"Предупреждение трудностей обучения математике в школе. Изучаем математику в семье"
консультация (подготовительная группа) на тему

"Предупреждение трудностей обучения математике в школе. Изучаем математику в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - создание условий для развития его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, сведений, информации. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок. Нужно не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, объяснять свой выбор, устанавливать зависимости.

Огромную роль математическое развитие играет в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у ребят математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета и измерения. Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Основное их назначение  – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10 (20), путём сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.

Играя в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", «Математическая ромашка», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления

Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры задаю вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счёта помогают таблицы со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху (Буратино, Красной Шапочке) в гости. Кто будет первый? Кто идёт второй и т.д.

Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказываю о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счёту: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвёртый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя".  Для игры вызывают к доске 7 детей, они пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребёнок с жёлтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности.  При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Выбирается ребёнок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, использую предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – сообщается  детям, – "к нам прилетал Карлсон и принёс в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти." Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры.  Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Дидактическая игра "Геометрическая мозаика" используется на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности.

Например:

· Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

· Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

· Работа по собственному замыслу (просто человека) 

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Для формирования  логического мышления использую  дидактические игры и упражнения, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинаю с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются-задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Работа начинается с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.

Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счётных палочек даёт возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.

Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.

Задачи на смекалку очень привлекают внимание детей, так как они различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру.

Для детей 5-6 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

1.   Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

2.   Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

3.   Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приёмам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.

Самые простые задачи первой группы дети без труда могут решить, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счётных палочек.

Головоломки первой группы детям предлагаю в определенной последовательности.

Переходя от простых заданий к более сложным,  уделяется внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игра «Танграм». Она ещё называется «Головоломкой из картона». На первом этапе закрепляем знания геометрических фигур, уточняем знания в пространственном представлении, умение ориентироваться на столе. Затем приступаем составлять новые фигуры с помощью образцов. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаю  задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздание образных фигур, сюжетных изображений.

Еще одной занимательной игрой является «Коломбо яйцо». После рассмотрения  и назывании частей, определении формы и размера ребятам предлагается найти сходства: фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходства по форме с крыльями птиц; большие по размеру фигуры (треугольники и квадраты с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей развивает у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части. Дети быстро находят решения и составляют самостоятельные фигуры по своим замыслам.

Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Это пособие разработано венгерским психологом и математиком Дьенешем, прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В комплект игры входят карточки с условным указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Игры с Палочками Кюизенера также как и Блоки Дьенеша тоже заняли прочное место в развивающей среде детского сада. С математической точки зрения палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования). Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. К выводу, что число появляется в результате счёта и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. 
Кроме игр и упражнений с логическими блоками и Палочками Кюизенера широко используются в работе Кубики Никитина, головоломки типа "Пифагор". Чтобы не угасал детский интерес к этим увлекательным интеллектуальным занятиям, можно придать им неожиданную форму. Например, напольный вариант "Сложи узор" (кубики Никитина) заинтересовал детей и вызвал новый поток воображения и фантазии.

Таким образом, в этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалка  и сообразительность,  формируется привычка к умственному труду.

Почему возникают трудности:

Учитывая специфичность математического содержания, совершенно естественно, что основные проблемы по этому предмету связаны с формированием познавательного (когнитивного) компонента и его отдельных составляющих. Наиболее значимыми среди них являются:

1) недостатки в пространственных представлениях, затрудняющие формирование понятия числового ряда и его свойств;

2) недостаточное развитие понятийного мышления, создающее трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, в запоминании схемы рассуждения при решении типовых задач;

3) низкий уровень развития логических операций (сравнения, обобщения и абстрагирования), слабость развития которых не позволяет ребенку выделять существенные признаки изучаемых понятий, классифицировать их и систематизировать;

4) особенность мышления школьников — его конкретность, однолинейность и инертность. В этом случае ребенку трудно отвлечься от сюжетной стороны задачи, сделать верные умозаключения, оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными, перейти от одного способа решения к другому, подобрать способ решения при измененных условиях и т. д.

