«Первый раз, в детский сад» - адаптация малышей к дошкольному учреждению
консультация (младшая группа) по теме

Федорчук Татьяна Васильевна

Помощь родителям и педагоам. Как проходит адаптация малыша к детскому саду,когда он впервые переступает порог учреждения? Какие факторы влияют на процесс адаптации ребенка? Чувства и реакции ребёнка при адаптации? Эти и другие вопросы, раскрываются в статье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.odt126.08 КБ

Предварительный просмотр:

  1. «Первый раз, в детский сад» - адаптация малышей к дошкольному учреждению

   Переступив, в первый раз, порог детского сада, ребенок оказывается в совершенно незнакомом обществе. Он сильно переживает и испытывает мощный стресс. Посещение садика почти всегда ознаменовано появлением простудных болезней. Это вполне объяснимо, после уютного дома и «крыла» матери ребенок впервые оторван от дома, резко меняется его режим дня.

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:
1. Возраст;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада

Специалисты доказали, что, попадая в детский сад, малышу приходится справляться с тремя видами кризиса:

  • социальным (приспособление к новому коллективу и требованиям системы);
  • иммунологическим;
  • психологическим (вызван разлукой с матерью).
  1. Чувства и реакции ребёнка при адаптации

При первых посещениях садика ваш малыш испытывает целую гамму ощущений, его захлёстывают самые разнообразные эмоции:

  1. Гнев — спутник сильного стресса. Во время адаптация ваш малыш может стать очень ранимым. Вызвать его гнев и агрессию можно чем угодно — словами, действиями или даже случайным прикосновением;
  2. Еще одним спутником отрицательных эмоций ребенка является сильный страх. В первые несколько дней садик для вашего малыша становится серьезной угрозой. Он начинает бояться незнакомых детей и новых взрослых, ведь это новые лица, он их никогда не видел;
  3. Положительные эмоции. Они также присутствуют и идут в противовес отрицательным. Ваше чадо испытывает эффект чего-то нового. Это может на время отвлечь его от «тяжелых» мыслей. Помните, чем быстрее пройдет адаптация, тем больше позитива от посещения детского сада получит ваш малыш;
  4. Познавательная деятельность на фоне сильного стресса часто снижена. Ребенок хочет понять, что происходит, он растерян и запуган. Первое время его не интересуют даже игрушки;
  5. Социальные контакты затруднены до тех пор, пока ваш малыш не станет на путь налаживания общения с другими детьми;
  6. Социальные навыки в стрессовой ситуации часто теряются. Ребенок мог самостоятельно есть, одеваться и обуваться, но в один момент он словно об этом забывает. Все приходится начинать заново. Таких малышей воспитатели учат заново кушать, одеваться и умываться;
  7. Сон практически пропадает или становится очень беспокойным. Ребенок может нормально уснуть, но уже через 10 минут сидеть на кровати;
  8. Двигательная активность во время адаптации сильно заторможена, а сам ребенок становится малоактивным. Однако может быть и прямо противоположная реакция, и малыш становится гиперактивным;
  9. На первых порах меняется речь, ухудшается словарный запас. Причина банальна — сильный стресс. Через время это проходит;
  10. Изменение аппетита — еще одна возможная проблема во время адаптации. При этом он может как ухудшиться, так и усилиться.
  1. Степени тяжести адаптации

Период адаптации можно разделить на три основных степени:

  1. Легкая адаптация, когда поведение ребенка нормализуется уже через 10–14 дней. При этом малыш начинает набирать вес, адекватно себя вести («становиться самим собой»), уверенно общается в новом коллективе;
  2. Адаптация средней тяжести проходит в течение 25–30 дней. В этот период ваш малыш может потерять в весе и даже заболеть на несколько дней;
  3. Тяжелая адаптация длится до шести месяцев. Ребенок часто болеет. Он может растерять уже полученные навыки, получить как психическое, так и физическое истощение организма.
  1. Как облегчить адаптацию?

