Развитие мелкой моторики
статья (старшая группа) на тему

Вьюнова Надежда Геннадьевна

В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта. Материал для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_napravleniya.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.  

  Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу  можно массировать пальчики.

Самое легкое упражнение – легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыках самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п.

  Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».  Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее  воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.   Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия.

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл.

Полезны упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев рук. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким – либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы).

Существует множество подходящих по возрасту и развитию  игрушек,

направленных на совершенствование мелкой моторики рук: рамки и вкладыши Монтессори, игрушки – копилки, шнуровки, различные виды конструктора, мозаики, пазлы.

Природный материал представляет собой кладезь тактильных ощущений:

переборка шишек, перекладывание из одной руки в другую каштанов, желудей, камушек, ракушек , сортировка семян растений (семена подсолнечника, семена тыквы, дыни, арбуза, фасоли, гороха и т.п.).

Также можно развивать пальчики малыша при помощи нетрадиционных методов рисования. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная,

завораживающая деятельность. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастером, кистью, но остается удивительным

использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов. Во время рисования пальцами рук ребенок получает чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть удивительные образы.

Занимательно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), - совсем нетрудно,  для начала предложить покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках, последовательно посылаются положительные импульсы в головной мозг.

Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объёмными буквами. Созданы книжки, открытки и таблички, на которых буквы не просто написаны, а сделаны объёмными. Завяжите ребёнку глаза и дайте ему ощупывать эти буквы. Пусть он попробует наощупь определить, что за буква находится под его пальцами. Такие тренировки в целом полезны для изучения алфавита.

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

 Используемые приемы лепки 

-Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

 -Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

 -«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

 -Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были обнаружены археологами.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...