Однако эти недостатки не являются непреодолимыми. Хорошо известно, что логика — тренируемая функция. Даже при постоянном выполнении интеллектуальных тестов их результат с каждым разом улучшается за счет обучающей способности. Систематичные упражнения дают еще больший эффект. Поэтому при постоянных занятиях можно быть уверенным в результате.

Приложение 1

Математический досуг «Торопись, да не ошибись!»

 

Проводится в группе с участием всех детей. Наглядный материал (счетные палочки, фигуры, логические задачи) приготовлены заранее на столах у детей.

Воспитатель: Сегодня у нас состоится конкурс смекалистых, находчивых. Для того чтобы победить в нем, надо быть очень внимательным и не отвлекаться. Тому из детей, кто правильно и быстрее других выполнит задание, отгадает загадку, решит задачу – шутку, я буду давать отличительный знак – красный круг. В конце конкурса каждый из детей подсчитает круги, и мы узнаем, кто у нас победитель.

1 конкурс – «Отгадай загадки».

Два близнеца, два брата на нос верхом садятся. (Очки.) и др.

2 конкурс: Дети кладут перед собой счетные палочки и получают задания:

1.Отсчитать 8 палочек. Составить из них флажок прямоугольной формы. Палочка у флажка состоит их 2 счетных палочек.

2.Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треугольника.

, кто выполнит задание быстрее, поощряется.

3 конкурс: Воспитатель просит детей встать в круг и предлагает поиграть в игру «Лягушка – попрыгушка»:

Воспитатель: Я буду хлопать в ладоши или называть число, а вы прыгать на 2 ногах столько же раз или на 1 больше (меньше) названного числа или количества услышанных звуков. Прослушайте звуки, а прыгните на 1 раз больше. (Дает 4 – 5 игровых заданий.)

Не допустившие ошибки награждаются.

4 конкурс: Дети подходят к мольберту, где приготовлены квадратные предметы: платочек, лист цветной бумаги, числовая фигура, карточка с картинкой, тонкая школьная тетрадь, похожая на прямоугольник.

- Надо рассмотреть предметы, сравнить их между собой и убрать лишний. Кто догадается, подойдет ко мне и скажет так, чтобы не слышали другие дети.

 После того как большинство детей выделят лишний предмет, воспитатель спрашивает: «Почему вы считаете, что среди всех предметов лишняя тетрадь?»

Дети садятся за столы, берут листы бумаги с изображенной на ней логической задачей. Дети вычеркивают лишнюю фигуру. Задачи у рядом сидящих детей разные.

Выполнение задания воспитатель проверяет и оценивает по окончании конкурса.

5 конкурс: решение задач – шуток. Воспитатель предупреждает не торопиться с ответом, сначала обдумать, проверить его.

  1. 1.На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?(3.)
  2. 2.В комнате зажгли 3 свечи. Потом 1 из них погасили. Сколько свечей осталось? (1, 2 другие сгорели.)
  3. 3.3 человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа.)

После проверки логических задач подсчитывают круги (очки), поздравляют победителей.

 

 


Приложение 2

Вечер развлечений «Путешествие в страну Чудес»

 

Вечер проводится в зале. На полу начерчен лабиринт с несколькими ходами и только одним выходом к домику. Дети заранее разделены на две команды – «Золотой ключик», «Буратино», выбраны капитаны. Члены жюри (2 – 3 человека) занимают свои места. Приготовлены флажки, присуждаемые командам за выполнение задания.

Дети входят в зал под музыку и садятся на стулья, расположенные с двух сторон.

Ведущий: - Сегодня мы собрались на необычный вечер. Нам предстоит побывать в стране Чудес. Но для этого надо освободить Буратино, которого закрыл в домике Карабас-Барабас. Выиграет та команда, которая не испугается трудностей, преодолеет все препятствия, проявит ловкость и смекалку. Итак, отправляемся в путь на поиски Буратино. Перед нами лабиринт. Много дорог направлено к домику, а привести к нему может только одна. Давайте найдем эту дорогу. Может быть, в этом домике и спрятан Буратино. Пусть пойдут на поиск по 1 человеку от каждой команды. (Ребенок, нашедший путь к домику, открывает дверь и достает 2 письма. Внизу каждого конверта написано: «Ребятам детского сада от друзей Буратино». Конверты отдают ведущему. Ведущий открывает один из них и читает.)

