Родительское собрание "Роль семейных традиций в воспитании дошкольников" в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Огаркова Елена Ивановна

Родительское собрание "Роль семейных традиций в воспитании дошкольников" в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                МДОУ «Детский сад №18 «Малыш»

                                                                                                 2015 -2016 учебный год.    

Родительское собрание в старшей группе

Тема: «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников».

Форма проведения: нетрадиционное собрание, встреча

Продолжительность:1,5-2 часа

Время и место проведения:  25 февраля 2016 г., групповая комната

Участники: воспитатели и родители группы, старший воспитатель, зав. д/с.

Цель. Содействие сплочению коллектива родителей, способствовать тому, чтобы в семьях соблюдались  традиции.

Задачи:

-формировать у детей и родителей целостное отношение к семье, семейным традициям

 -развивать творческие способности.

 -воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи 

Предварительная работа:

  1. Оформить приглашение на собрание  в виде открытки с темой родительского собрания.
  2. Оформить  в стиле  группы, пословицы.
  3. Подготовка консультации « Русские праздники традиции», вопросов к викторине « Русские праздники и традиции»
  4. Провести анкетирование для родителей по теме « Приобщение детей к истокам русской культуры»
  5. Приготовить материал для мастер- класса по изготовлению куклы- оберег «Зернушка (Крупеничка)»
  6. Записать на аудионоситель ответы детей на вопросы:

- Какие праздники вы знаете?

-Какие  праздники вы отмечаете всей семьёй?

- Как вы отмечаете праздники дома? Что вам запомнилось особенно?

   7. Подготовить выставку методической литературы.

   8. Итог собрания. Рефлексия.

План:

1.Организационный момент.

2.Сообщения воспитателя.

«Роль семейных традиций в воспитании и развитии ребёнка».(Воспитатель Белова А.В)

3.Мастер – класс по изготовлению куклы - оберег (воспитатель  Огаркова Е.И).

4. Организационные вопросы

5. Подведение итогов собрания

6. Принятие решений собрания

7. О разном.

                 Ход собрания:

1.Организационный момент:

Родителей приглашают в группу. Группа оформлена пословицами и поговорками о семье и  народных обычаях. Звучит тихая, спокойная музыка.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть всех вас.  Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семейных традициях и  обычаях их значении в воспитании и развитии ребенка-дошкольника. А вы, как  думаете, что же такое семейные традиции? (Ответы родителей).

Воспитатель:  "Семейные традиции – это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение". Более подробно о том, что такое семейные традиции, вам расскажет Анна Владимировна.

2.Сообщение воспитателя: «Семейные традиции » (Белова А.В)

Воспитатель: Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которая состоит из распорядка дня, обычаев, уклада жизни и привычек его обитателей. Большинство семейных ритуалов несут в себе не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем.

- А какие вы знаете русские обычаи, традиции?  

Какие традиции в ваших семьях? (Родители рассказывают о том, что проводят в семейном кругу, как приобщают к этому детей).

Воспитатель:  Семейные традиции – это не только праздники, это и будни, это - когда вся семья в сборе, это когда вы собираетесь вместе за одним столом, это чтение сказок на ночь, это пожелание доброго утра или спокойной ночи, это семейный отдых на природе, посещение театра, музеев, коллекционирование – это все, что вас объединяет. Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей. Маленькие дети доверяют своим родителям и даже просто взрослым людям. Если ваш ребёнок сейчас рассказывает вам свои тайны – уважайте это, не смейтесь, понимайте – для него это важно.

Семейный опыт: И поделиться с нами своим семейным опытом, расскажет о традициях своей семьи мама Лиды - Мария Васильевна.

Воспитатель: - Большое спасибо вам, Мария Васильевна за ваш интересный рассказ. Можно приводить ещё много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь детство ваших детей намного богаче.

Воспитатель предлагает рекомендации родителям: А какие могут  быть ещё семейные традиции? Давайте поразмышляем вместе.

Традиция 1. Составление родословной своей семьи.

Воспитатель: Составление родословной своей семьи. Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях. Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так называемые «семейные имена»). Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение. Называть кого-то по отчеству – значит, быть с ним вежливым. Имя может даваться и по церковным книгам, святцам, в честь святого, которого чествуют в день рождения ребенка. Каждый из нас - продолжатель своего рода. Корни каждого рода, как корни дерева уходят далеко в старину. Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. Вместе с ребёнком можно начать составлять генеалогическое дерево, на котором будут присутствовать все члены семьи. Оказывается это очень увлекательное занятие, в которое можно вовлечь всех членов семьи и узнать много нового и интересного о своих предках. У кого, то есть подобный опыт? Если нет, то обязательно попробуйте и поделитесь с нами своими достижениями. Интересно, у кого получится самый длинный род.  

