Психологическая готовность к школьному обучению
консультация на тему

Горбовская Анастасия Юрьевна

Психологическая готовность к школьному обучению

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №75» Психологическая готовность к школьному обучению Подготовила: педагог-психолог Горбовская А.Ю. Братск, 2016

Слайд 2

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». доктор психологических наук, Леонид Абрамович Венгер

Слайд 3

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того, как ребенок психологически подготовлен к школе

Слайд 4

Что же такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать ? Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников Психологическая готовность к школе образуется постепенно: в играх, в труде, в общении со взрослыми и сверстниками, в процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счет, чтения)

Слайд 5

Составляющие психологической готовности Эмоционально-волевая готовность Социально-психологическая готовность Интеллектуальная готовность Личностная готовность

Слайд 6

Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения, Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. Социально-психологическая готовность У ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

Слайд 7

Интеллектуальная готовность Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром. Умение думать, анализировать, делать выводы. Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе. Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.

Слайд 8

Личностная готовность Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях. Познавательный интерес, желание узнавать что то новое. Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе

Слайд 9

Эмоционально - волевая готовность . Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиваться, управлять эмоциями. Формированию этих качеств поможет игра!!! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д. Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

Слайд 10

Работа в подгруппах Эмоционально-волевая готовность к школе: Способность выдерживать нагрузки; Способность выдерживать разочарования; Не бояться новых ситуаций; Уверенность в себе и своих силах Социально-психологическая (коммуникативная) готовность к школе: Умение слушать; Чувствовать себя членом группы; Понимать значение правил и умение соблюдать их; Конструктивно решать конфликтные ситуации Интеллектуальная готовность к школе: Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память Любознательность и интерес к учению Мотивационная готовность к школе: Отношение к обучению как важному делу; Стойкое желание учиться в школе.

Слайд 11

Методики, используемые в мониторинге готовности к школьному обучению 1. «Запоминание 10 слов» А. Р. Лурия (модификация Т.П. Артемьевой для детей от 6 лет) 2. «Узнавание фигур» А. Н. Бернштейн (модификация М. Рыбакова) 3. « Домик» (разработчик Эльконин), (модификация Н.И. Гуткиной) 4. «Корректурная проба» Бурдона (модификация М.П. Коновой) 5. «Последовательность событий» А. Н. Бернштейна 6. «Четвертый лишний» (модификация Т.В. Чередниковой) 7. «Стандартная беседа» (разработчик Т.Н. Нежнова)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №75»

Муниципального образования города Братска

Сообщение педагога-психолога:

«Психологическая готовность

к школьному обучению»

(в рамках РК «На пороге школы»)

Подготовил: педагог-психолог

Горбовская Анастасия Юрьевна

Братск, 2016

Компоненты психологичeской готовности

к обучению в школе

(СЛАЙД №2)

«Быть готовым к школе – не значит

 уметь читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе – значит

 быть готовым всему этому научиться».

 Венгер Леонид Абрамович

(СЛАЙД №3)

  Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошел в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

(СЛАЙД №4)

  Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. 

   У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

(СЛАЙД №5)

    Структура психологической готовности к обучению в школе многокомпонентное образование. К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе и мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.

(СЛАЙД №6)

                   Социально-пихологическая (коммуникативная) готовность

По мере взросления старшего дошкольника все больше начинает привлекать мир людей, а не мир вещей. Он пытается проникнуть в смысл человеческих отношений, тех норм, которые их регулируют. Следование социально приемлемым нормам поведения становится для ребенка значимым, особенно если оно подкрепляется положительным откликом со стороны взрослых. Это становится содержанием общения ребенка с ними. Поэтому коммуникативная готовность очень важна ввиду перспективы постоянных контактов с взрослыми (и сверстниками) в ходе обучения в школе. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возрастного периода форм общения:  произвольно-контекстное общение со взрослыми и кооперативно-соревновательное со сверстниками. 

