Семинар-практикум "Фонематический слух - основа речи"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Антропова Надежда Николаевна

В ходе практикума родители узнают об игровых способах развития фонематического слуха у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_fonematicheskiy_sluh_-_osnova_rechi.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР -  ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Фонематический слух-основа речи»

(РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ОНР)

Цель: Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи: Заинтересовать родителей речью собственного ребенка. Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

Участники семинара родители дошкольников, учитель- логопед ведущий практикума.

Оборудование: аудиозаписи природных и бытовых шумов, памятка – консультация для родителей « Упражнения для развития фонематического слуха у детей», красная и синяя вазы, искусственные цветы.

Предварительная подготовка

1.Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2. Разработка памятки – консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5 лет».

Ход практикума:

1.Организационный момент

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами  чтения и письма. То есть ребенок может допускать следующие ошибки

1.Замены звонких согласных парными  глухими и наоборот(«томик»вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

3.Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч)(«сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)

4. Разнообразные буквенные замены в группе  сонорных гласных( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)

        Чтобы этого не случилось, позаботимся об  этом прямо сейчас- поиграем в игры занимательно –развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.

        Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.

        Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним  в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Для развития слухового внимания, слуховой памяти используем неречевые звуки. Вот сейчас  посмотрим, кто из вас самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (логопед включает несколько записей бытовых и природных шумов, а родители определяют, какие это звуки).

Одним из приемов развития слухового внимания является игра «По чему постучал карандаш?»

Берем карандаш, расставляем различные предметы: металлические, стеклянные, глиняные итд.  Демонстрируем, как они звучат при постукивании карандашом .А потом за ширмой предлагаем отгадать: что звучит?

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является  основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что –то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д

Создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию , и элементарный звуковой анализ.

Фонематическая готовность нужна для того, чтобы мы подготовили к вызыванию звука речи. Ребенок должен уловить разницу между звуком вашей речи и своим собственным. Если ребенок этой разницы не чувствует, он не будет менять свой звук («я холошо говолю»). Прежде всего надо почувствовать разницу между собственным дефектным и вашим нормативным звуком, тогда ребенок будет сам менять двигательный образ в сторону образца, чтобы добиться точного звучания. Если нет фонематического контроля, мы никогда не получим чистого и точного звука.

Фонематическое восприятие- это более тонкий, чем физический слух, специальные умственные действия, позволяющие опознавать и различать фонемы родного языка. Являяся частью физического слуха, он направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека в упорядоченном виде- в «решетке фонем». В «решетке фонем» необходимо заложить эталон. Фонемная решетка- набор образцов отдельных фонем, из которых формируются различные слова

Фонематическое восприятие- внутренний камертон, который не позволяет фальшивить.

Правильная речь –залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции  звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух.

. А помогут в этом специальные игры, в которые вы  можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

3. Совместная деятельность логопеда и  родителей, которые выступают в роли детей.

Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей.

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать  умение слышать заданный звук  среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например,  звук «Р»:л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот,корка,шутка.

Игра «назови картинки»

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш.Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

Игра «Придумай имя»

Задача –учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, АИСТ –А, УТКА –У, итд..

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале  (Я, Е,Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ).При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

Игра «Прохлопай слово»

Задача – учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ли-на(3 слога).

Напоминаю правило русского языка: « Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать  и такой прием:кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз(произнося гласные), столько и слогов в слове.

Игра «Позови слово»

Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова(названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например: аист- ударный  гласный а, облако

. Игра-путешествие "В гости к Саше".

Цели: развивать фонематический слух, дифференцируя звуки "с-ш"; продолжить работу по развитию внимания и памяти.

1. Организационный момент

-Ребята, ко мне подойдет и встанет в круг тот, чье имя начинается со звука "А" и т. д.

2. Постановка цели.

Дети стоят вокруг логопеда.

- Ребята, мы сегодня отправимся в гости к нашему другу обезьянке Саше, но чтобы путешествие удалось, надо внимательно меня слушать и правильно выполнять все задания.

-В поезд приглашаю детей, у которых белые носки, синие шорты, разноцветные платья, и т. д.

3. Основная часть.

1) -Ребята, наш поезд будет ехать тогда, когда я буду произносить разные слова, а как только услышите слово "звонок" остановитесь.

2) -Вот мы и приехали. У ворот своего дома нас встречает Саша. Только что-то она очень грустная.

-Саша никак не может сказать, . какой первый звук слышится в ее имени? Поможем ей?

 И теперь она хочет поиграть с вами в разные игры.

3) Игра "Хлопни- топни"

На звук "с "-хлопнуть, на звук "ш" - хлопнуть.

4) Игра "Дразнилка"

-Все обезьянки любят дразниться. Повторите за Сашей ее любимые дразнилки.

са- ша- са; су- шу- су; сы- са- су.,сы-шы-сы

5) Игра "Веселый карандаш"

-Саша приготовила вам в подарок" веселые " карандаши. Сколько раз она произнесет слоги, столько раз стукните карандашом.

СА-ША; ША-ША-СА; СУ-ШУ-ШЫ; ШО-ШЫ-ША-ШУ.

6) Игра "Поймай слово"

-У Сашы было очень непослушное имя, оно все время убегало и пряталось среди других слов. Поймайте в ладошки его имя и сдуйте его назад Саше

(вдох- носом, выдох- ртом) .

шапка, сапог, санки, Саша, шишка, шмель, Саша, совок, шоссе, Саша, суп, сушка, Саша.

- Пришла пора возвращаться домой. Пригласим Сашу с собой? Назад мы полетим на воздушном шаре . (игра «Надувайся,шар, да не лопайся!»)Вот мы и дома.

- А дома нас тоже ждет сюрприз.

7) Итог.

Саша прощается с детьми и просит напомнить слова со звуками"С", "Ш”

. Обмен впечатлениями о встрече.

Логопед раздает памятки –консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-6лет» с описаниями игр, представленных выше.

Вот наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе.  Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.

Сейчас, уходя с семинара, выберите цветы и поставьте в вазы. Если вам все очень понравилось, вы чему-то новому научились –в красную вазу. Если не понравилось –в синюю вазу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фонематический слух-основа речи»

СЕМИНАР -  ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  для РАЗВИТИЯ  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ОНР...

Фонематический слух - основа речи

Фонематический слух - основа речиКакой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостато...

Фонематический слух-основа речи

Для того,чтобы избежать проблем обучения, связанных с правописанием и чтением в школе, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать навыки внимательного восприятия звуков, точно дифференцировать все...

Фонематический слух-основа речи (семинар-практикум для родителей)

Данныф методический матерал содержит теоретические аспекты о важности и сущноси фонематического слуха, а также представлена подборка упражнений, с помощью которых родители смогу дома развивать фонемат...

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа речи".

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой....

Семинар-практикум для родителей «Фонематический слух-основа речи»

Познакомить родителей с игровыми способами развития фонематического слуха у детей....

Фонетический слух-основа речи

фонетический слух - это важная составляющая в развитии речи...