Развитие речи.
консультация (средняя группа) на тему

Исаева Татьяна Владимировна

Игры по развитию речи у детей 3-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_3.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок к 3м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь растет буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к 3м годам часто и правильно произносят слова, другие говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры( сокращение слов, неправильное ударение и т.д.). Эти нарушения в основном временные и в ходе правильного речевого развития к 5ти годам постепенно исчезают.  

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.

Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает, зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой к громкой оборот.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое произношение, нужно уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха.

«Разноцветные снежинки» (от 4х лет).

Цель: развитие координации и мелкой моторики рук, воздействие на центры речи, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ход игры: Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много резных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья фломастеры и подарили снежинкам разные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

«Лягушки-квакушки» (от 4х лет).

Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторных анализаторов, формирование правильного речевого дыхания.

Материал: шнур, стулья.

Ход игры: Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Внутри круга –«болото». Группа детей распологается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные на одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, ведущий декламирует:

                                    По тропинке, по дорожке

                                       Скачут, прыгают лягушки.

                                        Ква-ква-ква.

Дети, сидящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши(пугают лягушек). Лягушки прыгают в болото: перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки, произнося «ква-ква» с глубоким выдохом.

В конце игры ведущий просит детей потянуться, поднять вверх руки и посмотреть на них (вдох).

«Водичка».

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.

Материал: кран с водой, картика с изображением умывающихся детей.

Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с ) . Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

                      Водичка, водичка, умой мое личико,

                      Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

                        Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Повторить вместе с ребенком 3-4 раза и спеть песенку водички. Ребенок поет длинную песенку, т.е. произносит звук С протяжно.

«Часики».

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюсто-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.

Ход игры: Ведущий говорит: «У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная- побыстрее, а секундная бежит очень быстро. Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот». Взрослый следит, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Сострой рожицу».

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей. Языка и околоротовой мускулатуры в покое и при речи, координация движений по команде.

Ход игры: Ребенок стоит напротив ведущего и по команде выполняет задания: выдвинуть нижнюю челюсть вперед; переместить назад, в сторону; поднять язык вверх, выдвинуть язык, надуть щеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...