Консультация для родителей на родительском собрании "Формирование личности ребенка и индивидуальная воспитательная работа"(средняя группа)
консультация (средняя группа) по теме

Закирова Лилия Раисовна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на родительском собрании на тему: 

                                           

                                             

                                                Закирова Лилия Раисовна

                                          воспитатель первой

                                                          квалификационной категории

                                                                             МБДОУ «Детский сад комбинированного

                                                     вида № 2 «Золотая рыбка»

                                              п.г.т Камские Поляны

                                                                            Нижнекамского муниципального района

                                               Республики Татарстан

Май 2013 год

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

Психологи утверждают: «Ребёнок – это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя». И это утверждение можно принять как истину.

Традиционно главным институтом, участвующим в формировании личности ребёнка, является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его сильнее, чем они. Но, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. 

 Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, и даже в более старшем возрасте оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится тому, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может быть сведено к нулю). Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями возникает, если родители по-разному подходят к воспитанию детей. 

 Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно искать такие решения, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. 
 Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. 
Дети быстро "схватывают" сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). 

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. 

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения: 

1.   Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, каков он есть. 

2.   Эмпатия (сопереживание) - взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. 

3.   Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. 

Родители могут любить ребенка не за что-то, а просто так, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь
Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и хорошо ведет себя. Но если ребенок не удовлетворяет потребностям родителей, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.
( Это обусловленная любовь) 
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, в семье алкоголиков). Но такая ситуация может наблюдаться и в благополучной семье (например, он нежеланный, были тяжелые проблемы и т. д.). Родители иногда сами этого не это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты, а именно: мама красива, а девочка некрасива и замкнута, тогда ребенок раздражает её. 
Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная родителями система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка задач воспитания, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество

Диктат в семье проявляется в систематическом проявлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и подавлением чувства собственного достоинства других её членов. 
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.

В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми (СООСД). Это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и моральной травмы. Понятие СООСД включает в себя разные варианты: от физического насилия, угрожающего жизни малыша, до искажения основ воспитания.
Семьи, где регистрируется СООСД, традиционно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образованием и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся и семьи полностью материально обеспеченные, но очень занятые личными проблемами. В таких семьях обычно предки не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупаться от него подарками, множеством игрушек, различной едой, одеждой. Не имея представления о том, что такое правильное воспитание, папы и мамы употребляют обычный и действенный путь: физическое насилие. Мать, к сожалению, вымещает на детях накопившееся утомление и раздражение в несколько раз чаще, чем отец. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме деловой игры «Планирование воспитательной работы с детьми по формированию нравственных взаимоотношений воспитанников на новый учебный год»

Родительское собрание в форме деловой игры позволяет реализовать педагогические следующие цели: привлечь родителей к составлению совместного плана воспитательной работы с детьми по проблеме формирован...

Консультация для родителей «Влияние семьи на формирование личности ребенка».

Из консультации родители получат информацию о том, как семья влияет на формирование личности ребенка....

Консультация для родителей "Влияние семьи на формирование личности ребенка"

Самые важные жизненные уроки человек проходит в собственной семье. Влияние семьи на развитие личности огромно. От того, чему научат ребенка отец и мать, зависит его дальнейшая судьба, его роль в общес...

Консультация для родителей «Общение как средство формирования личности ребенка»

Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на то, «чему меня учили дома», «чем...

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка»

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка»...

Консультация для родителей «Роль труда в формировании личности ребенка»

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его ...