«Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения».
консультация на тему

Данный материал можно разместить в информационный уголок для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnyy_material_dlya_roditeley.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ».

Советы специалиста.

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворённые самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни ребёнка наступил важный этап, от которого будет зависеть всё дальнейшее его развитие. По мере овладения речью формируется психика ребёнка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребёнка, формированию его личностных качеств.

Овладевая речью, ребёнок какое – то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребёнок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьёзная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжёлого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. Появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи – дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма – вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.

Что могло стать причиной нарушения речи?

Причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжёлых заболеваний ребёнка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей – алкоголь, наркотики – уж они – то бьют по ребёнку без промаха ещё до его появления на свет.

Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребёнку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе. На практике бывают случаи, когда у ребёнка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь. После сравнительно недолгого общения с ним выясняется, что главная причина речевых нарушений – значительное недоразвитие моторики. Источник этих неприятностей один: невнимание взрослых к особенностям развития ребёнка.

В чём проявляется моторная неловкость такого ребёнка?

Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиграйте: нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое даётся с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками, зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребёнка отвести один пальчик в сторону – за ним потянутся остальные. Проверьте подвижность губ, языка – движения неловкие, нечёткие, и ребёнок отказывается выполнять задания, потому что быстро устаёт. Подобные манипуляции ребёнок 6 лет должен выполнять свободно.

Что же можно посоветовать?

Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребёнка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико». Ведь все мы родом из детства и знаем много потешек и скороговорок.

С малышом надо говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Как показали серьёзные психолингвистические исследования, обращённая к ребёнку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Кроме того, речевой слух ребёнка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания слов. Вместе с тем, если ребёнок надолго остаётся один на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала неправильно воспринял, затем так же неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника – «как  слышится , так и пишется», а пишется неграмотно. 

И ещё один очень важный момент – стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза. В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребёнок, едва «перешагнув»  годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развёрнутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают, и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы. И он всё понимает, с интересом слушает. Казалось бы, всё идёт прекрасно. Но такой ребёнок почему – то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что ещё слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с таким потоком информации. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребёнка утомлена, не выдерживает информационной нагрузки. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того, чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребёнком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.

Теперь поговорим о совершенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика. Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированы их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбивают шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках – раскрасках.

Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребёнка то, что он сам может сделать. Пусть он сделает сам хоть вкривь и вкось, своими руками. Многих родителей раздражает детское «Я сам!». А зря.

Больше учите с ребёнком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нём уверенность в себе. Внимательно наблюдайте за своим ребёнком, пытайтесь понять его интересы, узнать его характер, а главное – руководствуйтесь принципом «НЕ НАВРЕДИ». 

ОТ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЁНКА  ЗАВИСИТ, КАКИМ ОН ВЫРАСТЕТ. И ПУСТЬ РЕЧЬ БУДЕТ ПРАВИЛЬНОЙ, КРАСИВОЙ И СОВЕРШЕННОЙ.

ПОРА К ЛОГОПЕДУ.

Советы логопеда.

Когда ребёнку нужна помощь этого специалиста? Почему одни дети легко перенимают взрослую речь, а другие картавят очень долго? Об этом вам расскажет логопед детского сада.

   До четырёх с половиной лет неправильное произношение звуков нормально для ребёнка. До этого возраста ещё формируется звуковой строй речи, и малыши как бы пробуют разные варианты звукопроизношения. К 4 годам всё обычно самостоятельно выправляется.

Затем плохая дикция грозит обернуться трудностями при письме и чтении, а значит, и проблемами в школе. И уже без логопеда не обойтись.

Не теряйте гласные!

Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить его

произношение, а после 14 лет это вообще невозможно. Так что если вы вовремя не спохватились, добиться совершенной речи будет трудно. Насторожиться и заподозрить, что с речью ребёнка не всё в порядке, следует при таких ошибках: •ребёнок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. Слово должно состоять из правильного количества слогов. Шапка – «сапа», «пака», но не «шапака».

•малыш взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо «шапка», он говорит «фапка» - это лишь неумение выговаривать звук ш. И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он не слышит и не различает звуки с и ш, а потому взаимозаменяет их. Такие ошибки сами собой не исправляются. •Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, ритмика. И нарушение слоговых структур – сигнал, что ребёнок не слышит ритма слова. При нормальном развитии эта функция формируется к 2,5 годам. •Ребёнку 3,5 года, а он говорит вяло, как бы прожёвывая слова. Придётся идти к логопеду. Приставьте зеркальце к носу ребёнка, и пусть он скажет что-нибудь. От дыхания может зеркальце запотеть, но если запотеет сильно, а не слегка, значит, струя воздуха идёт через нос, а наша речь предполагает ротовое дыхание, кроме при произнесении звуков м и н.

Кто припас словарный запас?

Логопед не только проверяет звуки: он проверяет общее развитие ребёнка, смотрит, какой у ребёнка словарный запас, хорошая ли слуховая  память, умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами. К 6 годам ребёнок должен знать многообразие посуды, мебели, одежды. Если новые слова запоминаются с трудом, если ребёнок не в состоянии выучить ни одного стихотворения – это тоже повод обратиться к логопеду. 3 года – возраст почемучек. Но дети, которые плохо запоминают, мало интересуются происходящим вокруг них, редко задают вопросы и обычно тут же забывают ответы. Нелюбознательность ребёнка – тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память может быть вызвана неврологическими заболеваниями, возникшими из-за сложной беременности или тяжёлых родов. К 5 годам ребёнок должен правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их. Перед школой надо уже чётко знать, где право, где лево, что такое вчера и завтра. Незнание подобных вещей и говорит о том, что у ребёнка нарушено зрительное и временное восприятие. Всем детям перед школой полезно позаниматься с логопедом. Он определит, соответствует ли развитие ребёнка возрасту, подскажет, на что обратить внимание и как заниматься с ребёнком в преддверии школы.

Синицына М.А. – учитель – логопед детского сада №7.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение формирования у детей дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически бога-той и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важнейших задач в общей...

Особенности воспитания у детей младшего дошкольного возраста правильного произношения.

В материале изложены рекомендации по успешному освоению звуковой стороны речи младших дошкольников....

Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста «Правильное питание – залог здоровья»

Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста «Правильное питание – залог здоровья»...

"Формирование у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему здоровью через двигательную активность"

Роль уроков здоровья в формировании у дошкольников правильного отношения к своему здоровью....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ

Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста происходит особенно быстро.  Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых явля...