Эссе на тему "Развитие тембрового слуха"
учебно-методическое пособие по музыке по теме

Канюкова Светлана Валерьевна

Эссе музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_konkurs.docx381.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 181

«Путешествие в мир ярких красок»

Эссе музыкального руководителя

Канюковой Светланы Валерьевны

г. Воронеж

2013г.

Благо, даруемое нам искусством, не в том,

 чему мы научимся, а в том,

какими мы, благодаря ему, становимся.

Оскар Уайльд

Жизнь во всех своих проявлениях так интересна, ярка и разнообразна. Но мы, чаще всего не замечая этого, торопимся, спешим. За новыми технологиями, за модернизацией. Спешим увидеть новое, до конца не изучивши то, что имеем. Чем больше оснащения вокруг нас, тем меньше ярких живых впечатлений. Давайте остановимся на миг. Вспомните, когда вы сидели на скамейке в осеннем парке, наблюдая за опадающими листьями деревьев. Или на рассвете слушали шум прибоя и крик чаек. Может быть тихим летним вечером сидели у костра, наслаждаясь треском сухих веток.

Мало, кто может похвастаться этим простым человеческим счастьем, умением слышать и видеть окружающий мир.  В современном мире так мало места осталось для духовного, душевного и созидательного. И если мы сами не успеваем насладиться жизнью, то детям своим даём ещё меньше.   Внутренний мир ребенка с каждым годом всё скуднее. Гонка за всеобщей компьютеризацией лишает детей возможности получить живые яркие впечатления от увиденного и услышанного.

Именно эту проблему я взяла за основу своей работы.

Я считаю, что задача всех педагогов в современном обществе сделать жизнь ребёнка ярче, красочнее, насыщеннее эмоциями и впечатлениями.

Закончив музыкальное училище и устроившись работать в детский сад, я оглянулась назад, чтобы понять, с чем  я пришла к детям. Что я могу им дать?

Сколько себя помню, я росла в мире музыки. Концерты – семейные, домашние, школьные были всегда! В моей семье нет и не было профессиональных музыкантов. Но мечта мамы стать певицей переросла в желание научить своих детей музыке.  Но наряду с музыкой меня всегда интересовало актёрское мастерство. Играть роли, перевоплощаться, работать с публикой – это то, что мне нравится. Этому я стараюсь научить своих воспитанников.

Но никакой спектакль, инсценировка или драматизация песни не будут яркими и интересными без развития тембрового слуха у детей.

Такова моя задача, как педагога. Наряду с другими музыкально-творческими способностями, развивать тембровый слух.

Как оказалось, эта тема очень актуальна.

Что такое тембр? Это колористическая окраска звука, которая отличает звучание одного инструмента (предмета) от другого. По тембру мы различаем голоса людей, звуки музыкальных инструментов, а также звуки природы и окружающего мира.

А умение различать как можно больше звуков, значит сделать свою жизнь ярче, красочнее. Это важнейший компонент в слуховом развитии человека, и ребёнка в частности.

Звучание скрипки можно слушать множество раз и не запомнить, но стоит увидеть её, понять, как извлекается звук и он тотчас станет знакомым и близким . А если применить тактильные ощущения, потрогать струны, то в жизни не перепутаешь ни с чем душевные плачущие тонкие нотки этого инструмента.

Наличие музыкальных инструментов, а скорее их отсутствие, в детских садах, дидактическое оснащение является неотъемлемой частью проблемы. Которую тоже хотелось бы решить.

Я рекомендую всем родителям как можно чаще водить детей в театры и на концерты для ознакомления с живым звуком музыкальных инструментов.

С младенчества дети, слыша тембр голоса матери радуются, улыбаются, узнают его из десятка других. И любой скрипучий, неприятный звук вызывает у них тревогу и пугает. В человеке заложено природой умение различать тембровую окраску звука. Нам остаётся только немного развить эти навыки. Для того, чтобы мир вокруг нас стал ярче и насыщеннее.

