и т.д.);
  • безапелляционность и категоричность в суждениях и высказываниях (ваш сын вырастет уголовником);
  • перебивание второго;
  • повышение голоса и другие попытки самоутвердиться за счет унижения или обесценивания другого (я педагог – я знаю лучше!);
  • навязывание советов (вам следует…); 
  • сравнение и навязывание конкурентных отношений (а вот родители Петеньки сделали две поделки на праздник);
  • допросы, загоняющие «в угол» и вызывающие «чувство вины» (чем вы занимались на каникулах, выходных?);
  • отказы от разговора или обсуждения важной темы (мне некогда обсуждать с вами это, я с детьми);
  • успокоение отрицанием (не обращайте внимания, все дети такие в этом возрасте);
  • перекладывание ответственности на другого человека (накажите ребенка дома, вызов родителей в детский сад с целью повлиять на ребенка, вам нужно сломать его);
  • любые проявления агрессивности и раздражительности.

Вывод: Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью в общении с родителями нужно постоянно работать.

2 часть.

Проведение беседы с родителями по инициативе воспитателя.

1. Постановка психологической цели.

– Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?)

При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.

Проводить беседу с родителями стоит, если воспитатель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка и т. д., т. е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.

2. Организация начала диалога.

Церемония приветствия.

Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени–отчеству.

3. Установление согласия на контакт. Это означает, что воспитатель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

4. Создание обстановки диалога заключается в том, что  воспитатель продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы воспитатель сидел, а родитель стоял, или чтобы педагог сидел за своим столом, а родитель – на детском стульчике.

Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

Жесты и позы должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

Вызывая родителя для беседы, воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям дошкольника и дать возможность высказаться им.

Проведение диалога. 

В беседе с родителями необходимо соблюдать ряд условий:

1. Безоценочное отношение к ребенку. Педагог не имеет право давать оценку: воспитанный/невоспитанный, хороший/плохой. Оценка выступает неким барьером в общении с людьми. При негативной оценке у родителей возникают различные чувства: разочарование в ребенке, досада, стыд, раздражение, которое направляется на ребенка и т.д. Спектр возможных чувств родителей большой, но все они имеют негативный характер. Но для родителей ребенок это «своя кровинка», поэтому весь этот спектр чувств, вплоть до агрессии, будет направлен на педагога (случится это сразу или потом, лишь вопрос времени). Конечно, педагогическая оценка сопровождает весь образовательный процесс, но во взаимоотношениях с родителями правильно избегать оценочного суждения.

2.Ни в коем случае в ходе беседы не обезличивайте ребенка.

НЕЛЬЗЯ: «Ваш ребенок», «Мой воспитанник».

ЛУЧШЕ: «Наш Петя...»

3.В начале диалога - положительная информация о ребенке. НЕЛЬЗЯ: «У вас хороший мальчик, НО...», а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

оценка с «НЕ» 

Факты о поведении, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».

ЛУЧШЕ: обращение за советом «Я еще не очень хорошо знаю Машу, не могли бы вы помочь мне разобраться...», «Я не могу понять...», «Меня беспокоит...», «Я хочу понять, что стоит за этим...».

4.Говоря о недостатках, следует подчеркнуть, что этому подвержены многие дети, но все проходит благополучно, если педагог и семья действует сообща.

5.«Мы вместе». Общая цель педагога и родителей – успешный во всех сферах ребенок.

«Давайте подумаем, как можно заинтересовать, переключить в подобной ситуации, помочь отвлечься или помочь сосредоточиться» и т.п. главное предложить родителю, совместно заняться решением проблемы,

«Давайте попробуем так поступить…», т.е. предлагаем родителям сотрудничество.

Можно вовлекать родителей в работу, например, сказать, что мы уже в группе попробовали такой вариант, а вы дома?

6.Главное – высказывание родителя, а педагог является АКТИВНЫМ слушателем («Я рада тому, что у нас единые взгляды...», «Меня удивило...», «Я огорчена...»)

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

От воспитателя требуется умение слушать. 

После того как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя. 

 Что такое активное слушание?

Активное слушание - это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками.

Во-первых, важна собственная настройка "слушающего".  Иными словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то, что ему говорит собеседник. Без личного, искреннего интереса "затевать процесс слушания" бессмысленно, поскольку обман чувствуется мгновенно.

Активное с предполагает физическую включенность в разговор с собеседником. Увлеченные беседой и информацией люди располагаются лицом к собеседнику, регулярно смотрят в глаза, достаточно часто кивают головой в процессе беседы.

Задача активного слушания именно услышать, т.е. максимально правильно понять собеседника (уточнение информации).

Активное слушание включает в себя еще и реакцию на речь собеседника, просто кивания часто бывает недостаточно.

Итак, активное слушание — способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.

Активно слушать собеседника — означает:

  1. Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
  2. Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

Результаты применения активного слушания:

  • Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
  • Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
  • Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
  • Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

Свое участие в диалоге можно выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

Конкретные советы должны даваться воспитателем только в том случае, если родитель просит у него совета.

Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога. Воспитателю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания-«резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.

Прощаясь с родителем, воспитателю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей.

1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)

Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?

Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, воспитателю вместо избегания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое другое  удобное ей время.

Таким образом, педагог дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.

 «Основы построения беседы с «трудным» родителем»

*Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

«Трудные» родители:                                                                                

 *Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».                                                                        

*Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем, что делать, помогите нам!».                                                                                

Трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (сложности в образовании, плохое поведение).

1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии, или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с вами.

Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)                                                                                                    

Данное упражнение помогает настроиться на неприятную и, и конструктивный разговор становится невозможным.                                      

Основная цель общения педагога с родителями – нам было неприятно давить на партнёра, и  беседу и продержаться первые 10 минут.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.    Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.                    

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.                                                                              

Следите за своей позой! Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.

Выражение воспитателем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены поведением (имя ребенка) «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.

Воспитателю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача педагога состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов.

Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение воспитателя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.

Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области воспитания и развития его ребенка.

Закончить беседу следует также по инициативе воспитателя.

Раздача памяток. (5 мин)

Список литературы

1.   Арнаутова Е.П. «В гостях у директора»: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.,2004 г.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia, 1996 г.

3. Дубровина В.П. «Теоритическо-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи» Минск 1997г.

4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

5. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009 г.

6. «Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

7. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002г.

8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3 03/2012 «Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношениях педагогов и родителей». 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общение педагогов с родителями воспитанников Педагог-психолог Пулина М.В.

Слайд 2

Правило трех плюсов Улыбка Имя собеседника Комплимент

Слайд 3

Приемы установления хорошего контакта с собеседником: 1.Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). 2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). 3.Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении. 4.Использовать по ходу разговора открытые жесты. 5.Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей. 6. Использовать «Я-сообщения».

Слайд 4

«Мне хочется, чтобы он заботился обо мне» «Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны» «Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности» «Я обиделась» «Я не сумела отказаться» «Я не смог убедить его» «Мне было неприятно» «Я начинаю злиться» «Я буду очень благодарна, если бы ты одолжила мне программу, книгу».

Слайд 5

"Неудачные" фразы: "Извините, если я помешала… ", "Давайте с вами быстренько обсудим… ", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… ", "А у меня на этот счет другое мнение… ".

Слайд 6

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными": "Вероятно, вы об этом еще не слышали… " – "Вы, наверное, уже об этом слышали… "; "Мне представляется интересным то, что… « – "Вам будет интересно узнать… "; "Хотя вам это и неизвестно… " – "Конечно, вам уже известно… "; "Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете ".

Слайд 7

Koнфликтогены – слова, действия (или бездеятельность), поведенческие акты или обращения в целом, которые могут привести к конфликту.

Слайд 8

угрозы и приказания ; негативная и необоснованная критика, замечания и отрицательные оценки ; слова - «должники» ; безапелляционность и категоричность в суждениях и высказываниях ; перебивание второго; повышение голоса и другие попытки самоутвердиться за счет унижения или обесценивания другого ; навязывание советов ; сравнение и навязывание конкурентных отношений; допросы, загоняющие «в угол» и вызывающие «чувство вины» ; отказы от разговора или обсуждения важной темы; успокоение отрицанием ; перекладывание ответственности на другого человека ; любые проявления агрессивности и раздражительности.



Предварительный просмотр:

1. Позвольте родителю «выпустить пар».

Если он раздражен, то договориться с ним трудно или невозможно. Во время «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.

2. Попросите спокойно обосновать претензии.

Что Вас так расстроило (разозлило?)

3. Попросите сформулировать желаемый результат.

Определите вместе с родителем возникшее недоразумение.

4. Предложите собеседнику высказать свои соображения по разрешению возникшей ситуации и свои варианты решения.

5. В любом случае позвольте партнеру «сохранить свое лицо».

Не затрагивайте личности собеседника. Можно дать оценку только его действиям.

6. Отражайте смысл его высказываний и претензий.

Задавайте вопросы: «Правильно ли я Вас поняла?», «Вы хотели сказать именно это?»

7. Не бойтесь извиняться, если чувствуете, что виноваты.

Только уверенные и зрелые личности способны к извинению.

9. Оговорите конечный результат и взаимоотношения на будущее.

10. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.

Выразите свое уважение и расположение партнеру и выскажите сожаление по поводу возникших трудностей.

Чтобы избежать противостояния с родителями:                                         

  • Проявляйте  сдержанную

доброжелательность и открытость;        

  •  Подчеркивайте значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
  • Покажите родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку.       Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.  
  • Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.                        
  •  Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

МАДОУ ЦРР д/с 133

Памятка для педагогов

https://www.proza.ru/pics/2017/05/07/1514.jpg

Общение с родителями

Педагог-психолог

Пулина М.В

Условия, необходимые для оптимального педагогического общения

1. Искренний интерес к человеку, умение преодолевать свой эгоцентризм в общении с ним.

