«Значение интонационных игр для формирования и развития музыкального слуха дошкольника»
методическая разработка на тему

Суханова Наталья Николаевна

Принципы работы музыканта предполагают понимание того, что в восприятии звучания существуют важные различия, которые необходимо замечать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_intonatsionnye_igry.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка консультации для воспитателей на тему:
«Значение интонационных игр для формирования и развития музыкального слуха дошкольника»

Принципы работы музыканта предполагают понимание того, что в восприятии звучания существуют важные различия, которые надо уметь замечать. Различие это в том, что есть "правдивый звук", а что "знакомый звук". В процессе обучения музыканты сталкиваются с препятствиями, которые не дают им двигаться и звучать непосредственно - «правдиво». Большинство теряют эту способность, а возможно, и желание - вести себя непосредственно. И тогда у музыканта формируются привычка искать слухом «знакомый звук», «знакомое звучание», штамп.

Содержательное, правдивое звучание возникает, как результат ясного, чистого чувства и желания общаться и говорить через звук, В таком звучании всегда обнаруживается сущность и личность человека, его настоящее.

Звучание является результатом психофизических процессов, мышцы тела восприимчивы к импульсам мозга, ко всем изменениям душевного состояния. Естественное звучание наиболее заметна блокируется и искажается физическими, эмоциональными и интеллектуальными зажимами.

Интонационные игры с постепенной правильно выстроенной дидактикой могут помочь сохранить правдивое звучание, а при имеющемся уже искажении помочь устранить помехи психофизического свойства.

Можно, на самом деле, придти к содержательной выразительности, а не к формальной: громче-тише, вилочку туда, вилочку обратно, здесь выделить, а здесь не надо, закруглить фразу, потише концы фраз и т.д.

Гласные звуки: И, Э, А, О, У, Ы.

Игры для запоминания последовательности звуков.

 Для игр желательно иметь мячи разных размеров, разного веса, воздушные шары. Можно обойтись и одним, но все остальное нужно будет вспоминать из жизненного опыта.

  1. Взрослый кидает ребенку мяч среднего размера, одновременно произнося гласный звук.  Ребенокс  этим же звуком  возвращает мяч взрослому.  Так  все  6  звуков поочередно, не меняя порядок и интонацию.

  1. Начать лучше игру в простой речевой интонации. Далее варианты: а) коротко, б) длинно, в) тихо, г) громко, д) мягко, е) строго и т.д..

  1. Взрослый  кладет мяч в руки ребенку со звуком, обращая внимание на характер движения  и звучания,  ребенок возвращает мяч учителю  с тем  же  характером движения и звучания.

  1. Взрослый кидает мяч со звуком, заканчивая звучание точно в то время, когда мяч попадает в ладошки ребенка. Ребенок  возвращает мяч, слушая попадание звука в ладошки вместе с мячом.

5.        У каждого  в руках мяч.  Произносить вместе ряд звуков  одновременно  с движением  мяча.  Варианты:  с  ощущением  объема  предмета  (большой  мяч - маленький мяч), веса (тяжелый мяч - легкий мяч, теннисный, воздушный шарик).

6         Произношение звуков с представлением бытовых действий (например: одевание, домашние дела - кухня, уборка и др.), с ощущением поглаживания домашних животных (кошки, собаки). С разнообразными движениями - бег, шаги, прыжки.

7 - С ощущением природы. Цветы, деревья, ландшафт, погода, земля, вода, воздух, огонь, восход, закат и т.д.. Птицы (пр.: воробей, журавель, лебедь). Животные (пр.: лягушка, кот, пес, зайчик, медведь).

  1. - Дети играют в мяч парами. Сначала один кидает мяч, говоря гласные, а другой возвращает мяч с этими же гласными. Вначале просто, а затем дети могут сами выбрать вариант из того, что уже было.

  1. Игра в дирижера. У всех детей в руках мячик. Ребенок  на месте взрослого. Задание для ребенка-учитнля: начинать игру, когда чувствует готовность группы.

  1.  Проверка усвоенного. Дети произносят ряд звуков по одному звуку, поочередно, по кругу. Произносить шесть звуков в одном характере (т.е. шесть детей не меняют характер звучания на цепочку из шести звуков), далее шесть в другом характере. Характер звучания выбирает тот ребенок, с которого начинается ряд звуков (и, э...)

Диалоги:

  1. Взрослый говорит И,Э,А,О,У,Ы, дети также отвечают И,Э,А,О,У,Ы. Повторяет несколько раз, меняя интонацию.

  1. Далее взрослый смещает акцент на второй звук: И,Э,А,О,У,Ы  дети: И,Э,А,О,У,Ы и также повторяет несколько раз, меняя интонацию. Затем смещает акцент на третий звук и т.д..

  1. Взрослый  говорит каждую строчку по одному разу:

И,Э,А,О,У,Ы, дети отвечают И,Э,А,О,У,Ы. И,Э,А,О,У,Ы - И,Э,А,О,У,Ы. И,Э,А,О,У,Ы - И,Э,А,О,У,Ы и т.д.

