Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Мурзинцева Елена

Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того что бы, обеспечить  каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_roditelyam.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того что бы, обеспечить  каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.  Стандарт  дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляется жестких требований к результатам освоения программы. Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики развития детей –дошкольников. Будет упорно осуществляться  подготовка к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста. Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации. При этом педагогам  дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми  основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегрированные качества (качества, а не ЗУНы: знания, умения и навыки), которые ребенок может  приобрести в результате освоения программы, например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др. основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе , и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В тесте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников.  Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике и теории понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отожествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игре, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса-отказ от специально организованной деятельности уже дано назрела. Ведущими видами деятельности детей теперь станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. необходимо отметить, что каждому виду  деятельности  соответствуют определенные формы работы с детьми. Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям- физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей-развития речи, развития  элементарных математических представлений, рисования, и т.д.. все это заложено в образовательные  области. Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада-все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования. Если говорить о содержании дошкольного образования , то необходимо отметить, обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка,

 - принцип необходимости и достаточности (соответствие полноты, необходимости и достаточности) , позволять решать поставленные цели задачи только на необходимом и достаточном материале максимально приближаться к разумному «минимуму»)

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников , спецификой и возможностями образовательных областей.

Программа строится с учетом интеграции  образовательных областей в соответствии  с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей- важный сдвиг в структурировании программного материала. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок  познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстникам и  взрослыми в процессе исследования и обсуждения. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины  окружающего мира.

Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимодействия в работе  узких  специалистов и воспитателей. Например , инструктор по физической культур участвует  в проведении прогулок, организует подвижные игры, эстафеты. Музыкальный руководитель буде осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок- комплексно- тематический принцип  построения образовательного  процесса

 В соответствии с комплексно- тематическим принципом построения образовательного процесса,  ФГОС предлагает для мотивации образовательной  деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведении каких-либо значимых для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу.  Праздники – это радость , дань уважения, память. Праздники – это события,  к которым можно готовиться , которых можно ждать.

Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое активное заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов  детской деятельности  и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не  руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность ребенка и взрослого-это наиболее естественный и эффективный контекст  развития в дошкольном детстве-взаимодействие с родителями.

Документ организует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать  в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, что бы  ни упустить важнейший период в развитии личности. Родители должны быть активными участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

И что очень важно , основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее. Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и обучении, и в развитии.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в приказе о ФГОС. Во-вторых, в приказе много положительного : желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной, создание условий для того, что бы воспитатель  мог учитывать особенности развития, интересы всей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых  осуществляется образовательный процесс и много другое. Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области. Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка. Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения. Ориентация на содействие развитию ребенка при  взаимодействии с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования»

Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для ...

Консультация для родителей "Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования"

Консультация для родителей Тема: «Что должны знать родители о ФГОС ДО» Уважаемые родители! Слайд № 1 (титульный)Слайд № 2      С 1 января 2014 года введен в действие...

Консультация для родителей :"Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования"

https://cloud.mail.ru/public/3ySD/AwoDKWTwaКонсультация для родителей «Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования»Мир меняется и будет меняться с поразительной быстротой. Настала необход...

Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования

    Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с необходимостью стандартизации содержания дошкольного образования, призванной обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для ...

Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования.

Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования....