Дидактические игры и упражнения на развитие временных представлений
консультация (старшая группа)

Дидактические игры на разаитие временных представлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения на развитие временных представлений.

Если время есть, покажи мне его, - так сказал бы ребенок взрослому. Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время, тем более ребенку с нарушением речи. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта.

Формирование и развитие представлений о времени должно происходить не только в  рамках образовательной работы в детском саду, но и в домашних условиях.

Для того чтобы дети лучше усвоили названия и последовательность  дней недели, на практике следует знакомить с происхождением  их названий. Например, понедельник – первый день недели, вторник – второй, среда – средний, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота – конец недели, воскресенье – выходной день. Для закрепления и уточнения знаний проводить дидактические игры: “Назови скорей”, “Назови соседей”, “Покажи соответствующую цифру” и др. В связи с тем, что время сложно для восприятия дошкольников можно использовать  модель недели, картинки с характерными видами деятельности в этот день недели и др.

При знакомстве с временами года можно употребить модель времен года:

каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу – белая, лето красивое – красное и т.д.

каждому времени года соответствует свой вид деятельности: зимой дети лепят снежную бабу или играют в снежки, весной вешают скворечники, летом купаются и загорают на солнце и т.п.

Для закрепления времен года можно использовать не только дидактические игры, но и упражнения, проводимые в повседневной жизни. Например, “Составь картинку”, характерную для этого время года.

Рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации в книгах, картины художников можно задавать вопросы:

- Это весна или осень?

- Бывает так в декабре?

- Скоро ли наступит здесь зима? и т.д.

Содержание работы, направленное на развитие и уточнение временных представлений, способствует не только их более качественному усвоению  старшими дошкольниками, но и совершенствованию лексического и грамматического компонента речи. Словарь ребенка обогащается новыми понятиями, связанными со временем. Завершающей частью работы является серия заданий, в которых необходимо не только понимание, но и использование ребенком сложных речевых конструкций. Это задания типа:

Вставь в предложение пропущенное слово

Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали … дня.

Чиполлино полол грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее

в …

Закончи предложение

Перед понедельником идет воскресенье, а после среды …

Летом солнце светит ярко, а зимой – …

Если сегодня вторник, то завтра будет …

Когда это бывает?

Первый вариант: взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток.

Второй вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает, что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю. Задача наблюдателя - отгадать, что делает водящий, и определить, какое действие неправильное.

Время года.

В игре, в совместном чтении связывайте то или иное время года с приметами собственной жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом - купаться в речке) и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а осенью они опадают). Побуждайте ребенка самостоятельно находить особенности того или иного дня недели, месяца или времени года. Читая малышу стихи, просите его сказать, о каком времени года в них идет речь, сравнить зиму и лето, весну и осень

Всего одна минута!

Предложите ребенку представить, что может произойти в мире за одну минуту (секунду, час).

Покажите лист цветной бумаги (например, красного или зеленого цвета) и попросите представить, что это дверь в волшебный мир, в котором можно пробыть только одну минуту. По "возвращении" спросите, что ваш "путешественник" успел сделать в том волшебном мире.

После путешествий.

После настоящих совместных путешествий и поездок с ребенком у вас наверняка будут накапливаться фотографии. Расположите их в альбоме в том порядке, в котором они были сделаны, и рассмотрите их вместе с малышом. При этом обсуждайте последовательность происходивших событий: "Сначала мы...", "Потом было...", "После этого ты..." и т. д.

Ростомер.

Старший дошкольник может почувствовать и оценить более длительные промежутки времени. Бумажная лента-ростомер в детской показывает, что за день и за неделю ничего не изменилось. А через месяц? Через три месяца?

Можно обрисовать ладошку на бумаге или сделать отпечаток в специальной пластической массе. Какой твоя ладошка станет через полгода? Попробуем сравнить!

Можно изготовить "капсулу времени" из какой-нибудь плотно закрывающейся емкости (например, банки с завинчивающейся крышкой). Пусть ребенок заполнит ее предметами, которые важны для него именно сейчас. Спрячьте "капсулу" подальше и договоритесь о дате ее "вскрытия". Что изменилось за этот срок?

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени определять, измерять время правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и показать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Организация дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей 5 - 7 лет" (РМО 2016г.)

Конспект мастер-класса, презентация выступления, рекомендации педагогам "Дидактические игры и упражнения по теме "Части суток"...

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Введение В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее з...

Дидактические игры и упражнения на развитие пространственных представлений

Подборка игр и упражнений на развитие пространственных представлений для организации в домашних условиях....

Дидактические игры и упражнения на формирование временных представлений

Дидактические игры и упражнения на формирование временных представлений ...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию временных представлений у детей...

Использование дидактических игр и упражнений в формировании временных представлений у дошкольников

Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок всё стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения ...

Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР

Время является особенно сложным объектом познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями - текучестью, необратимостью, отсутствием наг...