Викторина с родителями: "Права вашего ребенка"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно родители и педагоги обязаны знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения викторины с родителями: «Права вашего ребенка»

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы поговорить на очень важную и актуальную тему: это права человека, права ребенка. В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно родители и педагоги обязаны знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других людей. Сегодня мы проведем  викторины, посмотрим, насколько вы осведомлены в области правовых вопросов.

А для этого мы предлагаем вам разделиться на две команды и придумать им названия. Хорошо!

Правила следующие: в каждом раунде командам будет задано определенное количество вопросов, на которые отвечать следует быстро, громко и четко. Команда, набравшая большее количество баллов, будет названа победителем.

1 раунд.

Сейчас мы будем задавать вопросы, и если вы знаете ответ, поднимите руку. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит ко второй команде. За каждый правильный ответ команде насчитывается один балл.

Вопросы:

1) Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44 сессией Генеральной Ассамблеей ООН? (Конвенция о правах ребенка)

2) В каком году принята Конвенция о правах ребенка? (1989 г.)

3) В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0–18 лет)

4) На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (на родителей)

5) Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (правом и обязанностью)

6) С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет)

7) Какой стиль воспитания не совместим с правами ребенка? (авторитарный)

8) Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (оба родителя)

2 раунд.

В этом раунде нами будут описаны ситуации из жизни. Из списка, предложенных вам прав, вы должны выбрать, какие права были нарушены в данных ситуациях. Ситуации будут зачитываться поочередно для каждой команды. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1) В больнице ребенку перелили зараженную кровь. (право на жизнь)

2) 15-летнему подростку запретили посещать церковь. (право на свободу мысли и религии)

3) Учительница прочитала записку, адресованную школьнику. (право на тайну переписки)

4) 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях. (до 15 лет не принимают участие в военных действиях)

5) 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище. (равные права всех детей вне зависимости от пола)

6) После развода родителей, мама запрещает своему ребенку общаться с отцом. (право ребенка на общение с родителями и другими родственниками)

3 раунд.

В этом раунде нами будут описаны ситуации из детских сказок. Из этого же списка вы должны выбрать, какие права были нарушены в данных ситуациях. Ситуации будут зачитываться поочередно для каждой команды. За каждый правильный ответ – 2 балла.

Вопросы:

1) Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»(право на жизнь)

2) Почему обитатели двора сказки Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? Какое право они нарушали? (Он был не похож на других, право на индивидуальность)

3) Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»(право на неприкосновенность жилища)

4) Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина «Лягушка-путешественница»(право на свободное передвижение)

5) Какие права нарушили братья в сказке «Иван Царевич и Серый Волк»(право на жизнь и личную неприкосновенность)

6) Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (похищение детей, право жить со своими родителями и не разлучаться с ними)

7) Какое право Царевны нарушил Кащей Бессмертный, увезя ее к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна Лягушка»(вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)

8) Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (право на личную неприкосновенность)

9) Каким правом воспользовался купец, решив отправиться по торговым делам за тридевять земель в сказке Аксакова «Аленький цветочек»(право на свободное передвижение)

10) Какое право нарушила Снежная Королева, когда похитила Кая? (право жить со своими родственниками, ст. похищение детей)

4 раунд.

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и родители должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

5 раунд.

“Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (командам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает. Сколько правильных ответов команда даст за 3 минуты, столько баллов она получает).

Пословицы:

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

6 раунд.

Условия следующего раунда таковы: каждой команде по очереди будут предлагаться короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать:

1) литературное произведение, из которого дан отрывок и автора, если такой есть.

2) назвать статью, которая по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению.

Те статьи Конвенции, о которых мы будем сегодня говорить, лежат у вас на столах. За полный ответ – 2 балла. Если команда дает неполный ответ (называет правильно или литературное произведение, или статью) – 1 балл. Если команда ошибается, за нее может ответить другая команда и заработать себе дополнительный балл.

1) И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! – Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! – сказал его отец. – Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годиться, значит он говорит правду. (Г. Х. Андерсен, «Новое платье короля»)

Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.

- Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, высказывать вслух или написать. Но в статье есть оговорка: ребенок может выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет.

2) Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту простую.

