Консультация для родителей "Родительская компетентность: ее составляющие и способы формирования".
консультация (старшая группа) на тему

Сарсания Алла Эдуардовна

Цель: Определение выраженности  родительской компетенции, способы ее  формирования и значения в области воспитания ребенка.

Задачи: определить составляющие родительской компетенции; дать представление о способах ее формирования; показать связь между отношением к ребенку и родительской компетенцией; пробудить интерес и желание к распространению своего опыта среди родителей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_rodit_kompetentnost.docx400.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Родительская компетентность: ее составляющие и способы формирования.

Цель: Определение выраженности  родительской компетенции, способы ее  формирования и значения в области воспитания ребенка.

Задачи: определить составляющие родительской компетенции; дать представление о способах ее формирования; показать связь между отношением к ребенку и родительской компетенцией; пробудить интерес и желание к распространению своего опыта среди родителей группыКартинки по запросу родительская компетентность: ее составляющие и способы формирования..

Концепция модернизации российского образования до 2020 года подчеркивает особую роль семьи в решении задач воспитания детей. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Влияния семьи и семейных отношений на развитие личности, высокий уровень компетентности родителей поможет избежать ошибок в воспитании детей.  

Формирование педагогической компетентности родителей является основой гармоничного психологического развития ребенка в семье. Именно в семье происходит первичная социализация личности ребенка. По словам А. Бандуры:  «Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества». Неполноценность первичной социализации в семье создает проблему нарушенного, неадаптивного и неадекватного социального функционирования ребенка сначала в детском саду, далее в школе, а затем и в обществе в целом.

Под понятием родительской компетентности понимают:

— «знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности родителя», — писала Талызина Н.Ф.;

— «возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом», — писала Кормушина Н.Г.;

— «наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка», — писала Мизина Н.Н.:

--- «Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться», — писала Овчарова Р.В.

Анализируя содержание дефиниции «родительская компетентность», рассматриваемый отечественными психологами М.О. Ермихиной, Р.В. Овчаро- вой и др. выделяют феномен «родительства» как интегральное психологическое образование личности.

         Картинки по запросу родительская компетентность: ее составляющие и способы формирования.

По определению Р.В. Овчаровой, родительство – социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы родительство включает в себя родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания.

На основе анализа исследований Р.В. Овчаровой, Н.Г. Кормушиной, Н.И. Мизиной, М.О. Емихиной были определены следующие составляющие (структурные компоненты) родительской компетентности: когнитивную, эмоциональную, поведенческую.

Когнитивная составляющая включает в себя знания и представления о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, представления о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, знание родительских функций, образ ребенка.

Поведенческая составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

       Картинки по запросу родительская компетентность: ее составляющие и способы формирования.

Эмоциональная составляющая определяется переживаниями и чувствами человека, субъективное отношение к себе как родителю, родительские чувства и установки.

Родительская компетентность очень важная часть самореализации взрослого человека.

«Компетентность – это обладание основательными знаниями в какой-либо области», — писали  Ожегов и Ушаков.

В современном обществе возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей. Данные тенденции нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требуют совершенствования содержания, форм и методов становлению родительской компетентности.

Особая роль отводится формированию следующих видов родительской компетентности:

Педагогической:

— знание и использование в повседневной жизни методов воспитательного воздействия, способствующих развитию личности ребёнка. Ориентация на поощрение  желательных действий ребёнка и выстраивание границ дозволенного поведения в случае нежелательных действий ребёнка. Отказ от жестокого обращения с детьми. Скоординированность родительских действий по отношению к ребёнку.

         Картинки по запросу родительская компетентность: ее составляющие и способы формирования.

Психологической:

— понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, а также умение строить взаимоотношения с ним с учётом удовлетворения его базовых психологических потребностей: в безопасности, любви, уважении и принятии.        

Здоровьесберегающей:

— компетентность, основанная на внимании к физическому  здоровью ребёнка. Она включает в себя проведение необходимых профилактических мероприятий, обследование ребёнка у специалистов, направленное на выявление отклонений в здоровье ребёнка и своевременное их предупреждение или лечение.

          Картинки по запросу здоровьесбережение детей дошкольного возраста

Социальной:

— компетентность, которая проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность родителей устанавливать и поддерживать новые продуктивные социальные связи, способствующие интеграции семьи в социум.

Правовой:

— знание основных прав родителей и ребёнка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства..

Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательного  учреждения,  психолога  и других специалистов. С целью повышения уровня компетентности родителей  практикуются следующие формы  работы с семьей:

Консультирование  воспитателями, психологом, тифлопедагогом, логопедом.

Семинары и тренинги. На семинарах родители получают информацию, делятся опытом, задают специалистам интересующие вопросы.

Практические упражнения, выполняемые в ходе тренингов, активизируют творческие силы, способствуют изменению поведения родителей в определённых ситуациях.

Лектории. Одна из форм организации родительского всеобуча, просвещения по вопросам, связанным с воспитанием, развитием детей, охраной их здоровья.

           Картинки по запросу родительская компетентность: ее составляющие и способы формирования.

Обучающие занятия. Направлены на овладение родителями практическими приёмами.

Родительские клубы. По сравнению с лекторием, родительский клуб имеет более камерный характер, ориентированный на личное общение и обсуждение, а также менее формальный.

Развитие социальной активности семьи.  Участие в совместных мероприятиях сада, группы.

Неформальное общение семей, способствует налаживанию дополнительных социальных контактов семей.

Анкетирование, тестирование.Для дифференциации просветительской работы.

Работа с родителями на сайте. Размещение обучающих материалов: памяток, статей, размещение ссылок на полезные интернет-ресурсы. Различные варианты обратной связи с родителями: проведение онлайн-опросов, сбор вопросов или комментариев. Также на сайте можно дублировать информацию о мероприятиях для родителей.

Стенды для родителей. Наглядная информация для совместного ознакомления родителей с детьми.

Семейные праздники. Их основная задача - обеспечить семье опыт эмоционально позитивного взаимодействия. С точки зрения решения задач родительской компетентности, оптимальный формат семейного праздника - продуманная презентация заранее подготовленных проектов. Совместная деятельность всей семьи по подготовке к такому празднику имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал.

      Картинки по запросу родительская компетентность: ее составляющие и способы формирования.

Семейный читательский клуб. Еще одна оригинальная форма работы, которая имеет свои положительные ресурсы- чтение становится объединяющей деятельностью.

Детско-родительские мероприятия. Ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей, чтобы понять место своего ребенка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.

Основной целью  взаимодействия с родителями является повышение педагогической компетентности родителей посредством организации совместной деятельности педагога и семьи. Они ведут к следующим результатам:

- адаптация родителей к родительской роли;

- организация взаимодействия «мать-ребёнок», «семья-ребёнок» ;

-социально-психологическое взаимодействие матери и ребёнка;

- социально-психологическое взаимодействие ребёнка и других членов семьи;

- активное вовлечение семьи в реализацию социально-педагогической  програм;

- обучение членов семьи навыкам взаимодействия с ребёнком; встраивание обучения ребёнка в повседневную жизнь семьи.

- повышается уровень знаний и компетентности родителей.

- улучшается качество жизни семьи.

· создаются условия для благоприятного климата в семье с целью её укрепления и конструктивного влияния на ребёнка.

- повышается социальная активность родителей.

· повышается уровень информированности и профессиональной компетентности.

     Картинки по запросу родительская компетентность: ее составляющие и способы формирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Работа по разделу «Театрализованная деятельность», как один из способов формирования толерантности у воспитанников».

Исторически представление о толерантности появилось в Малой Азии, когда там начали чеканить монету. Допустимое отклонение веса каждой золотой или серебряной монетки от стандарта и составило первое пре...

Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность, как способ формирования навыков социального поведения"

В ходе консультации рассматриваются задачи социального развития, которые могут быть решены в театрализованной деятельности....

. Проектная работа как способ формирования этнокультурной компетентности детей к родной и «другой» культуре на материале сказок.

Исследовательские проекты детей представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание «проникнуть» в родную и «другую...

Консультация для родителей по расширению представлений о способах формирования мелкой моторики у детей в домашней среде

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук,...

«Развитие родительской компетентности – важная составляющая в решении проблемы преемственности ДОУ и школы»

Повышение  родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе....

Консультация для педагогов « Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»

      Потребность общения всегда была главной задачей в жизни человека. Входя во взаимоотношения с окружающими людьми, человек заявляет информацию о себе, а взамен принимает инте...

Консультация для воспитателей «Приобщениек национальным традициям как условие формирования этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Приобщениек национальным традициям как условие формирования этнокультурной компетентности  детей дошкольного возраста»...