Традиция 2. Семейные архивы.

Давней русской традицией можно назвать передачу и хранение вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Это семейные архивы. Это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы, дедушкин полевой бинокль, бабушкина самодельная кукла – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы и передаются подрастающему поколению. История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом. Я думаю, что у многих из вас, осталась какая нибудь реликвия от бабушек и дедушек. Медали, грамоты, старинная икона или картина, игрушки. Обязательно расскажите детям о происхождении этой вещи и бережно храните её. А что есть в вашей семье?

- А что ещё может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом). Правильно конечно это фотографии.

- Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Традиция 3. Семейный альбом.

 Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней – наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из жизни. Это простое и понятное для ребенка дело, но очень увлекательное и интересное. Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует запоминание. 

Традиция 4. Семейные праздники. А сейчас о семейной традиции, которую больше всего любят дети. Это праздники. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, также как и мы, будут отдыхать и наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Дети независимо от возраста обязательно должны участвовать в подготовке к любому празднику. Привлекайте ребенка к изготовлению подарков для всех членов семьи: ко дню рождения, другим семейным событиям. Сажать или нет детей за «взрослый» стол - родители решают по-разному. Можно попросить малыша не задерживаться за столом, а можно накрыть ему и другим детям отдельный столик. Помните, что в семейном торжестве ребенок является таким же полноправным членом, как мама, как папа, дедушка или бабушка.

Другое дело детские праздники. Здесь ребенок главное лицо. Если праздник специально организован, имеет свою программу, то тогда день рождения или новогодняя елка будут по-настоящему радостными, праздничными и для детей, и для взрослых.

Воспитатель:  Как вы думаете, детские праздники в семье - это хорошая традиция? Нужны ли они нашим детям? (Ответы родителей). А хотите узнать, что о праздниках говорят ваши дети?

(Включается аудиозапись с ответами детей, родители обсуждают услышанное, угадывают своих детей).

Воспитатель: Вот что о праздниках  и семейных традициях рассказали ваши дети. Все дети без исключения любят праздники, особенно день рождения и новый год, так как им дарят подарки. Также некоторые назвали и  народные праздники, такие как  Рождество, Масленица Пасха.  В эти праздники подарков не дарят. Но провести их можно тоже очень весело и интересно, а сколько различных традиций и обрядов, связанных с этими праздниками.

Традиция 5.Семейные народные праздники и обычаи. Рождество в кругу семьи,  встреча и проводы Масленицы, Колядки, Святки, Крещение……..

Воспитатель: А сейчас послушаем результаты по анкетированию на тему,    « Приобщение детей к русским народным истокам».

Анализ анкет.

  В феврале этого года родителям старшей группы  была предложена анкета по теме « Приобщение детей к русским народным истокам». Для того чтобы выявить  интерес всех членов семьи, к историческому прошлому своей Родины, традициям народной культуры. В анкете были предложены различные вопросы. Например:

-Рассказываете ли вы  ребёнку о своих предках и корнях семьи?

-Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа?

И даже такой, как: Нужно ли ребёнку давать толкование старославянских слов?

Всего в опросе приняло участие 13родителей, или 81 % от общего количества родителей детей посещающих группу. Как показал опрос, все родители считают, что необходимо приобщать детей  к народной культуре и традициям. Но о том, как это сделать в понятной и доступной форме знают только 35% родителей. Остальные родители, 65 %,  не всегда знают, что и как рассказать детям о традициях русского народа.

Большинство семей (100%) имеют в семье традиции, в основном это календарные праздники (Новый год, Рождество, Пасха). Некоторые семьи (44%) имеют свои собственные семейные традиции.

На вопрос «Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?» - затруднились ответить 9 родителей (это 70%). Остальные ответили положительно.

В народные игры родители с детьми практически не играют, дети в основном играют самостоятельно (нужно отметить, что это в основном компьютерные игры). Но, тем не менее, почти все родители могут назвать 1-2 таких игр.