И привез гонец хмельной

В тот же день приказ такой:

Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод.

(А. С. Пушкин, «Сказка о Царе Салтане»)

Статья 16. 2. Ни один человек не может быть объектом незаконного посягательства на его честь и репутацию, человек имеет право на тайну корреспонденции.

- Другими словами: никто не имеет право читать чужие письма. Переписка двух людей – это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.

3) - Матушка, сёстры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

- Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?

(Ш. Перро «Золушка»)

Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

- Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети очень любят играть. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры – это пустяки. Но не стоит забывать, что дети дошкольного возраста развиваются через игру.

4) – Ничего! Ничего! – сказала фрекен Бок. – У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми. (Лингрен «Малыш и Карлсон»)

Статья 19. Защита ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации.

- Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми и терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать и тем более бить.

5) Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры. (Андерсен «Гадкий утенок»)

Статья 8. Право ребенка на сохранение индивидуальности.

- Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет право переделывать его. Если ребенок особенный, пусть таким и остается. И мы должны любить и уважать его таким, какой он есть.

6) Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась – нет лягушачьей кожи. Искала – искала, не нашла и говорит Ивану Царевичу«Ах, Иван Царевич, что же ты наделал!» (р. н. сказка «Царевна-лягушка»)

Статья 16.1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну.

- Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Конечно, родителям не все равно, с кем дружит ребенок, где бывает, как одевается, о чем шепчется со своим другом. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребенку, что им не нравиться в его поведении. Но никто не имеет правовмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему, указывать«С этим не дружи, такую музыку не люби».

7) Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. – Иди, - говорит, - и без подснежников не возвращайся. (Маршак «12 месяцев»)

Статья 20. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

- Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говориться о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. Даже за усыновленными детьми государство должно нести ответственность: проверять условия, в которых живут такие дети.

8) – Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя все равно съем! - Выходи лучше сама! – сказала лиса. (Мамин - Сибиряк «Серая шейка»)

Статья 23. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе.

- Больному ребенку должны быть доступны все радости, все хорошее, что есть у здоровых детей. Для обучения таких детей государством создаются специальные школы.

9) – Рубите ей голову! – крикнула Королева. – Пусть выносят приговор, а виновата она или нет – потом разберемся! («Алиса в стране чудес» Кэрролл)

Статья 40. Никого нельзя наказывать без суда.

- Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет право признать другого виновным, осудить, а тем более наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник (адвокат, который будет ему помогать.

10) На следующий день папа Карло купил сыну Буратино азбуку с буквами и цветными картинками и отправил его в школу. (А. Толстой «золотой ключик или приключения Буратино»)

Статья 28. Ребенок имеет право на образование.

- Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы все дети посещали школы.

А теперь наше уважаемое жюри подведет итоги, и назовет победителя.

Спасибо за участие в конкурсе, надеемся, что сегодня мы помогли вам вспомнить какие права и обязанности имеем мы и наши дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Правила безопасного поведения ребенка на дороге"

Вопрос безопасного поведения ребенка на дороге является наиболее актуальной и неотъемлемой частью современной жизни. Родители должны обучить ребенка основным правилам безопасности на дороге и следить,...

Памятка для родителей "Правила чтения книг ребенку"

В данном материале даны двенадцать правил чтения книги ребенку: читать вслух и с выражением, сохранение зрительного контакта с ребенком, привитие ребенку уважения к книгам, дать возможность порассужда...

Консультация для родителей "Права и обязанности ребенка в семье".

Самой большой ценностью в жизни человека являются его дети, которые также как и взрослые имеют свои права и обязанности в семье....

Консультация для родителей «Права и обязанности ребенка дошкольного возраста»

Консультация  преднаначена для  ознакомления родителей с основными правами и обяанностями детей дошкольного вораста....

Консультация для родителей "Правила общения с ребенком".

Как общаться со своим ребенком? Многие родители не задумываются над этим вопросом - общение происходит само собой, им довольны и родители, и дети. Пока. Но есть взрослые, которые уже осознали огромное...

Консультация для родителей «Правила спокойного сна ребенка»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19703422","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"302"}}]]Представляю консультацию для родителей "Правила спокойног...