Наблюдение сезонных изменений в природе с детьми 2-3 лет
консультация (младшая группа) на тему

Наблюдение сезонных изменений в природе с детьми 2-3 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдение сезонных изменений в природе с детьми 2-3 лет

Для того, чтобы увидеть первые цветы или заиндевевшую березу необязательно ходить в лес, достаточно посмотреть вокруг, и вы с ребенком всегда найдете объект для наблюдения. Необходимо поддерживать в малыше живой интерес к природе.

Наблюдения за живой и неживой природой, за природными сезонными изменениями развивают в детях память, внимательность, умение видеть красивое и воспитывают бережное и вдумчивое отношение к окружающему миру.

Осенние прогулки
Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на то, что изменилось по сравнению с летом:

Скажите ребенку: «Помнишь, летом было жарко и тепло, а сейчас как стало?»
  Поговорите о летней и осенней одежде: «Когда летом было жарко, мы ходили в футболках и шортах, а что мы теперь одеваем?»

- Объясните, почему стало холоднее (на небе – серые тучи, они мешают солнцу светить).

Во время дождя скажите ребенку, что погода «хмурится», на небе тучи. Предложите ему подставить ладошку: «Чувствуешь, как капают капельки дождя «кап-кап-кап»?»

- Обратите внимание ребенка, что после дождя на дорогах лужи и надо надевать резиновые сапоги. 

- Спросите: «Какого цвета стали листья на деревьях?». 

- Обратите внимание на сильный ветер, он сдувает листья с деревьев, получается листопад. Во время ветреной погоды можно поиграть с «вертушкой».

- Предложите ребенку послушать пение птиц. Не слышно. Многие птицы улетают в теплые края. Объясните малышу, почему они вынуждены покидать свои дома (нет корма и холодно). Покажите стаи улетающих птиц.

- Спросите: «Видно ли бабочек, жучков, мух?». Что-то нет их. Расскажите, что насекомые осенью прячутся в щели домов, под кору деревьев, под опавшую листву и спят там до прихода весны.

 

- Поговорите о том, как звери готовятся к зиме: белка запасает грибы и орехи, медведь наедается перед спячкой, делает себе берлогу.

Поздней осенью, выйдя на утреннюю прогулку,  обратите внимание крохи на иней и на лужи, покрывшиеся корочкой льда. 

- Почитайте ребенку стихи на тему осени; например, такие: К. Бальмонт «Осень», А.Кольцов «Дуют ветры», С.Михалков «Овощи», М.Ходякова «Если на деревьях листья пожелтели», И. Винокуров «Ходит осень», В.Степанов «Осень идёт».
 

Зимние прогулки

Во время прогулок обращайте внимание малыша на следующее:

- Обратите внимание  на то, как холодно на улице - надо надевать очень теплые куртки, штаны, шапки, варежки, сапоги.

Спросите: «Видно ли солнце на небе? Греет ли оно?» (солнце светит редко, а если и показывается, то не греет).

- Понаблюдайте за падающими снежинками. Поймайте их на руку.

- Поговорите с ребенком о снеге: какого он цвета? Где лежит снег? (Везде: на дорогах, домах, машинах – все в белом снегу).

- Расскажите малышу, что когда снег липкий, то из него хорошо лепить снеговиков, полепите снежные фигурки, когда снег будет липким.

- Вспомните медведя, который сейчас спит в теплой берлоге под снегом. А заяц, лиса и волк не спят. Им голодно и холодно. Расскажите, что зимой шубка у зайца становится белой, чтобы волкам и лисам было трудно его заметить.

- Предложите крохе: «Посмотри, есть на деревьях листики?». Деревья стоят голые.

Понаблюдайте за заснеженными деревьями, выберите, какое из них самое красивое.

- Сходите с ребенком на водоём: «Помнишь, летом тут была вода, а теперь твердый лёд.

- Обратите внимание ребенка на птиц: ворон, галок, воробьев, голубей, синиц. Они слетаются поближе к человеческому жилью. Сделайте с малышом кормушку, подкладывайте в неё корм и наблюдайте за прилетающими птицами. Какие птицы чаще всего прилетают?

- Можно почитать малышу следующие стихи о зиме: А.Фет «Чудная картина», О.Высотская «Пришла зима с морозами», И. Суриков «Зима настала», И. Никитин «Встреча зимы», Е.Нилова «Зимушка – чудесница», Д.Попов «Пришла весна», А.Прокофьев "Зимушка-зима» и прочее.
 

Весенние прогулки
Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на следующие моменты:

- Подставьте вместе лицо под солнечные лучи. Тепло! Солнце начинает светить ярче, становится теплее.