Вот с этим девизом я и пришла работать в детский сад – сделать жизнь детей яркой и интересной!

Развитие тембрового слуха на музыкальных занятиях богато своим разнообразием.

Для детей младшего дошкольного возраста я использую музыкально-дидактические игры такие как «Угадай чей голосок», «Гуси», «На чём я играю». Малыши с большим интересом и удовольствием играют в эти игры. Особенно полезным становится вовлечение в игру детей, которые не отличаются коммуникативными качествами.

С детьми среднего дошкольного возраста я с успехом использую разработку Екатерины Железновой «Сказочки – шумелки».

В данном случае это огромное поле для творчества, дети могут сами развивать у себя представление о звуках, шумах и ритмах в игровом оформлении. Это развивает творческую фантазию, формируются навыки сотрудничества и сотворчества.

С детьми старшего дошкольного возраста я провожу игру «Музыкальный домик». В домике прячутся музыкальные инструменты, они звучат и хотят, чтобы их угадали. Детям очень любопытно проверить свои знания и они с удовольствием участвуют в этой игре. А также популярностью у детей старшего дошкольного возраста пользуется игра «Чудесная страна». В ней можно использовать любые предметы и извлекать из них звуки. Помимо тембрового слуха в этой игре развивается образно-ассоциативное мышление.

Музыкально-дидактические игры на развитие тембрового слуха не только помогают ребёнку стать более одарённым. Они помогают ему в жизни. Раскрепощают, побуждают к экспериментированию в играх. Ребенок самостоятельно подбирает себе атрибуты в игре. А также интересуется звуками окружающего мира, природы. Становится любознательным.

И когда дети слышат много разнообразных звуков окружающего мира, им интересно прислушиваться к речи. К чужой и своей.

И вот тут начинаются первые шаги актёрского мастерства. В спектаклях дети пробуют подражать голосам своих персонажей. Делают это с удовольствием, без стеснения, с пониманием, что это необходимо. И разумеется, качество работы возрастает в разы.

Пусть многие из моих воспитанников не станут актёрами, певцами и музыкантами. Но я приложу все усилия, чтобы они видели, слышали и ценили всё то прекрасное, что есть вокруг нас.

Конечно, такая эмоциональная и образовательная нагрузка, отнимает много сил как душевных, так и физических. Но это, поверьте, того стоит! Необыкновенно приятно видеть в своих воспитанниках частичку своей души.

И хотелось бы закончить словами великого человека.

«Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение – движение души. Обычно мы слышим только первое» А. Рубинштейн.

Мне хотелось бы чтобы великий композитор ошибался, а мы с вами слышали только второе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха "Что звучит?"

Цель: Используя ИКТ технологии, познакомить детей с музыкальными инструментами. Задачи: 1. Упражнять детей в умении различать звучание музыкальных инструментов: скрипка, барабан, фортепиано,...

«Использование ИКТ и технологий в музыкально – дидактических играх на развитие тембрового слуха»

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....

Тембровая окраска и тембровый слух.

Этот материал поможет родителям развить у детей музыкальные сенсорные способности  (тембровый слух)....

Музыкально - дидактическая игра на развитие тембрового слуха 2 младшая группа " Кто в домике живёт?"

Музыкально - дидактическая игра на развитие тембрового слуха 2 младшая группа "Кто в домике живёт"...

Консультация для родителей "Развитие тембрового слуха"

Что такое тембровый слух.....читайте здесь!...

Музыкально - дидактические игры для развития тембрового слуха дошкольников

Музыкально - дидактические игры для развития тембрового слуха дошкольников...

Буклет для родителей Развиваем ритмический слух; Развиваем тембровый слух.

Информация для родителей, как развивать ритмический  и тембровый слух у дошкольников через игру....


 

Комментарии

Писаренко Наталья Григорьевна

Отличный материал!