(СЛАЙД №7)

  Интеллектуальная готовность

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-логического мышления, базирующиеся на наглядно-образном мышлении и являющиеся естественным его продолжением. Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

Обобщая вышесказанное и учитывая возрастные особенности развития познавательной сферы ребенка, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

*  дифференцированное восприятие;

*  аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

*  рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

*  логическое запоминание;

*  интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

*  овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

*  развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

(СЛАЙД №8)

        Личностная готовность

Личностная готовность является системообразующим компонентом, ее можно описать через мотивационно-потребностную сферу и сферу самосознания личности.

        Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Таким образом, к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и развитие и протекание учебной деятельности. 

(СЛАЙД №9)

         Эмоционально-волевая готовность

Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы - важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

     Определяющую роль в личностной составляющей психологической готовности к школе играет мотивация дошкольника.

Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

        Соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов (чувство долга). Начало формирования самосознания и самооценки. 

Были выделены две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

(СЛАЙД №10)

Задания для подгрупп. (Приложение 1)

(СЛАЙД №11)

В нашем дошкольном учреждении ежегодно в начале и в конце учебного года проводится мониторинг готовности детей 6-7 лет к школе. Сюда включены следующие методики.

Психологами и педагогами выделяется еще один компонент – физиологический. Он не входит в структуру психологической готовности к школе, но оказывает большое влияние на формирование школьной готовности у дошкольников. А вот что он из себя представляет, вам расскажет инструктор по ФК – Танерова А.Е.

Задание для подгруппы №1

Выберите из предложенных критериев те, которые, по вашему мнению, относятся к ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОМУ КОМПОНЕНТУ

  • Отношение к обучению как важному делу;
  • Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности
  • Стойкое желание учиться в школе.
  • Способность выдерживать нагрузки;
  • Понимать значение правил и умение соблюдать их;
  • Не бояться новых ситуаций;
  • Конструктивно решать конфликтные ситуации
  • Умение слушать;
  • Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;
  • Уверенность в себе и своих силах
  • Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;
  • Способность выдерживать разочарования;
  • Чувствовать себя членом группы;
  • Любознательность и интерес к учению;

Задание для подгруппы №2

Выберите из предложенных критериев те, которые, по вашему мнению, относятся к СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ (КОММУНИКАТИВНОМУ) КОМПОНЕНТУ

  • Отношение к обучению как важному делу;
  • Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности
  • Стойкое желание учиться в школе.
  • Способность выдерживать нагрузки;
  • Понимать значение правил и умение соблюдать их;
  • Не бояться новых ситуаций;
  • Конструктивно решать конфликтные ситуации
  • Умение слушать;
  • Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;
  • Уверенность в себе и своих силах
  • Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;
  • Способность выдерживать разочарования;
  • Чувствовать себя членом группы;
  • Любознательность и интерес к учению;

Задание для подгруппы №3

Выберите из предложенных критериев те, которые, по вашему мнению, относятся к ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  ГОТОВНОСТИ

  • Отношение к обучению как важному делу;
  • Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности
  • Стойкое желание учиться в школе.
  • Способность выдерживать нагрузки;
  • Понимать значение правил и умение соблюдать их;
  • Не бояться новых ситуаций;
  • Конструктивно решать конфликтные ситуации
  • Умение слушать;
  • Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;
  • Уверенность в себе и своих силах
  • Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;
  • Способность выдерживать разочарования;
  • Чувствовать себя членом группы;
  • Любознательность и интерес к учению;

Задание для подгруппы №4

Выберите из предложенных критериев те, которые, по вашему мнению, относятся к ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ

  • Отношение к обучению как важному делу;
  • Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности
  • Стойкое желание учиться в школе.
  • Способность выдерживать нагрузки;
  • Понимать значение правил и умение соблюдать их;
  • Не бояться новых ситуаций;
  • Конструктивно решать конфликтные ситуации
  • Умение слушать;
  • Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;
  • Уверенность в себе и своих силах
  • Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;
  • Способность выдерживать разочарования;
  • Чувствовать себя членом группы;
  • Любознательность и интерес к учению;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....

«Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема»

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа пред...

Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению....

Исследование психологической готовности ребенка к школьному обучению.

С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе была разработана методика, которая включает в себя группу тестов для детей старшего дошкольного возраста. А так же ...

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению.  Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...