Главные вкладки

    Родительское собрание на тему "Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения"
    учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

    Родительское собрание

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Родительское собрание25.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание на тему «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения».

    Подготовительная группа.

    10.02.2015г.

       Цель: формирование педагогической компетентности родителей дошкольников по профилактике и коррекции речевых нарушений.

       Задачи: 

    1. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи  у детей.
    2. Познакомить родителей с причинами речевых нарушений.
    3. Оказать помощь в выделении наиболее актуальных вопросов по проблеме.
    4.  Познакомить родителей с приемами и методами преодоления нарушения произношения у дошкольников.

       Предварительная работа:

    • Анкетирование родителей (Приложение №1).
    • Репетиция сценки с детьми «Наш любимый логопед».
    • Оформление методической и детской литературы по развитию речи.
    • Оформление памятки для родителей «Артикуляционная гимнастика».
    • Листы бумаги и ручки для каждого родителя.

    Ход собрания:

    Уважаемые родители!

       Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня нам предстоит разговор о формировании у детей дошкольного возраста правильного произношения. Сейчас я вам предлагаю посмотреть сценку: «Наш любимый логопед».

    Мама.

    Нынче в жизни есть проблема –

    Люди мало говорят.

    Потому что очень часто

    За компьютером сидят.

    Папа.

    Вечер…Дома – ни словечка,

    Иногда лишь: «Круто! Класс!»

    Мама и папа.

    Мама с папой в интернете,

    Дети.

    Им сегодня не до нас!

    Сын.

    Мы с сестрёнкой смотрим мультик,

    Бабушка.

    А бабуля – сериал,

    Дед.

    Дед с газетой примостился –

    От экрана он устал.

    Логопед.

    Но в субботу за обедом

    Завязалась вдруг беседа.

    Дети.

    Мы такое отмочили,

    Что всех сразу удивили.

    Сын.

    Я сказал: «Люблю ЛЫБАЛКУ,

    В САСКИ я могу ИГЛАТЬ».

    Дочь.

    Я сказала: «Буду СКОЛО

    КОЛАБЛЯМИ УПЛАВЛЯТЬ».

    Дети.

    Торопились всё сказать,

    Трудно было нас понять.

    Мама и папа.

    Удивились мама, папа:

    Ну, в кого пошли ребята?

    Папа.

    Мы же этим не страдали,

    Года в два вовсю болтали.

    Мама.

    А в четыре или в пять

    В школу нас могли бы взять.

    Очень чисто говорили,

    Звуки все произносили!

    Дед и бабушка.

    Кто поможет? Не секрет –

    Все (вместе). Настоящий логопед!

    Логопед.

    Целый год мы занимались.

    Дети.

    Быть примерными старались.

    Сын.

    Мы у зеркала сидели

    Дочь.

    И на язычок смотрели.

    Логопед.

    Он команды выполнял

    И совсем послушным стал.

    Сын.

    На рыбалку очень скоро

    Мы отправимся с семьёй.

    Дочь.

    На арктическое море

    Шашки мы возьмём с собой.

    Мама и папа.

    И однажды утром рано

    Полетит радиограмма:

    Все (вместе).

    Наш любимый логопед,

    Посылаем вам привет!

    Дети.

    Очень чисто говорим.

    Все (вместе).

    Вас за всё благодарим!

       Мы все хотим, чтобы наши дети говорили грамотно, красиво и умели ясно выражать словами свои мысли. Однако сам по себе ребёнок этому не научится. Миф о саморазвитии речи по мере взросления ребёнка приводит к тому, что родители спохватываются только тогда, когда начинают замечать вторичные отклонения в развитии.

       Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка. Несовершенные, смешные, сотворённые самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи наступил важнейший этап, от которого будет зависеть всё его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребёнка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребёнка, формированию его личностных качеств.

       Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребёнок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьёзная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжёлого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма.

       Что могло стать причиной нарушения речи?

       Причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжёлых заболеваний ребёнка, задержка умственного и физического развития.

       Нарушения речи могут быть вызваны целым рядом заболеваний. Среди них – неправильно сформированное нёбо, слабость или паралич мышц нёба, снижение слуха, аллергия, затруднённое дыхание вследствие увеличения аденоидов и миндалин и т.д. Однако у многих детей нет этих причин, и проблемы с речью связаны у них с различными физическими эмоциональными факторами, а также особенностями взаимодействия с окружающей средой.

       Очень важной причиной является снижение уровня языковой культуры общества в целом. Зависимость речи детей от особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.

       Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики.

       В чём проявляется моторная неловкость ребёнка?

       Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое даётся с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками, зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребёнка отвести один пальчик в сторону – за ним потянутся остальные. Проверьте подвижность губ, языка – движения неловкие, нечёткие, и ребёнок отказывается выполнять задания, потому что быстро устаёт. А подобные манипуляции шестилетний ребёнок должен выполнять свободно.

       В головном мозге область, отвечающая за речь, расположена рядом с общей двигательной областью и фактически является её частью. Поэтому развитие моторной речи прямо зависит от развития моторики ребёнка в целом. Особенно велико влияние импульсов, поступающих в речевые области мозга от пальцев рук.

       Приёмы развития тонкой моторики рук могут быть самыми разнообразными. Важно, чтобы в движение вовлекалось больше пальцев и движения были как можно более энергичными. Выполнение упражнений должно быть регулярным. Время выполнения не должно быть долгим, так как внимание и интерес ребёнка быстро иссякают. Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.

       Для развития мелкой моторики рук мы используем (показ):

    • завязывание и развязывание узелков на шнурках;
    • лепка;
    • разрезание картинок;
    • переборка крупы;
    • нанизывание бусин на шнурок;
    • шнуровка;
    • составление фигурок из счётных палочек;
    • рисование по заданному контуру;
    • обводка шаблонов, трафаретов;
    • штриховка и раскрашивание картинок;
    • графический диктант (выполнение узора на клеточном поле);
    • оригами;
    • различные виды мозаик;
    • разнообразные конструкторы.

       Массаж кистей рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает её тонус и сократительную способность. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Проводится массаж несколько раз в день, продолжительность – 3-5 минут. Массаж включает в себя следующие типы движений. (Показ, родители повторяют)

    1. Поглаживание: совершается в разных направлениях.
    2. Растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает её).
    3. Вибрация – нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев.
    4. Массаж с помощью специального твёрдого мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев.
    5. Сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

       Для развития мелкой моторики рук полезна пальчиковая гимнастика. Выполняем ее каждый день. (Предложить несколько игр, которые выполняем с детьми).

       Очень часто проговариваем чистоговорки. (Привести примеры).

       Для развития лицевой и артикуляционной моторики  полезно выполнять артикуляционную гимнастику. (Выдаются памятки.)

    Артикуляционная гимнастика.

       Статические упражнения. Каждое упражнение выполняется чётко, медленно по 8-10 раз.

    1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.
    2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
    3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.
    4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.
    5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

    Динамические упражнения.

    1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт. Проделать 15-20 раз.
    2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.
    3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка», язык не должен отрываться от нёба.
    4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится по счёту 10-15 раз.
    5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
    6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперёд и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
    7. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
    8. «Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося «д-д-д». Сначала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

       Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесса, чем друг с другом. Важно не разочаровывать ребенка в его попытках разговаривать. Насмешки и наказания не способствуют развитию речи. Родители должны относиться к усилиям ребенка с интересом, вниманием и любовью. Ошибки в разговоре нужно отмечать с ободрением. Например, если ребенок произносит «больсой дом», можно прийти ему на помощь словами: «Да, это большой дом». Подобный ответ поддерживает ребенка и ненавязчиво исправляет ошибку. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Поэтому наша совместная, трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения, приносит положительный результат и динамику в развитии звуковой культуры речи наших ребят.

       Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели, логопеды, психологи и родители действуют согласованно.

    Приложение №1.

    Анкета для родителей.

       Уважаемые родители! Просим вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

    1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка?_______________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    1. По каким критериям можно судить о нормальном развитии речи ребенка (отметьте подходящие варианты):

    а) отсутствие дефектов звукопроизношения;

    б) отсутствие ошибок в согласовании слов, употреблении предлогов;

    в) высокий уровень развития связной речи: умение пересказывать тексты, использовать сложные предложения;

    г) умение читать;

    д) ваш вариант ответа.____________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Есть ли у членов вашей семьи дефекты звукопроизношения?___________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Есть ли у вашего ребенка дефекты звукопроизношения?_______________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Обращались ли вы за помощью к логопеду?__________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Как вы считаете, может ли детский сад оказать положительное воздействие на развитие речи ребенка?___________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по вопросам развития речи ребенка?________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Какие вопросы по проблеме речевого развития ребенка вас интересуют?_________

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Благодарим за сотрудничество!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий организационного родительского собрания в средней группе детей дошкольного возраста

    Данный материал может послужить опорой при организации родительского собрания.....

    Родительское собрание ,,Основы рационального питания детей дошкольного возраста”

    Дать родителям знания о значении рационального питания в развитии ребенка, формировать у взрослых представлении о питании как составной части культуры, здоровья и здоровье сбережения, познакомить с ан...

    Родительского собрания по теме: « Безопасность детей дошкольного возраста».

    Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения.            3. Формировать готовность родител...

    «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения».

    Данный материал можно разместить в информационный уголок для родителей....