Итак, по результатам анкеты можно сделать следующий вывод: Мы думаем, что вы с нами согласитесь, что приобщение детей к истокам  народной культуры в наше время необходимо и актуально. А мы в свою очередь постараемся вам этом помогать и всячески содействовать. Но и от вас ждём посильной помощи в организации и участии в праздниках, которые проводятся в нашем детском саду.

Ф. Достоевскому принадлежат слова  « Человека делает человеком светлые воспоминания детства». Хорошо, если ребёнок вынес из детства и сохранил на всю  последующую жизнь не только стойкие семейные традиции, но  и народные. Он  их, конечно, постарается  перенести в свою семью. Чтоб перенести в свою семью народные традиции, нужно немного о них знать.

Предлагаем вам познавательную викторину: «Праздники и традиции».

Воспитатель: В раздевалке для вас была подготовлена информация о праздниках и традициях. Как видно из ваших ответов вы с ней ознакомились. Это очень отрадно, что это вас интересует. В наше время под влиянием и информационных технологий, западной культуры, русские традиции и обычаи всё больше уходят на второй план. На смену русским народным сказкам и их героям пришли Человек - паук, Бэтмэн, принцессы Винкс и Черепашки-Ниндзя, современная музыка просто вытесняет русские народные песни. Поэтому в настоящее время нам крайне необходимо повышать интерес к русским народным традициям и обычаям. Давайте продолжим разговор об игрушках. О том, какими игрушками играли наши прабабушки, расскажет Елена Ивановна.

3.Мастер – класс «Изготовление куклы зерновушки»

Воспитатель (Огаркова Е.И): Все взрослые  когда- то были детьми и любили играть. Только много лет назад игрушки были другие, не похожие  на современные. Они были самодельные. Первой  и любимой игрушкой бала куколка, сшитая из мягких, ярких лоскутков, которую вешали над колыбельной младенца. Чтобы ребёнок смотрел и забавлялся. По своему назначению  традиционные куклы делятся на три группы: обрядовые, игровые и куклы - обереги.

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, её так и называли - оберег или берегиня. Среди кукол – оберегов выделяются куклы-зерновушки (крупенички). Крупеничка - главный оберег семьи. Считалось, что она приманивает в дом достаток, обещает хороший урожай и прибавление в семействе. Кукла обязательно наполнялась зерном (гречиха, пшеница). Но потом стали использовать пшено, горох. Первые горсти при посеве брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном  уже нового урожая. Ёе  наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытным и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из неё кашу. Считалось, что эта каша передаёт силы Матери  Земли. Входящий в избу гость мог определить по куколке, сытно ли живёт семья, если куколка была худа, значит,  в семье беда… и сегодня эта куколка поможет вам иметь достаток в семье, в доме.

4.Организационныйе вопросы. (Благодарность родителям, которые активно участвуют в жизни группы.) Очень хорошо, если у вас и дома есть традиция вместе что - то мастерить, рисовать, клеить. И участвовать в наших конкурсах.  Хотелось бы особо отметить те семьи, которые всегда откликаются на просьбу поучаствовать в том или ином конкурсе или активно интересуются жизнью нашей группы.

5. Подведение итогов собрания.

 Рефлексия.

Подвести итоги нашей встречи нам поможет вот эта  чаша. Представьте, что эта чаша – душа  ребенка. У  каждого  из  вас  есть  сердечки – напишите   черту характера, качество, которым  вы  хотите  наделить  вашего  ребенка, которое, по вашему мнению, поможет ему в жизни,  и  поместите  его в  чашу. Будем очень надеяться, что все пожелания сбудутся. (Кладут сердечки)  Чтобы  эта  чаша  не  разбилась, взрослые, которые окружают ребенка, должны быть добрыми и требовательными, ласковыми и терпеливыми.

Вывод: Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли, это веселые домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много- много лет уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома. Дорогие родители, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

6. Решение собрания:

1)Составить генеалогическое дерево своей семьи

2) Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников».

3) Принимать активное участие в детских праздниках и развлечениях, проводимых в ДОУ.

7. О разном.

Приглашение на чаепитие.

И напоследок ещё одна русская традиция. Наши предки всегда были и остаются гостеприимными и хлебосольными людьми. Чаепитие органично вписалось в старинные традиции гостеприимства русского народа. А традиции были замечательные. Каждая эпоха привносила что - то свое, менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом - солью и добрым отношением. И мы приглашаем вас отведать по чашечке чая. Как гласит старая русская поговорка: «От чая лиха не будет».