- Друзья Буратино прислали нам письмо с загадками, шутками. Их много – 6. По сколько загадок я должна загадать, чтобы было поровну? Итак, команда «Золотой ключик», слушайте и отгадывайте загадки! Задачи и загадки я буду читать только один раз. Будьте внимательны.

              В садике гулял павлин,

Подошел еще один.

           2 павлина за кустами.

               Сколько их? Считайте сами.

«Летела стая гусей, 2 впереди, 1 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?» (3)

«Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами». (сегодня, завтра, послезавтра или: вчера, сегодня, завтра.)

- А теперь загадки, задачи – шутки для команды «Буратино":

На большом диване в ряд

                                                 Куклы Танины стоят:

                                                 2 матрешки, Буратино

                                                 И веселый Чиполлино.

                                                 Помогите Танюшке

                                                  Сосчитать игрушки.

«У мальчика и девочки было одинаковое количество орехов. Мальчик отдал девочке 3 ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у мальчика?»

          Вышла курочка гулять,

         Забрала своих цыплят,

                                                    7 бежали впереди,

                                                    3 остались позади.

                                                    Беспокоится их мать

          И не может сосчитать.

             Сосчитайте - ка, ребята,

                   Сколько было всех цыплят.

Ведущий открывает второй конверт и находит там 2 плана «Где искать Буратино». Отдает их капитанам команд для ознакомления и дает краткие пояснения.

Дети обеих команд отправляются на поиски Буратино. Находят домики, на дверях которых висят замки. Для того чтобы открыть дверь, надо подобрать ключ к замку. ( Замок и ключ сделаны из картона.) Выигрывает та команда, которая быстрее другой справится с заданием. В одном из домиков находят Буратино, который становится участником всех дальнейших игр, забав. В другом домике есть задания детям: провести игру – эстафету «Составь картинку Буратино» и конкурсные задания для капитанов.

- Игру «Составь картинку Буратино» придумала для вас Мальвина. Я положу части, из которых будем составлять картинку. Каждый член команды берет 1 часть, кладет ее и возвращается на место. Выигрывает та команда, которая быстрее  другой и правильно выполнит задание.

Игра проводится по типу игр – эстафет. Ведущий и члены жюри следят за выполнением правил.

Далее проводится конкурс капитанов.

- Посмотрим, какие задания прислали капитанам.

1 задание: у Буратино было 5 золотых монет. А вы ребята, составьте число 5 из карточек с кружками разными способами. Кто же придумал такое задание для капитанов? Посмотрим… оказывается, придумали лиса Алиса и кот Базилио!(Капитаны по сигналу начинают составлять число 5 на фланелеграфах, которые повернуты к игрокам своей команды. Дается определенное время -  2 минуты.)

2 задание: составьте из игры «Танграм» хитрую лису Алису. Задание придумала черепаха Тортилла. (Капитаны выполняют задание на фланелеграфе из наборов фигур к игре. Жюри оценивают их работу.)

- Вот и закончилось наше путешествие в страну Чудес и приключений. Сейчас члены жюри объявят, кто же победил в этом путешествии!

Команда – победитель проходит по залу с песней о Буратино.

 

 


Приложение 3

Развлечение «Путешествие на космическом корабле»

 

Оборудование: карта – схема путешествия, знаки, географический атлас, набор цветной бумаги, таблица «Найди ошибку»,ребусы, музыкальный центр.

Воспитатель: Вы любите путешествовать? У меня есть мечта – слетать с вами на Луну. Кто хочет со мной на Луну?

- А что такое Луна?

- Нужно выбрать командира ракеты. Давайте считаться. С помощью считалки выбрали командира.

Командир предлагает занять места в ракете и считает: «5, 4, 3, 2, 1 – пуск».

- Наша ракета взлетела. Летим. Давайте поиграем в игру «Найди себе пару». У каждого из вас геометрическая фигура (половинки круга или квадрата разного размера). Посмотрите внимательно и сделайте так, чтобы у вас получилась правильная фигура: круг или квадрат. (дети ищут свои пары и показывают получившиеся фигуры.) Пусть каждая пара назовет получившуюся фигуру.