Чтобы облегчить адаптацию ребенка, вы должны позаботиться о своем малыше и принять целый комплекс мер:

  • узнайте режим садика и соблюдайте его хотя бы несколько месяцев у себя дома. Это позволит малышу адаптироваться к новым правилам и легче перенести изменения;
  • ребенок должен хорошо высыпаться ночью. В противном случае возможно сильное ослабление памяти, раздражительность, плаксивость и снижение иммунитета. Идеальное время для сна — 9–10 часов;
  • будите ребенка в одно и то же время. Начинайте будить его на 10–15 минут раньше запланированного времени подъема. В этом случае он сможет немного понежиться в кроватке;
  • в садик необходимо надевать только ту одежду, которая будет максимально удобна для ребенка. Воспитатель не должен переживать, что испачкает новый и дорогой костюм ребенка;
  • внушайте ребенку, что он уже большой и доказывайте это делом. Можете посадить за общий стол, позволить сделать что-то важное;
  • во время адаптации все нововведения (занятия в кружках, ремонты и прочее) лучше отложить. Малышу достаточно новых впечатлений.
  1. Как понять, что адаптация завершена?

Помните, если ваш малыш большую часть времени улыбается и смеется, играет со своими сверстниками и взрослыми, четко соблюдает режим и хорошо спит, прибавляет в весе и не болеет, то можно говорить об успешном завершении адаптации к новым условиям детского сада.

  1. Что делать, если адаптация затянулась?

Можно выделить несколько основных факторов, которые свидетельствуют о необходимости «бить тревогу»:

  • попытки воспитателей успокоить или что-то объяснить ребенку проваливаются раз за разом;
  • вас тревожит одна только мысль о предстоящем посещении садика ребенком;
  • малыш часто болеет;
  • прошло уже несколько месяцев, но никак не получается искоренить страх ребенка перед детским садиком.

В таких ситуациях лучше не пускать ситуацию на самотек и обратиться к квалифицированному детскому психологу. Часто хватает нескольких сеансов, чтобы выявить причины страха у малыша и своевременно их устранить.

1. Режим. Первая трудность, возникающая в начале посещения детского сада, – новый режим. Ребенку сложно перестроится к новым требованиям, поэтому режим выбранного доу стоит узнать заранее и придерживаться его в домашних условиях за месяц-полтора до начала посещения, строго соблюдая распорядок по дням и часам.

2. Спать пора. В адаптационный период важно правильно организовать ночной сон ребенка. На фоне постоянного недосыпа у детей развиваются невротические состояния, в результате которых адаптация проходит длительно и болезненно.

3. Доброе утро. Резкое пробуждение, особенно в фазе глубокого сна, недопустимо. Оно приведет к капризам, вялости и раздражительности ребенка. Идеальный вариант, когда он просыпается самостоятельно. Если этого не происходит, то поможет соблюдение простого правила – будить ребенка минут на 10 раньше, давая возможность понежиться-потянуться в теплой постели.

4.Ты уже большой. К моменту поступления в дошкольное учреждение необходимо научить ребенка умываться, одеваться, засыпать, аккуратно вести себя за столом, пользоваться вилкой и ложкой, пить из чашки, самостоятельно посещать туалет. Процессу употребления пищи важно уделить особое внимание, например, обед необходимо съедать за полчаса. Эти навыки значительно снизят дискомфортные ощущения при попадании в незнакомые условия.

5. Никаких дополнительных нагрузок. Ребенок попадает в новую обстановку, знакомится с новыми людьми, получает массу эмоциональных переживаний в течение дня, поэтому в домашних условиях все нововведения должны быть минимизированы или полностью исключены.

6. Максимальное внимание. В период адаптации к детскому саду ребенка окружают вниманием и заботой. Полноценный отдых, спокойная атмосфера в доме становятся приоритетными направлениями помощи родителей. Ограничивают посещение развлекательных мероприятий, принимать гостей и самим ходить в гости лучше после того, как ребенок адаптируется. Дополнительные впечатления увеличат нагрузку на психику ребенка, которая и без того претерпевает серьезные испытания.

Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здравствуй, Детский сад!» (Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению)

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и э...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

Рецензия на программу "Малыш", по адаптации детей к дошкольному учреждению

Программа по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению...

Памятка - буклет для родителей «Адаптация малыша к дошкольному учреждению».

Адаптация – привыкание организма к новым условиям. Для малыша,  поступающего в дошкольное учреждение,  его группа, дети этой группы, педагог -  всё это и есть новые условия. ...

Модель взаимодействия детского сада и семьи по ранней социализации ребёнка в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

        Данная работа представляет собой  з-х летний  опыт по реализации и апробированию проектов, направленных на профилактику и предупреждение дезадаптации детей...

Родительское собрание в первой младшей группе «Первый раз в детский сад. Адаптация ребенка к ДОУ».

Цель: установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия.Задачи:1.Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации по данной теме.2.Позна...