Приложения:

Приложение №1

Пословицы

Обычай крепче закона

В какой народ попадешь, такую и шапку наденешь.

Какова сторона, таков и обычай

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Жизнь родителей в детях

Приложение №2

Викторина « Праздники и традиции»

  1. . Какой русский царь выпустил Указ, согласно которому Новый год нужно было отмечать, как во всей Европе, 1 января? (Петр первый).
  2. Какое название имеет канун Рождества? (Сочельник)
  3. Как называется масленица в церковном календаре? (Сырная неделя).
  4. Что символизирует масленичный блин? (Блин – символ солнца,  а солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство и возрождающуюся жизнь, придет весна, все начнет расти).
  5. Какую народную зимнюю забаву изобразил на своей картине художник В.И.Суриков? (Взятие снежного городка)
  6. Как называется время от Рождества Христова до Крещения? (Святки)
  7. В какой балладе В.А.Жуковский описал девичье гадание? («Светлана»)
  8. Как называется последний день Пасхальной недели? (Красная горка)
  9. Как называется праздник в честь христианского триединства: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа? (Троица)
  10. Назовите главный атрибут праздника Троица? (Береза)
  11. Назовите все дни Масленицы. (Понедельник – встреча, вторник –     заигрыши, среда – лакомка или перелом, четверг – разгуляй или широкий четверг, пятница – тещины посиделки, суббота – золовкины посиделки, воскресение – прощеный день или прощенное воскресение).


Приложение №3

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!Просим Вас ответить на  следующие вопросы анкеты с целью выявления интереса всех членов семьи, к историческому прошлому своей Родины традициям народной культуры. Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений: да, нет, затрудняюсь ответить.

  • Поддерживаете ли интерес в семье к историческому прошлому своей Родины?

_______________________________________________________

  • Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям?

______________________________________________

  • Рассказываете ли Вы ребёнку о своих предках и корнях семьи? ______________________________________________________________
  • Существуют ли в Вашей семье русские традиции, праздники? _____________________________________________________________
  • Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа?

_____________________________________________________________

  • Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов? ___________________________________________________________
  • Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки, потешки, и другие виды устного народного творчества?
    ___________________________________________________________
  • Играете ли Вы в народные   игры? ___________________________________________________________
  • Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду? ______________________________________________________________

Большое спасибо за искренний ответ!

Приложение №4

Технологическая карта по изготовлению куклы-зернушки.

Материалы:

  1. Лен- 12x16 см.
  2. Ситец-15x15 см.
  3. Нитки х/б.
  4. Крупа перловая.

Инструменты:

  1. Линейка.
  2. Карандаш (мел).
  3. Ножницы.
  4. Игла N3.
  5. Шаблоны.

Последовательность изготовления: 

  1. Обвести шаблоны основы и раскроить два квадрата из ситца.

2. Сложить пополам, сколоть булавками, стачать швом «строчка». 
3. Одно отверстие завязать нитками. Мешочек вывернуть. 
4. Мешочек наполнить крупой (не полностью).
5. Затянуть мешочек нитками на уровне шеи и сверху. 
6. Выкроить платок, повязать. Можно сделать косу и надеть передник.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе.  Проведение совместной традиции в саду  «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...

Конспект родительского собрания «Семейные традиции» в старшей группе

Цели: поиск новых форм взаимодействия ДОУ с семьей; повышение педагогической культуры родителей, создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями, ...

Родительское собрание «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка» Воспитатель Белокурова Л.М. МБДОУ «Детский сад № 40» г. Ачинск

Воспитание ребенка — очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование личности. Но ...

Родительское собрание на тему: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

Цель: Создание условий для привлечения родителей к активной совместной работе с детьми, повышение их педагогической культуры.Привлечение внимания родителей к имеющимся семейным традициям. Стимулирован...

Конспект родительского собрания «Семейные традиции» в старшей группе

Конспект родительского собрания «Семейные традиции» в старшей группе...

Родительское собрание "Семейные традиции и их роль в воспитании личности ребёнка"

Представлен полностью материал для  организации и проведения родительского собрания по теме "Семейных традиций и их роли в воспитании личности ребёнка"....

Протокол родительского собрания "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"

Тема Семейные традиции. Их роль в воспитании            ребёнка.Председатель: Абрамов Г.С.Секретарь: Гончарова М.АПрисутствовали -24 человека (сп...