- Давайте договоримся, что правильная фигура будет означать целое, а половинка -  часть. Наша ракета приземлилась на Луне. Давайте выйдем. (дети выходят из «ракеты».) Посмотрите на карту – схему. (Дети знакомятся с местами остановок во время путешествия, рассуждают, чем они будут заниматься в соответствии с тем или иным знаком.)

- У командира есть своя мини – карта. Он и будет определять маршрут.

Командир: первая остановка здесь (показывает на карте цифру 1). Пойдемте за мной!

Дети идут за командиром к знаку, указанному на карте. Из-за ширмы выходит второй воспитатель в фантастическом одеянии и говорит: «Здравствуйте, я Лунарик. А вы кто?»

- Куда мы прилетели?

Лунарик: - это озеро интересных задач на Луне. Хотите, я буду вас сопровождать в вашем путешествии по Луне?

- Хорошо, но только сначала скажите, что это за фигурки у вас в руках?

Дети:- это части, части целого, если соединить части, получится целое – и другие.

Лунарик: как интересно! Вот яблоко. Оно целое. Какой фигуркой его можно обозначить? (дети показывают круги и квадратики.) А теперь я разрежу яблоко пополам. Как половинки можно обозначить? (дети показывают половинки кругов и квадратиков.) Как это на Земле называется?

Дети: это части.

Л.: очень интересно! Угощаю каждого из вас кусочком яблока. У меня есть таинственные письмена. Их оставили путешественники с Земли. ( Показывает таблицу с изображением целого яблока и его частей.) Они велели пускать на Луну только тех, кто может правильно поставить знак: больше или меньше. Вы это сможете?

- У меня есть еще одно загадочное письмо. ( Показывает письмо с изображением целого яблока и половинок.) Знаете, какой здесь надо поставить знак? (знак равенства.)

Теперь я приглашаю вас в путешествие по Луне. Командир, посмотри на карту, какая остановка следующая. ( Дети идут к точке 2. Звучит музыка.) Это остров геометрических фигур. Здесь в ящике разные геометрические фигуры игры «Танграм». Соберите по схеме одно из животных. Расскажите, на каких земных животных похожи наши фигурки.

- Командир, куда нам идти дальше? (идут к остановке 3 .)Это лужайка «отдыхай–ка». Здесь будем танцевать! (включают музыку.) Командир, к какой остановке мы отправляемся? Это море Любознательных. А вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.

Лунарик загадывает детям шуточные загадки:

  1. 1.на дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
  2. 2.Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (7.)
  3. 3.На столе стояло 6 стаканов с соком. Из 1 стакана сок вылили. Сколько стаканов стоит на столе? (6)

- Спасибо, дети, мне было очень интересно с вами. Какой ваш следующий пункт?

К.: возвращаемся на землю.

Все прощаются с Лунариком. Дети садятся в корабль и отправляются домой.

 

 

Приложение 4

Дидактическая игра для дошкольников "Чудесный мешочек"

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

: Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

-Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

готовность детей к обучению математики в школе

Знакомство детей в детских садах с количеством , счётом и величиной формирует умения наблюдать, понимать существенные признаки предметов и осознавать причинно-следственные связи между ними. Анализ про...

Интегрированное занятие в подготовительной группе (математика + обучение грамоте) «Лесная школа».

Интегрированное занятие в подготовительной группе (математика + обучение грамоте) «Лесная школа».Цель: создать условия для формирования математических представлений и навыков слогового чтения....

Формирование логического мышления – как важный фактор успешного обучения на уроках математики в школе.

Игры –головоломки ,или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти...

Буклет "Предупреждение трудностей иследовательской деятельности в школе. Наблюдаем, исседуем окружающий мир"

Буклет в помощь родителям, для предупреждения у дошкольников 6-7 лет трудностей в решении познавательно-практических задач. Предложенные игровые упражнения развивают навыки исследовательской...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Незнайка изучает математику»

Конспект занятия по математике в старшей группе «Незнайка изучает математику»...

Конспект по математике с использованием ИКТ Изучаем математику с куклой Катей.Средняя группа

Конспект по математике с использованием ИКТ Изучаем математику с куклой Катей.Средняя группа...