Консультация для родителей «Роль труда в формировании личности ребенка»
консультация

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_truda_v_formirovanii_lichnosti_rebenka.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №163 комбинированного вида

(МБДОУ «Детский сад №163»)

Консультация для родителей

«Роль труда в формировании личности ребенка»

Воспитатель:

Тупикина ТВ.

2023 год

Консультация для родителей

«Роль труда в формировании личности ребенка»

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка.

Труд, какое это прекрасное и хорошее слово. Ведь все прекрасное, что создано в нашей стране, создано трудом людей. Ни одно дело не обходится без умелых и крепких рук рабочих. Самое большое счастье, когда человек любит труд, любит свою работу. Подготовка нашего подрастающего поколения к жизни, к полезному труду должна быть главной задачей.

Современное трудовое воспитание ребенка - залог его успешного гражданского становления. Так как через труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребенка, понимание того, что каждый человек должен трудиться - это его долг. Неслучайно именно по отношению к труду народ судит о человеке: «Коня узнают по зубам, человека по делам». «Не тот плох, чья одежда худа, а тот, кто в работе не гож никуда».

Какие же задачи стоят перед семьей по воспитанию к труду старших дошкольников? Прежде всего, детей необходимо подвести к выводу о том, что все вещи и предметы, которые нас окружают, сделаны руками людей, старшим поколением. А за это надо уважать и заботиться о них, бережно относиться к результатам их труда.

Как же укрепить любовь к труду? Прежде всего, нужно разъяснить цель труда. Для чего маленькая девочка помогает матери вытирать пыль в комнате? Для того, чтобы семья жила в чистой квартире, чтобы вредная пыль не попадала в нос, горло, не вызывала болезней. Пыль вредна, с ней нужно бороться. Итак, изо дня в день открывается перед ребенком весь сложный трудовой процесс, где каждый приносит пользу. Всем известно, что знания без умения ничего не стоят. Поэтому следующим нашим правилом является выработка у детей трудовых навыков и умений. Умению работать учат и в детских садах, и в школах, но главная школа - это его семья. Дети, особенно дошкольники, с удовольствием работают вместе с родителями. Пример труда родителей их увлекает, они горды сознанием того, что им доверено участие в семейном труде. Хорошо, когда, то или иное занятие носит постоянный характер.

К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что дошкольников надо беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный трудный жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребенка. Но это глубоко ошибочное рассуждение родителей. Есть такое мнение, что домашний труд - это удел женщины, и поэтому приучают к нему только девочек. В результате мальчики начинают стыдиться «девчачьих дел». Родители должны быть уверены в том, что мальчиков и девочек надо наравне приучать ко всем видам домашнего труда. При этом надо учитывать их возраст и возможности. Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду играет пример отца. Освобожденные от домашнего труда, дети вырастают, с одной стороны, просто неумелыми, а с другой - неуважительно относящимися к труду. А. С. Макаренко писал: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, а если им никто не помогает, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».

Одно из главных условий воспитания трудолюбия серьезный интерес родителей к труду детей – учебному, домашнему, общественно-полезному. Родители постоянно должны проявлять выраженную заинтересованность в трудовой деятельности своих детей, в ее результатах. Известно, что ученье самый важный труд. Но не ученье и не труд воспитывают ребенка, а как говорил В.А.Сухомлинский, радость труда. Будет ли труд радостным или безрадостным - это зависит от того, как мы его организуем. Труд радует ребенка хорошими результатами, той пользой, которую он приносит окружающим. Велика роль труда в физическом, нравственном, эстетическом воспитании дошкольников. Потому что в труде укрепляется мышечная и нервная система ребенка, повышается выносливость, работоспособность, совершенствуются кисти рук, воспитывается чувство красоты и так же нравственные черты. Из трудолюбивых детей вырастают хорошие, активные, самостоятельные люди. И нет большого счастья для родителей, чем видеть, что их ребёнок вырос добрым и работящим. Главными качествами, которые мы должны воспитывать у детей, должны быть любовь к труду, уважение к труженикам, готовность выполнять любую нужную для общества работу. Труд должен стать жизненной потребностью маленького гражданина. А начинается он с самообслуживания: одевание ботиночек, застегивание пуговиц, умывание, складывание игрушек, в детском саду – дежурство по столовой, в уголке природы и т.д. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовой деятельности. Терпеливо, напористо, постепенно. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать, а вместе с ним приучаем заботиться о других людях, формируя благородные желания. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию.

Игры для закрепления представлений полученных детьми наблюдая за трудовыми действиями представителей разных профессий, в которые можно поиграть в транспорте или по дороге в детский сад, в магазине, или даже на кухне, готовя ужин или просто в любую свободную минуту.