Расскажите малышу о том, что скоро можно будет надевать легкие куртки, шапки, ходить без варежек и т.д.

- Понаблюдайте вместе с ребенком за сосульками. Какие они? Длинные и короткие, толстые и тонкие, прозрачные, твердые, холодные. Солнце нагревает сосульки, и с них начинает капать вода – «кап-кап-кап», получается капель. Послушайте эти звуки.

- Понаблюдайте, как тает снег, его становится всё меньше и меньше, он превращается в водичку, лужи, на дорогах становится слякотно. Можно делать лопаткой канавки, чтобы в них уходила вода.

- Обратите внимание ребенка, как на деревьях набухают почки, объясните, что из них скоро появятся листочки. Можно принести одну веточку домой, поставить её в воду и понаблюдать, как почки распустятся и превратятся в литья.

- Ребенка очень порадуют первые цветы, в городе это мать-и-мачеха. Рассмотрите их, поговорите, какого они цвета, как пахнут, какой у них стебель. (Если представится возможность, покажите крохе подснежники).

- Послушайте вместе с малышом веселое щебетание птиц. Покажите ребенку грача – первую птицу, возвращающуюся домой из теплых стран. Понаблюдайте за его важной походкой.

- Обратить внимание ребенка, что появляются насекомые – бабочки, мошки, комары.

Расскажите малышу, что в лесу после зимней спячки проснулся медведь, что шубка у зайца опять стала серой, что у лисички родились лисята, у волчицы – волчата.

Почитайте малышу стихи о весне: А. Плещеев «Сельская песня», «Весна», М.Садовский «Сердитый снег», С.Маршак «Снег теперь уже не тот», А.Леонтьев «Кап-кап-кап», И.Токмакова «К нам весна шагает», Ф.Тютчев «Зима не даром злится» и прочее.

Лето
Во время долгих летних прогулок обращайте внимание ребенка на следующие моменты:

Поговорите  о том, что летом солнце светит ярко и греет - становится жарко. Теперь можно ходить в шортиках и юбочках и подолгу гулять.

- Обратите внимание, что деревья стоят зелеными: «Посмотри, как много на деревьях зеленых листьев».

- Скажите: «Летом появляется много ягод, фруктов и овощей». Вспомните с ребенком, что он уже пробовал этим летом. Можно рассмотреть ассортимент овощных прилавков магазина.

- Расскажите ребенку, что летом птицы высиживают птенцов, кормят их мошками и червячками, учат летать. 

- Заметьте, что летом много насекомых: бабочек, божьих коровок, мух, комаров и т.д. Понаблюдайте за ними. Отметьте их размеры, окраску, отличительные особенности. Например, у божьей коровки есть точки, у бабочки четыре красивых крыла и т.д.

- Летом вам наверняка удастся хотя бы один раз увидеть радугу. Расскажите, что радуга состоит из семи разноцветных дуг.

Летом распускается много цветов. Предлагайте ребенку рассматривать их, нюхать.

- Почитайте малышу стихи о лете. Например, такие: Л. Шмидт «Чем пахнет лето?», А. Шибаев «до чего хорош денёк», В. Балашов «Что такое лето?», Я. Аким «Хочешь посмотреть на лето?», И. Суриков «Ярко солнце светит».

 

ст.воспитатель Прапро Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);—учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;—...

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);—учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;—...

Картотека наблюдений за сезонными изменениями в природе для младших групп.

В картотеке представлен материал для наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью ( за погодой, цветником, птицами, животными)...

Папки - передвижки "Наблюдения сезонных изменений в природе с детьми 2-3 лет" (информация для родителей)

Созданные мною папки – передвижки мы используем как наглядный материал для родителей. Папки – передвижки созданы на все сезоны (осень, зима, весна, лето).  Информация в папках  знакомит роди...

Конструкт организации наблюдений за сезонными изменениями в природе

Экологическое воспитание детей седьмого года жизни.Образовательная область: «Познавательное развитие»Тема: «Приметы весны»Форма НОД: экскурсия на природуВиды деятельности: игровая, двигательная, комму...

Наблюдение "Сезонные изменения в природе осенью"

Конспект наблюдения на прогулке «Сезонные изменения в природе осенью».Задачи: образовательные: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; формировать умение выделять изменени...

Консультация для родителей "Наблюдение сезонных изменений в природе с детьми 3-4 лет"

Наблюдение – это неисчерпаемый колодец эстетических впечатлений, которое благоприятно влияет на эмоциональное состояние малыша. Самое главное, что наблюдения должны проводиться систематически, э...