  1. Дети в парах самостоятельно проговаривают ряды гласных со смещением акцентов, можно проговаривать, меняя интонации.

  1. Взрослый задает вопрос И,Э,А,О,У,Ы? дети отвечают: И,Э,А,О,У,Ы. Снова: учитель И,Э,А,О,У,Ы? дети: И,Э,А,О,У,Ы       и так далее. Перед тем, как задать «вопрос» взрослый говорит, что он будет спрашивать как будто  о чем-нибудь спрашивать, например, говоря «ИЭАОУЫ?», он будет помнить о том, что придумал такой вопрос: «Вы видели сегодня синичек у кормушки?». А, отвечая «ИЭАОУЫ» дети не забывают, что речь идет о синичках, «Да, я видели синичек у кормушки». Далее дети в парах могут задавать вопросы и отвечать на них, придумывая подтекст.

  1. Диалоги по кругу. Ребенок говорит о чем он будет спрашивать и обращается к соседу   И,Э,А,О,У,Ы?.   Сосед   «отвечает»   в   характере   вопроса   И,Э,А,О,У,Ы. Последний,  сохраняя  содержание  вопроса,   обращается  к  следующему  соседу И,Э,А,О,У,Ы? и получает ответ И,Э,А,О,У,Ы и т.д.

Гласные звуки с парными согласными.

Пример: ТИ,ТЭ,ТА,ТО,ТУ,ТЫ. ДИ,ДЭ,ДА,ДО,ДУ,ДЫ.

Глухие-звонкие: т-д, п-б, ш-ж, с-з, ф-в, к-г. Сонорные: л-р, м-н. Непарные: х,ц,ч,щ.

Модель работы такая же, что и с рядом гласных звуков.

Для устранения помех:

Работая в паре, сравнивать варианты звучания:

1 .Сказать с выразительностью в лице.

2.Сказать с движением тела вперед (силовой акцент, нажим)

3.Сказать,  как бы беседуя, при этом чувствуя другого, без лишних движений тела,

головы (шейно-воротниковой зоны).

А,_Сказать с ощущением: «мы вместе».

Важно почувствовать, услышать и понять разницу между произношением_ряда звуков как набора букв и произношением смысла. Говорить, не теряя ощущение от представляемого.

Произношение слов, без потери содержания:

Все вокруг имеет свой тон. Весь мир...

Мы реагируем на то, что видим, слышим, к чему прикасаемся. Организм каждой своей клеточкой ощущает окружающий мир, ощущая приятное, безопасное, он расправляется и, напротив, ощущая неприятное, опасное, сжимается в той степени, на сколько сильна реакция. Мы ощущаем это по едва заметному движению мышц. Вспомните различные контрастные ощущения и почувствуйте смену состояния, почувствуйте, как изменяется напряжение в мышцах:

Мягко - жестко.

Гладко - колюче.

Тепло - холодно. Сухо - сыро.

Для проведения исследования изменения мышечного тонуса от смены ощущений потребуется сделать карточки из картона с поверхностями разного характера.

Примеры карточек:

  1. Пушистая - наклеенный кусочек меха.
  2. Колючая - наклеенные канцелярские кнопки.
  3. Гладкая - шелк.
  4. Шершавая - наждачная бумага.
  5. Ребристая - наклеенные спички.
  6. Пупырчатая - капельки воска.
  7. Теплая - сукно.
  8. Холодная - ровный кусочек стекла или зеркала.

Порядок действий следующий:

  1. Потрогать карточки.
  2. Вспомнить ощущения от каждой карточки.
  3. Представить, что поверхность пола покрыта таким же мехом, как пушистая карточка, походить, вспоминая ощущение. Затем ходить, вспоминая ощущение  колючей  поверхности. Таким же  образом ходить, вспоминая ощущения от гладкого, шершавого, ребристого  и т.д... Наблюдать, как меняется состояние мышц.
  4. Снова потрогать карточки, почувствовать, как меняется состояние мышц от смены ощущений.

Назовем это тактильно-мышечными ощущениями. Тактильные - это кожно-осязательные ощущения. (К осязательным ощущениям относятся также температурные, болевые, мышечно-суставные ощущения.)

«Осязание — это проприоцептивная и экстрарецептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. В мышцах, связках, сухожилиях, суставах и костях находятся специальные нервные аппараты, помогающие узнавать о положении и состоянии мышц и передающие в центральную нервную систему информацию о положении тела в пространстве и движении его отдельных частей. Эти аппараты носят название проприорецепторов (от латинского "проприус" - собственный и "рецепцио" - восприятие). Проприорецепторы и проприоцепторы — это одно и то же.

Проприоцепторы служат для восприятия раздражений, возникающих в глубоких частях ткани; проприоцепцию поэтому относят к так называемой глубокой чувствительности. Проприоцепторы обладают замечательным свойством: они работают без устали и могут продолжительное время посылать сигналы в центральную нервную систему в ответ на постоянно действующее раздражение. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов.» - Гутерман.

Смена осязания и смена состояния мышц (кинестетическое мышечно-суставное ощущение) едины. Осязание - это ощущение с разной степенью плотности в единстве с кинестетическими мышечно-суставными ощущениями.