«Угадай кто это?» Цель: формировать представления детей о многих профессиях, учить различать их. Определять, чем они полезны. Сказала нить: «Могу Я сшить все, что душе угодно! Могу — жилет, могу — пальто, могу – костюмчик модный!» Иголка запротестовала: «И много б ты понашивала, когда б тебя я не таскала? Ты только следуешь за Мной!» С улыбкой слушал их … (Портной) Еще до восхода просыпаться привык. Первым встречает он солнце во дворе: Чтоб наши улицы были чисты! Трудится с утра … (Дворник) Есть палочка у него в руках волшебная, через мгновение все машины остановит она! (Регулировщик) Где шла сотня косарей – вышло пять богатырей: Косят, вяжут заодно и молотят на зерно. (Комбайнер) «Угадай профессию» Цель: расширять представление детей о профессии; выяснить о какой профессии идет речь. Этот человек – хозяйка замечательного дворца книг. Каждому, кто приедет к ней в гости, она искренне рада. А главное, гости никогда не уйдут от нее с пустыми руками. Она дает им домой интересные книги. Прочитав, их можно обменять на другие. Она всегда поможет маленьким и взрослым читателям найти нужную книгу. (Библиотекарь). Когда вы голодны и прибегаете на обед в группу, там уже вкусно пахнет. Кто же это так потрудился? Кто приготовил эту вкусное и ароматное блюдо? Это ее любимое занятие, делает она это с большой любовью, потому и еда всем так нравится. Ибо то, что человек делает с удовольствием и любовью, приносит радость не только ей самой, но и всем остальным. Кто это? (Повар). А этот человек встречает улыбкой своего пациента, быстро прогоняет невыносимую боль, лечит всевозможные болезни. Когда-то в детстве этот человек приходил на помощь больным животным и близким, потому что очень их любил и старался отвергнуть боль. А потом понял, что без этого жить не может, поэтому долго учился и стал (врачом). Когда вы приходите в детский сад, кругом чистота, уют, свежий воздух. Нигде ни пылинки. Пол вымыт, стекло на окнах такое прозрачное, что его почти не видно. Этот человек очень любит чистоту и выполняет свою работу с удовольствием. У нее к этому большой талант. Чьих это рук работа? (Уборщицы, помощника воспитателя). «Названия профессии от А до Я» Цель: совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на заданный звук. Например, А – агроном; Б - библиотекарь; В – водитель, воспитатель; Д – дворник; М – музыкальный руководитель, массажист, медсестра; С – сторож, стюардесса, садовник и т.п. «Что б случилось, если бы не работал (электрик, водитель, врач и др.)?» Цель: подвести детей к пониманию ценностей любого труда людей. «Что делают этим предметом?» Цель: учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом действие, и кто использует этот предмет: Кисточкой – (что делают?) – рисуют, (кто?) – художники, Иглой – (что делают?) – шьют, (кто?) – швеи, вышивальщицы. Лопатой – (что делают?) – копают, (кто?) – садоводы. Ручкой – (что делают?) – пишут, (кто?) – учителя, писатели, бухгалтеры. Топором – (что делают?) – рубят (кто?) – плотники, лесники. Термометром – (что делают?) – измеряют температуру, (кто?) – врачи, синоптики. Линейкой – (что делают?) – измеряют, (кто?) – инженеры, конструкторы, школьники. Веником – (что делают?) – заметают, (кто?) –дворники и др. «Что предмет расскажет о себе?» Цель: на основе знаний о содержании и особенностях работы взрослых, которые производят вещи и предметы повседневного обихода, учить оценивать ее результаты; воспитывать у детей чувство благодарности тем, кто создал такие необходимые вещи. Правила игры. Ребенок берет соответствующий предмет и от имени предмета пытается интересно рассказать, что это, из чего сделан, кто его сделал, для чего этот предмет предназначен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Роль семьи в развитие личности ребенка"

Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые от...

Консультация для родителей " Роль сказки в развитии личности ребенка"

Словестное творчество русского народа, несет в себе огромную пользу в развитие речи ребенка. Сказка всесторонне развивает личность ребенка и помогает ему рости....

Консультация для родителей "Роль семьи в формировании личности ребёнка."

Семья играет важную роль в воспитании личности .Воспитать своего ребёнка великое исскуство.Помочь правильному физческому и психическому развитию помогут совместные прогулки....

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии личности ребенка. Цели воспитания»

Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка...Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка -...

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка»

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка»...

Деловая игра для родителей "Роль отца в формировании личности ребенка"

Не надобно другого образца,Когда в глазах пример отца.А.С. Грибоедов...