Консультация для родителей "Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования"
консультация (подготовительная группа) на тему

Горбунова Ольга Егоровна

Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования»

Консультация для родителей

Подготовила

воспитатель

Горбунова О.Е.

г. Покачи

Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования

Консультация для родителей

 

      Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с необходимостью стандартизации содержания дошкольного образования, призванной обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

      Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность - развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляется жестких требований к результатам освоения программы.

         Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

     При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любой ДОО является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны целевые ориентиры (личностные качества (качества, а не ЗУН (знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы).

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе, и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

            В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие (занятие как основная дидактическая форма) не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

             Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса, от специально организованной деятельности, уже давно назрела.

      Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

       Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области.

      Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

        Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

       Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре участвует в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

       В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса, ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями являются Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого, ведь только активный человек может стать успешным.

Решение программных образовательных задач проходит в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей.

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

     Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

          

Перечень нормативно-правовых документов

Федеральный уровень

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
  • "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26  "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014);
  • «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»   (Приказ Минобрнауки России  от 17 октября 2013 г.  N 1155);
  • «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (Постановление правительства РФ от 8 августа 2013г. № 613)
  • Профессиональный стандарт (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования.

Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того что бы, обеспечить  каждому ребенку равные стартовые возможнос...

Консультация для родителей «Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования»

Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для ...

Консультация для родителей "Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования"

Консультация для родителей Тема: «Что должны знать родители о ФГОС ДО» Уважаемые родители! Слайд № 1 (титульный)Слайд № 2      С 1 января 2014 года введен в действие...

Консультация для родителей :"Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования"

https://cloud.mail.ru/public/3ySD/AwoDKWTwaКонсультация для родителей «Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования»Мир меняется и будет меняться с поразительной быстротой. Настала необход...

Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования

    Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с необходимостью стандартизации содержания дошкольного образования, призванной обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для ...

Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования.

Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования....