Игровой тренинг для родителей: Развитие игровых навыков у детей в использовании коррекционных игр и упражнений для подготовки к школе.
консультация (подготовительная группа) по теме

Анисина Оксана Анатольевна

Игровой тренинг для родителей: Развитие игровых навыков у детей в использовании коррекционных игр и упражнений для подготовки к школе.  В настоящее время родителям предлагается большое количе­ство книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Родители  могут более целенаправленно использовать коррекционно-развивающие упражнения и игры, активно и свободно играть с ребенком в эти игры дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие игровых навыков у детей в использовании коррекционных игр и упражнений для подготовки к школе.

В настоящее время родителям предлагается большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Родители  могут более целенаправленно использовать коррекционно-развивающие упражнения и игры, активно и свободно играть с ребенком в эти игры дома.

Игра «Солдатики»

В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки. По приказу командира — взрослого солдатик-ребенок поворачивается налево, направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в робота — ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

Игра «Убиральная машина»

Обычно родители хорошо знают, как заставить своего ребенка убирать за собой игрушки. Однако требование беспрекословного выполнения не только сложно (ведь ребенок еще не научился подчиняться необходимости), но и опасно, так как формирующаяся воля ребенка может сломаться на всю жизнь. Тем не менее переходить от «хочу» к «надо» необходимо. Предлагаем вариант игры, где «хочу» и «надо» соединяются: пусть ребенок побудет «убиральной машиной». «Включите» его и сами периодически проверяйте, хорошо ли «убиральная машина» работает. Иногда ее приходится «чинить». Дети могут в роли машины совершать настоящие чудеса. Эта игра хороша для тех, у кого еще не сформирована собранность или произвольность.

Упражнение «Учимся чувствовать время»

Очень важно приучать ребенка чувствовать время. Категорию времени ребенок осваивает долго. Пожалуй, о сформированности временных представлений можно говорить только к 10 годам. Тем не менее, проблемой временных представлений заниматься надо. Ощущение времени тесно связано с умением планировать свою деятельность, контролировать результаты. Следовательно, оно связано с произвольностью. Время — это цепь событий, выражение их последовательности. Формирование ощущения времени развивает «последовательные» виды деятельности: чтение, письмо. Дошкольник видит мир как бы вне времени, целиком. Для него несущественно, где начало и где конец. При освоении чтения или письма ребенок может, как при рисовании, начать читать или писать в обратном порядке, а может и в прямом. Для него этот порядок пока не важен. Только с освоением элементов времени усваивается строгий порядок чтения и письма. Поэтому, развивая способность ребенка чувствовать время, вы развиваете его лево-правую ориентировку, а также способность следовать поставленной цели. Кроме того, освоение категории времени связано с формированием абстрактных моделей реальности: обратите внимание на то, что у взрослых за понятиями «минута» или «час» стоит некая обобщенная картинка, неподвижная или движущаяся. Формировать у ребенка чувство времени можно на любых занятиях (представление о временах года, месяцах, сутках). Скажите, например, что играть в компьютерные игры он может ровно полчаса: это половина круга, который пройдет большая минутная стрелка. Пусть ребенок сам скажет вам, прошли полчаса или нет. Проверьте его. При выполнении домашнего задания (чтение) объявите ребенку, что читать надо 15 (20) мин. Покажите ему на часах, как изменит свое положение стрелка. Во время игр на улице, когда уже пора домой, скажите ему, что он должен идти домой через 5 минут — это ровно столько, сколько времени ему надо, чтобы обойти дом. Помните, чем большее пространство самостоятельно освоил ребенок, тем легче ему представить длительный временной промежуток.

Упражнение «Зеркало-1»

Если ребенок «зеркалит», вспомните, что подобное можно вылечить подобным. Продиктуйте ему буквы, цифры и числа, которые он обычно изображает неправильно. А потом приставьте зеркало. Пусть ребенок сравнит зеркальное изображение с тем, что написано на листе. Пусть напишет буквы и цифры так, как они видны в зеркале.

Задание «Разложи картинки»

Полезно разложить по порядку картинки, связанные одним сюжетом, и придумать о них связный рассказ. Такие картинки часто встречаются в детских журналах. Можно взять старые «Веселые картинки» и вырезать оттуда сюжетные иллюстрации, перепутав порядок событий.

Рисование историй (последовательность событий) Нужно придумать и нарисовать сказку или последовательные картинки к существующим сказкам: что было вначале, что стало в конце.

Упражнение «Зеркало-2»

Попросите ребенка повторить вашу позу в зеркальном отображении.

Игры с фишками

Они дают представление о натуральном ряде чисел, развивают внимание, зрительное восприятие, умение работать вместе.

Игра «Почта»

Разделите лист бумаги на четыре квадрата. Попросите ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку) по словесной инструкции. Например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать,  лучше с простых «адресов», заканчивать сложными. Если ребенок затрудняется, можно начать игру с целого листа бумаги: «Нарисуй рыбку в верхнем левом углу».

Упражнение «Отыскивание букв по Азбуке»

Участвовать могут несколько детей, тогда Азбука должна быть большая и висеть на стене. Спрашивайте аналогично предыдущему заданию: «Какая буква находится на две буквы вниз и одну букву направо от буквы М?»

Игра «Левее-правее»

Вариант игры «Горячо — холодно». Наряду со словами «горячо — холодно» говорим «левее — правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.

Игра «Отгадай число»

Взрослый задумывает число (в пределах десятка или сотни, в зависимости от подготовки ребенка), а ребенок пытается его отгадать за наименьшее количество ходов. Тот, кто загадал число, может отвечать только «больше» или «меньше». Потом партнеры меняются. Когда число загадывает взрослый, он может объяснить ход своих рассуждений и даже нарисовать картинку числового ряда (можно взять портновский сантиметр). Например: «Я называю число 5, так как оно находится посередине числового ряда от 1 до 10. Затем следующий отрезок делю пополам, и так далее, пока не отгадаю».

Игровое задание «Поиск клада»

Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или всей квартиры. На нем обозначьте место, где вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность словами «горячо — холодно», а также «левее — правее», «выше — ниже».

Упражнение «Придумай и отгадай загадку»

Вы с ребенком по очереди отгадываете придуманные загадки, например: «Белое, холодное, пушистое?» (Снег.) Загадки могут быть про вещи и предметы, расположенные рядом с играющими, в поле их зрения.

Игра «Следопыты»

Предложите ребенку найти все круглое, все квадратное, деревянное. Похвалите за усилия. В такие игры лучше играть совместно с другими детьми: сестрами, братьями, детьми-соседями. Эти игры уместны на прогулке, по дороге в магазин, в утомительной очереди, в транспорте, дома и на даче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы"

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе. В детском саду ведётся большая систематическая работа по подготовке руки к письму. Такая работа будет особен...

Консультация для родителей "Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы"

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе. В детском саду ведётся большая систематическая работа по подготовке руки к письму. Такая работа будет особен...

Тренинг с родителями "Развитие коммуникативных навыков у детей"

Тренинг для развития коммуникативных навыков у дошкольников....

Консультация для родителей «Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы»

Цель: познакомить с работой по развитию у детей 5 – 7 лет графомоторных навыков в домашних условиях.Задачи:• Напомнить и обобщить задачи по развитию мелкой моторики руки дошкольника в ...

Обучающий тренинг для родителей «Развитие творческих способностей у детей»

Обучающий тренинг для родителей, направленный на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков у детей подготовительной к школе группы

Через тренировку тонких движений пальцев рук оказывается большое влияние на развитие активной речи ребенка. Это происходит от того, что зона двигательной проекции руки и речевой зоны находится в близк...

Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»

Познакомить родителей с игровыми способами развития фонематического слуха у детей с ОНР....