"Учимся слышать звуки"
консультация на тему

Куделина Юлия Юрьевна

(Консультация для родителей.  Материал был опубликован в журнале «Логопед»№7, 2015г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_slyshat_zvuki.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ

(Консультация для родителей учителя-логопеда Куделиной Ю.Ю. Материал был опубликован в журнале «Логопед»№7, 2015г.)

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух. Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, нос-сон); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, кит-кот).

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно говорит.

Ниже предложенные вашему вниманию игровые упражнения научат ребенка слушать и слышать.

«Отгадай что звучит»

Возьмите несколько звучащих по-разному игрушек (дудочка, колокольчик, погремушка и др. не более пяти). Предложите  ребенку рассмотреть их  и послушать, какие звуки они издают. Затем поверните ребенка спиной, отойдите на 3-4м. и воспроизведите звучание одной из них.  Звуки должны быть ясными и контрастными. Малыш должен подойти и взять звучащую игрушку.

«Похлопаем»

Предложите ребенку повторить за вами ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок. Ритмический рисунок постепенно усложняется. Например: два хлопка, пауза, три хлопка. Следующий этап игры: малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

«Волшебная палочка»

Предложите ребенку послушать, как звучат предметы, постукивая по ним карандашом. «Волшебная палочка» заставит звучать вазу, стол, стакан и др. предметы. Ребенок с закрытыми глазами отгадывает, какой предмет зазвучал.

«Далеко-близко»

Объясните ребенку, что сейчас вы будете произносить слова громко и тихо. Если произносите слово тихо, то ребенок отвечает: «ДАЛЕКО». Если произносите слово громко, то малыш отвечает: «БЛИЗКО». 

«О чем говорит улица»

Предложите ребенку определить звуки и шумы, доносящиеся с улицы: машина, пенье птиц, ветер, дождь, разговор людей…

«Доскажи словечко»

Подберите считалки, потешки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривайте последнее слово или звук:

Руки мыть пошла Людмила

Ей понадобилось … (мыло)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол)

В реке большая драка

Поссорились два р… (рака)

Живет на свете Саша.
Во рту у Саши … (каша) и др.

«Фломастеры»Возьмите 12 фломастеров  разного цвета. Загадайте цвет одного из них, если ребенок догадается, он берет у вас этот фломастер в руки:

[Ж]…,[К]…,[З']…,[Ч']…,[С']…

Попросите малыша показать фломастером все предметы, названия которых начинается

с того же звука, что и цвет.

«Первый звук»

Нужно выделить голосом первый звук в словах (а-а-аист,  у-у-хо, о-о-обруч, и-и-ива и т.д.).

«Цепочка слов»

Вы вместе с ребенком поочередно произносите слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее слово:

мяч – чемодан – нос – санки – игла – абрикос…

«Съедобное-несъедобное»

Произнесите три слова, похожих по звучанию. Ребенок должен назвать только то, что можно есть:

картошка – ложка – окрошка

конфета – котлета – ракета

банан – диван – барабан

пироги – сапоги – утюги

лимон – вагон – бульон и т.д.

Возможно у Вас есть свои любимые игры, поделитесь с нами!

Используемая литература:

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.

Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. – М.: «Первое сентября», 2013.

Невская В.П. Речевые игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка учителя-логопеда для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Вниманию родителей  предла­гаются речевые игры и упраж­нения, которые они могут использовать дома при закреп­лении правильного произно­шения звуков у детей....

Памятка для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Памятка для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при зак...

«УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ И ПРАВИЛЬНО ИХ ПРОИЗНОСИТЬ»

Простые речевые игры, в которые родители смогут играть даже по дороге в детский сад или на прогулке....