2. Умение слушать людей – как конкретное проявление интереса к людям.

3.Старайтесь быть доброжелательными по отношению к людям, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.

4. Улыбайтесь, это согревает и создает аванс положительного отношения.

5. Проявляйте интерес к интересам другого. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего.

6. Умейте завоевать авторитет в педагогическом общении через способность дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению.

7. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

8. Покажите родителю свое положительное отношение к его ребенку.

9. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.

10. Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка. Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребенка, обсудите с ними, как ему помочь.

11. Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пойдет более успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.

Правила эффективного слушания

1.Перестаньте говорить! Невозможно слушать, разговаривая.

2. Покажите говорящему, что вы готовы слушать! Продемонстрируйте заинтересованность в информации, старайтесь ее понять и не ищите поводов для возражений.

3. Устраните раздражающие моменты! Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги и т.д.

4. Сопереживайте говорящему! Постарайтесь «войти» в его состояние.

5 Будьте терпеливы! Не экономьте время, не прерывайте говорящего, не порывайтесь уйти.

6. Сдерживайте свои эмоции! Помните: рассерженный человек придает словам неверный смысл.

7. Не спорьте и не начинайте критиковать, перебивая говорящего! Это вынудит его занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться.

8. Задавайте вопросы! Это подбадривает говорящего и показывает, что вы его слушаете.

9. Перестаньте говорить! Это наставление идет первым и последним, ибо все остальные зависят от него.



Предварительный просмотр:

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(с иронией)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(с иронией)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(с упреком)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(доброжелательно)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(с безразличием)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(с упреком)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(требовательно)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(с безразличием)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(доброжелательно)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(требовательно)



Предварительный просмотр:

Упражнение: «Другими словами»

Задание: перефразировать неконструктивные фразы в конструктивные (используя  «Я-утверждение» (обращая внимания на СВОИ чувства), вместо «Ты-утверждение».

Неконструктивные высказывания

Конструктивные высказывания

1

Он должен заботиться обо мне.

2

Вы должны были предвидеть возможные  трудности.

3

Меня заставили.

4

Он - упрямый козел.

5

Он меня унизил.

6

Прекрати меня злить.

7

Вы должны мне дать программу, книгу.

Упражнение: «Другими словами»

Задание: перефразировать неконструктивные фразы в конструктивные (используя  «Я-утверждение» (обращая внимания на СВОИ чувства), вместо «Ты-утверждение».

Неконструктивные высказывания

Конструктивные высказывания

1

Он должен заботиться обо мне.

2

Вы должны были предвидеть возможные  трудности.

3

Меня заставили.

4

Он - упрямый козел.

5

Он меня унизил.

6

Прекрати меня злить.

7

Вы должны мне дать программу, книгу.



Предварительный просмотр:

  • Извините, если я помешала.
  • Вероятно, вы об этом еще не слышали.
  • Вам будет интересно узнать.
  • Мне представляется интересным то, что.
  • Давайте с вами быстро обсудим.
  • Как вы знаете.
  • Хотя вам это и неизвестно.
  • Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.
  • Вы, конечно, об этом еще не знаете.
  • А у меня на этот счет другое мнение.
  • Конечно, вам уже известно.
  • Вы, наверное, об этом слышали.

  •  Извините, если я помешала.
  • Вероятно, вы об этом еще не слышали.
  • Вам будет интересно узнать.
  • Мне представляется интересным то, что.
  • Давайте с вами быстро обсудим.
  • Как вы знаете.
  • Хотя вам это и неизвестно.
  • Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.
  • Вы, конечно, об этом еще не знаете.
  • А у меня на этот счет другое мнение.
  • Конечно, вам уже известно.
  • Вы, наверное, об этом слышали.

  • Извините, если я помешала.
  • Вероятно, вы об этом еще не слышали.
  • Вам будет интересно узнать.
  • Мне представляется интересным то, что.
  • Давайте с вами быстро обсудим.
  • Как вы знаете.
  • Хотя вам это и неизвестно.
  • Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.
  • Вы, конечно, об этом еще не знаете.
  • А у меня на этот счет другое мнение.
  • Конечно, вам уже известно.
  • Вы, наверное, об этом слышали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Общение педагога с родителями"

Цель:1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.2. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов....

Семинар-практикум «Эффективное общение воспитателя с родителями»

Цель: способствовать преодолению педагогами трудностей в общении и взаимодей­ствии с родителями.Задачи:1)   актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родите­лями;2)...

Семинар-практикум Эффективное общение педагогов с родителями

Цель семинара: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников и преодолению трудностей в общении...

Семинар – практикум « Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»

Игры и упражнения для  повышения писхолого - педагогической компетентности педагогов в вопросах сотрудничества с родителями воспитанников....

Конспект семинара – практикума «Эффективное общение педагогов с родителями».

Построение взаимоотношений педагогов с родителями на основе сотрудничества....

Семинар - практикум: «Совершенствование общения педагогов ДОУ с родителями».

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования...