Что же такое игрушка?
консультация по теме

Орлова Валентина Владимировна

Что же такое игрушка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Что же такое игрушка?

    Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку-куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т. д. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек - серьезное дело.

   Место для фантазии

Родители часто жалуются, что ребенок постоянно выпрашивает новые игрушки, но быстро теряет к ним интерес. Дети, которые живут среди избытка игрушек, как правило, никогда не бывают удовлетворены, хотя у них, казалось бы, всё желаемое есть. Прежде чем обвинять ребенка в избалованности, неусидчивости и неумении ценить вещи, родителям стоит внимательно рассмотреть те игрушки, которые они покупают. Яркие, модные, интерактивные, дорогие, но почти всегда скучные: куклы, плюшевые медведи и герои современных мультфильмов, которые умеют говорить и петь, махать руками и ходить, плакать, кушать и даже проситься в туалет; дистанционно управляемые игрушечные велосипеды, мотоциклы и автомобили; детские вертолеты, которые умеют летать… Спросите, почему скучные? А потому, что подобные игрушки не подходят для игры. Что это за игра такая, если она сводится к примитивному нажатию кнопок?

Современные технологии и возможности, применяемые в игрушечной промышленности, упрощают или вообще сводят к нулю первоначальные задачи игрушек. Игрушка, наделенная собственной активностью, сама по себе неинтересна детям. Им интересно то, что умеет делать эта игрушка, но такой интерес быстро пропадает, так как ребенок не может участвовать в процессе игры, превращаясь из активного участника ролевой игры в пассивного наблюдателя.

   Психологи говорят, что интерактивные игрушки блокируют креатив, не позволяя формировать творческий потенциал, включать воображение. Ведь если кукла говорящая, то ее уже невозможно наделить особенными интонацией и словами, с ней невозможно разговаривать о том, о чем хочется ребенку, так как кукла говорит только определенные фразы. Между тем, игра – это создание воображаемого пространства и ситуации, и игрушка не должна ребенку в этом препятствовать. Именно поэтому, если родители хотят, чтобы у ребенка развивалось воображение, то игрушек у него должно быть немного, и они должны подходить для игры во многих вариациях.

    Монстры и вурдалаки

Постоянное искажение образа человека – печальная современная тенденция, касающаяся не только игрушек, но и фильмов, мультфильмов, детских сказок и компьютерных игр. Сейчас стало модно снимать детские фильмы о вампирах, оборотнях, так называемых expressiondolls с утрированными и странными выражениями лица, роботах-трансформерах, киборгах, устрашающего вида насекомых и прочих чудовищах. Более того, детей заставляют относиться к ним положительно, сопереживать им, восхищаться ими. То есть героями современных детей больше не являются доблестные рыцари и отважные Иван-Царевичи – теперь они восторгаются и хотят быть похожи на разную нечисть со страшной наружностью и ужасной внутренней природой.

Неудивительно, что рынок наводнили монстры, игрушки с мертвенными, безобразными лицами и непропорциональными формами, телами, точь-в-точь повторяющими всех этих персонажей современной мультииндустрии.

   Психологи бьют тревогу. Дело в том, что ребенку свойственно идентифицировать себя с игрушкой, с которой он играет: смотреть на мир ее глазами, разговаривать ее голосом и присущими ей репликами, примерять на себя те качества, которыми наделена его игрушка. Немудрено, что дети проявляют несдержанность, раздражительность, утрачивают человечность и милосердие. Примечательно, что игрушки-монстры не предполагают разнообразных совместных игр, лишь сюжет «охотник и жертва». К чему это может привести, понятно без лишних слов.

   Если начистоту, то страшные игрушки существовали во все времена. Ребенку легче различать добро и зло, имея перед собой соответствующие примеры из сказок (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-яга, Горгона). Однако устрашающая внешность этих персонажей соответствует их внутренней сущности: они страшные, потому что злые. Такие игрушки предназначаются для обыгрывания негативных эмоций ребенка, для осознания и оценки собственных некрасивых и неправильных поступков.

И совсем иначе обстоит дело с многочисленной категорией современных игрушек-монстров. Большая часть подобных персонажей (Человек-паук, Халк, киборги, куклы-монстры, добрые вампиры и пр.) имеют устрашающую внешность, но позиционируются как добрые и хорошие. При этом основным их занятием является борьба с похожими на них, но злыми героями. Главная опасность таких двойных стандартов заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добром и злом.

   Для того чтобы дети учились общаться и ладить друг с другом, чтобы у них формировались социальные навыки, они должны играть в те игры и с теми игрушками, которые напрямую этому способствуют. Для девочек это, прежде всего, игры с обычными куклами, старые добрые ролевые игры «Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Магазин», «Кафе» и т. д. Для мальчиков – машинки, солдатики, конструкторы, наборы для ролевых игр в пожарников, полицейских.

   Помощь взрослых не заканчивается покупкой правильных игрушек. Важно ввести игрушку и ребенка в игру, помочь им взаимодействовать, только тогда ребенок с удовольствием подхватит это занятие.

   И еще кое-что. Нельзя быть категоричным в том, что касается ребенка и его социальной адаптации. Как ни крути, нынешние дети живут в мире, который отличается от того, в котором жили их родители в детстве. И если малыш просит купить ему чудовищную игрушку, которой бредит вся его детсадовская группа, из-за отсутствия которой его не берут в компанию, то, возможно, время от времени, стоит идти на уступки. Ведь эмоциональный комфорт ребенка не менее важен, чем педагогические принципы.

   5 признаков хорошей игрушки

Несколько рекомендаций, как отличить полезную игрушку от вредной.

* Внешний вид

Игрушка должна быть реалистичной, доброй и вызывать положительные эмоции. Наводнившие рынок куклы-монстры и прочая нечисть – не лучший выбор для ребенка.

* Соразмерность

Размер игрушки должен соответствовать росту малыша (самая крупная должна быть втрое меньше ребенка), чтобы он мог управиться с ней без помощи взрослого.

* Соответствие возрасту

Игрушка со сложной для ребенка системой управления и непонятными задачами не вызовет должного интереса, потому что не будет соответствовать его возрастным потребностям.

* Возможность активного творчества

Игрушка должна помогать ребенку развиваться, стимулировать его смекалку и воображение. Интерактивные игрушки, которые всё делают самостоятельно, не оставляют простора для инициативы ребенка и творчества.

* Качество

Отдавать предпочтение стоит качественным игрушкам добросовестных производителей, несмотря на соблазн приобрести игрушку подешевле. На игрушке обязательно должна быть маркировка или этикетка с номером сертификата, подтверждающим ее безопасность, а также данные о возрастном ограничении, стране-производителе и материале, из которого она изготовлена. Самыми безвредными по-прежнему считаются дерево и натуральные материалы.

Совет

С первых месяцев жизни ребенка нужно убедить родственников и друзей советоваться, прежде чем покупать в подарок игрушку. Это не только принесет пользу ребенку, но и позволит избежать обид и недоразумений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...