Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре"
    учебно-методический материал на тему

    Галушкина С.А.

    Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 68»

    Консультация для воспитателей

    «Формирование образа семьи в процессе

    приобщения детей к народной культуре»

                                                                               Подготовила: старший

                                                                                          воспитатель Галушкина С.А.

    Саранск- 2016

    Особое место в приобщении к народной культуре отводится дошкольному периоду в жизни человека. Среди множества факторов, способствующих воспитанию патриотизма, выступает русская национальная культура, в том числе культура семейного лада.

    Семейная культура формирует духовную жизнь ребёнка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует развитию индивидуального своеобразия и творчества. Детям, начиная с раннего возраста,  нужно показывать на живых примерах, что  они  наследники  великих людей,  великой страны и великой культуры.

    Сейчас же оказывается нарушенной не просто преемственность старшего и младшего поколения - бабушек и дедушек, мам и пап, внуков. Разрушительно для личности детей то, что  они оказываются  преданными собственными родителями.  Проходя через развод родителей, дети перестают верить в то, что они - хорошие, что ими можно гордиться, не хотят быть на них похожими. Проблема осложняется тем,  что во многих даже полных, семьях дети перестают ценить  и  уважать  своих родителей. Сын или дочь привыкают «пользоваться» их услугами, заботой, любовью, но не научены отзываться так же, проявлять сострадание и благодарность.

    Воспитателям прежде, чем приступить к работе по формированию гармоничного образа семьи у своих воспитанников и обратиться к помощи традиционной культуры семейного воспитания, необходимо научиться проводить мониторинг. Для этого методист ДОО может предложить ряд заданий и провести открытое занятие для педагогов ДОО.

    В качестве одного из заданий детей можно попросить создать панно. Для этого предложите сделать цветовой фон из пластилина, размазав его на плоскости; на этом фоне расположить окошки, которые могут быть разными по размеру и по форме. После выполнения задания с детьми проводится индивидуальная беседа по получившимся  картинам: «Вот  этот  дом - твоя жизнь. Каждое окно - это то, что случилось в твоей жизни». Детям можно задать следующие вопросы: «Посмотри на окошко, которое ты сделал. Загляни в него. Расскажи, пожалуйста, о том, что случалось с тобой. Что в это время делали твои родители?»

    После того, как дети описывают значимые события своей жизни, взрослый продолжает: «Посмотри на свою картинку и скажи, что происходит в доме сейчас? Расскажи, как ты думаешь,  что было до этого. Что будет в    будущем с тобой и с твоей семьей?»

    По результатам проведения  беседы с детьми педагог вместе с воспитателями выделяет  три  варианта эмоционального описания ситуации:

    1. вариант  - эмоциональное описание ситуаций из жизни ребёнка, связанных с взаимодействием с родителями,  например: «Ходил в парк кататься на каруселях с братом, сестрой, мамой и папой»
    2. вариант - описание ситуаций связанных с «эмоциональным выпадением» ребёнка из ситуации  взаимодействия  между  родителями,  например: «Улетел попугай,  мама с папой писали объявление, чтобы найти попугая».
    3. вариант - взаимодействие членов семьи между собой,  направленное на достижение общей цели, например: «Болел, а папа с мамой меня лечили, читали сказки».

                 Затем определяются приоритетные задачи, методы и формы работы с родителями. Можно предложить ввести в ежемесячное планирование работы воспитателей группы такие мероприятия, как:

    - «вечера встреч», на которые приглашаются мамы, папы, бабушки и дедушки, где они рассказывают о своём детстве, о своих родителях, предках, Родине;

             - занятия в кружках народного промысла, которые вели бы сами родители;

    - досуговые  вечера  с родителями детей,  включающие знакомство с обрядами и традициями своего народа и т.п.

    Важным моментом в формировании традиций может стать совместное проведение народных праздников,  повторяющихся из года в год, и формирующих определённый цикл.  К ним можно отнести Рождество Христово, Масленицу, Пасху. На таких мероприятиях дети будут видеть своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде они больше не смогут увидеть, например, маму в народном костюме или папу, поющего старинные песни. Дети будут рады таким праздникам,  т.к. в повседневной жизни родители мало уделяют время своим детям.

    После таких мероприятий возможно проведение открытых занятий с детьми, когда родители с удивлением обнаруживают для себя, как они значимым и дороги своим детям. В качестве примера приведем сценарий открытого занятия для родителей.

               Анкетирование родителей проводится в начале и в конце учебного года. Взрослые заполняют анкеты в присутствии воспитателя ДОО и могут получать от него консультативную помощь на протяжении всего времени заполнения анкеты. Например, может выясниться, что родители мало играют с детьми в подвижные и дидактические игры и с трудом вспоминают их названия.  

    Можно сказать, что большинство родителей считают важным приобщать детей к национальной культуре, но некоторые не знают, как это сделать, так как нет специализированной литературы, а другая часть родителей считает, что их дети «еще маленькие» для получения таких знаний.

    Родители с высшим образованием, приобщая детей к национальной культуре, в основном, обращают внимание на ознакомлении детей с русской народной литературой, и  плохо  ознакомлены с национальными подвижными играми, которые можно использовать в воспитании ребенка. Причинами возможных затруднений в приобщении к национальной культуре многие видят «влияние и пропаганду» западного образа жизни.

    Родители детей со средним  образованием акцентируют внимание на использовании подвижных игр, которые знакомят с национальными обрядами и традициями. Вместо образцов устного народного творчества предпочитают рассказы про героев и о своей стране. Причинами затруднений в приобщении современных детей к  национальной  культуре видят недостаточность литературы для родителей.

    Анкета для родителей

    1. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом?
    2. Как Вы приобщаете ребёнка к национальной культуре?
    3. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребёнка на то, к какой нации он принадлежит?
    4. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша?
    5. Рассказываете ли Вы ребёнку о своих предках и корнях семьи? Как на это реагирует ребёнок?
    6. Устраиваете ли Вы совместные чаепития детьми в семье?
    7. Читаете ли Вы ребёнку народные сказки? Как часто? Кто чаще всего читает? В какое время суток?
    8. Используете ли Вы в моменты общения с ребёнком народные потешки:

    а) до прихода в детский сад;

    б) после детского сада;

    в) укладывая спать.

    1. Есть ли в Вашей родительской практике дидактические игры, которые знакомят с национальными обрядами и традициями? Если есть, то какие?
    2. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребёнка?
    3. Укажите, на Ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре"

    Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре...

    Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»

    памяти нет традиций, без традиций нет культуры,без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,без духовности нет личности, без личности - нет народа как и...

    Консультация для родителей: "Приобщение детей к народной культуре"

    Консультация для родителей: "Приобщение детей к народной культуре"...

    Консультация для педагогов: «Приобщение детей к народной культуре и традициям»

    Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить в...

    Консультация на тему: «Приобщение детей к народной культуре и традициям»

    Консультация на тему: «Приобщение детей к народной культуре и традициям»...