Кинестетические ощущения - это комплекс двигательных ощущений, который вызывается возбуждениями, поступающими от проприоцепторов. К комплексу двигательных ощущений относят осязательные ощущения, зрительные, вкусовые, обонятельные, слуховые, мышечно-двигательные, вибрационные ощущения. "Все импульсы, поступающие в центральную нервную систему, вызывают рефлекторные реакции, которые меняют мышечный тонус и влияют на координацию движений.

Изменения в движении мышц происходит не только от ощущений, но и от чувств, эмоций, мыслей. Предлагаю перечень состояний: (см. файл - «Словарь состояний»)

Даже просто читая слова, можно заметить, как меняется состояние от представлений. А если вспомнить что-либо из жизненного опыта, то смена будет еще более проявленной.

Любое состояние проявляется в соответствующих движениях мышц, подчас едва заметных. Отсюда вывод: кинестетические ощущения ни в коем случае нельзя изолировать от ощущений, чувств и мыслей. Они всегда воспринимаются в комплексе со всеми ощущениями (с осязанием, зрительными, слуховыми, вкусовыми, обонятельными ощущения

Ощущения от того, что вспоминаем, разные. Понаблюдаем, что происходит при смене ощущений.

Чуть заметные изменения в мышцах, едва заметно меняется их состояние — натяжение (кинесика). Как

струны. Вот береза... один тон, а вот сосна - другой....

(Душа резонирует, соучаствует, сочувствует, а вслед за изменением душевного состояния, меняется тонус

мышц.

Также реагирует организм на изменение цвета, света, освещения -

черный... красный...   желтый... синий... зеленый...

светло... темно... рассвет... закат... сумерки...

И конечно, же на звуки —

резкий звук... мягкий... высокий... низкий... визгливый... бархатный...

короткие... певучие... речевые звуки... музыкальные звуки...

На звуки сочувственно напрягаются связки и мышцы дыхания, как бы подстраивая к себе внутреннее состояние человека.


Маленький ребенок, едва встав на ножки, услышав музыку, начинает тут же

двигаться, подстраиваясь к музыке. Закон резонанса проявляется просто и непосредственно.

«Возможна своеобразная "настройка" человека звуками, их сочетаниями — музыкой. Известно, что

 каждый звук по частоте колебаний имеет "свой" фермент с той же частотой колебаний (чтобы "заработать" фермент должен "проснуться" и стать колебательным контуром). Каждый звук по закону

 резонанса "раскачивает" свой фермент, и на звуковую мелодию живой организм (человек) откликается биохимической "мелодией". Музыка, в сочетании с движением, изменяет биохимический обмен всего

организма, затрагивая работу всех систем и органов» (Потехина Т.Ю.)

Скороговорки в диалогах со сменой смыслового акцента

Цель: наработать смысловое предощущение.

Слово - представление - ощущение - чувство - звучание.

Пример:

Врач вручил ворчуну валерьянку? Врач вручил ворчуну валерьянку.

Вспомнить сначала про врача, а потом спросить.

(Меня интересует, а кто вручил ворчуну валерьянку, может не врач, а медсестра?)

Врач вручил ворчуну валерьянку? Врач вручил ворчуну валерьянку.

(А вообще, вручили ли ее?)

Врач вручил ворчуну валерьянку? Врач вручил ворчуну валерьянку.

(А может вручили совсем не ворчуну?)

Врач вручил ворчуну валерьянку? Врач вручил ворчуну валерьянку.

(А валерьянку ли?)

Интонационно-смысловые варианты прочтения текстов и стихов.

Для начала можно воспользоваться стихами Агнии Барто.

Пример:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Проговорить стихотворение, меняя смысловые акценты сначала на каждое первое слово, затем на второе и т.д.

(Все время помнить, о чем говорим. Не об отношении к происходящему, а о происходящем. Если мы говорим «уронили», то это действие, которое уже произошло, это действие падения мишки вниз.)

Послушать разницу изменения смысла стиха при смене смысловых акцентов.

Слушать разницу звучания.

Некоторые варианты:

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Речь идет о действии.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Речь идет о том, что именно мишку бросили.

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Речь идет о том том, что мишке больно.

Продумать свой вариант (для каждой сточки можно выбрать свой акцент) и прочитать, не потеряв смысл, два или три раза. Рассказать, почему выбрал такой вариант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха дошкольников

Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам напевать, дудеть, отбивать ритм рукой или ритмично топать? Мир звуков окружает реб...

Развитие музыкального слуха дошкольников

Как правильно выбрать музыкальные игрушки для ребенка, развить музыкальный слух и многое другое вы узнаете из консультации по развитию музыкального слуха дошкольника....

Развитие музыкального слуха дошкольников.

консультация для родителей...

Рекомендации родителям /по В.М. Бехтереву/ относительно развития музыкального слуха дошкольников

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ            /по В.М. БЕХТЕРЕВУ/ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА ДОШКОЛЬНИКОВКонсультация музыкального руководителя ...

Развитие музыкального слуха дошкольников

Данная консультация содержит советы по развитию музыкального слуха у дошкольников...