Собрание - практикум"Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения и речи" для родителей подготовительной группы
консультация (подготовительная группа) на тему

Булатова Ольга Михайловна

цель собрания - объеденить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; обучить их конкретным приемам коррекционной и логопедической работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley_1.docx730.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ДОУ «Детский сад №223» комбинированного вида г. Новокузнецк, 2014г.

Собрание – практикум для родителей подготовительной специализированной группы для детей с нарушением зрения и речи.

Авторы составители:

Исакова Светлана Григорьевна – воспитатель,

Булатова Ольга Михайловна – воспитатель,

Касьянюк Татьяна Валенидовна – учитель-логопед,

Черных Марина Евгеньевна - тифлопедагог.

Тема «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения и речи».

Цель: показать эффективность разнообразных форм работы с детьми с нарушением зрения и речи.

Задачи:

  • Проанализировать основные теоретические вопросы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения и речи.
  • Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей. Создать атмосферу общности интересов, взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  • Оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций.
  • Обучать родителей конкретным приёмам коррекционной и логопедической работы.

Материал: персонажи из пальчикового театра, зрительный настенный тренажёр, игрушки; указки, на конце которых прикреплены картинки; световая указка (волшебный огонёк); зрительные ориентиры на стене (звёзды); набор условных обозначений для выкладывания схемы слов и предложений; логическая игра «Хитрый кролик».

План выступлений:

1.Показ зрительной гимнастики с участием детей и родителей.

2.Составление схемы слова и предложения совместно с детьми и родителями.

3.Пальчиковая гимнастика.

4.Логическая игра «Хитрый кролик».

Ход:

  1. Воспитатель группы рассказывает родителям о роли семьи и дошкольного учреждения в развитии и коррекции детей с нарушениями зрения и речи:

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать свою деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Воспитание детей в семье и воспитание в детском дошкольном учреждении – это единый неразрывный процесс. Ни детский сад без семьи, ни семья без детского сада не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Только вместе с родителями. Общими усилиями можно добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности.

В связи с хронической занятостью многие родители не могут ознакомиться и овладеть эффективными приёмами  и методиками семейного воспитания детей с нарушением зрения и речи. Поэтому мы хотим сегодня вам наглядно продемонстрировать, как надо правильно проводить с детьми зрительную и пальчиковую гимнастику, выкладывать схему слова и предложения, развивать у детей логическое мышление. С этой целью мы приготовили несколько заданий, которые мы будем выполнять все вместе: педагоги, родители и дети.

  1. Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения.

Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы, 90/информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является
зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при зрительном утомлении. 
Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. 

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила: 
Всегда снимать очки.

Фиксировать положение головы.

Начинать упражнения надо с простых движений, увеличивая их сложность. 
После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать. Важно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. В общей сложности зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день во всех возрастных группах. 

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. 
Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные зрительные настенные или потолочные тренажеры, сигнальные метки. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, игрушек.  

Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении  транспорта, для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой  машины и т.п.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определённым дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.  Условия проведения зрительной гимнастики 
1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы , если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз. 
2. Соблюдать длительность проведения гимнастики 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день. 
3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия. 
4. Возможно сочетание зрительной гимнастики с физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями. 
У детей дошкольного возраста мышление наглядно-образное, детям сложно выполнять некоторые виды зрительной гимнастики, такие как «вращение глаз», « повороты глаз», не имея перед глазами зрительной опоры. 
Для облегчения выполнения упражнений зрительной гимнастики, можно использовать «волшебную палочку с огоньком», указку для зрительной гимнастики, на конце которой прикрепляется картинка.

Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогут детям с интересом выполнять однообразные упражнения, направленные на развитие зрительного анализатора. 


1.Зрительная гимнастика в стихах по словесным указаниям (показывает ребёнок)

P1030504                                                           

 Раз - налево, два – направо

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируем мышцы глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

А теперь нажмём немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз (поморгать)

2. Следим за пальцем руки:

«По прямой дорожке – палка,

По кривой дорожке – галка.

По наклонной – едут сани,

По волнистой – кот с усами».

P1030505

3. У детей в руках игрушка. Упражнение «Вверх - вниз»:

Вверх игрушку поднимаем

Вниз тихонько опускаем.

Раз – вперёд,

Два – назад

Очень я игрушке рад.

В руку правую возьмём

И в сторонку отведём.

В руку левую возьмём,

Влево  руку отведём.

И опять к себе прижмём.

Быстро, быстро поморгай,

Отдых глазкам своим дай.

4.Настенные ориентиры (звёзды)

«Дети звёзды  увидали,                 смотрят вверх

Дружно глазки вверх подняли.

Звёзды  вправо полетели,           смотрят на звёзды справа       

Глазки вправо посмотрели.

Звёзды влево полетели,              смотрят на звёзды слева             

Глазки влево посмотрели.

А одна звезда упала,  

И под ноги нам попала.                   смотрят вниз

  1. Далее воспитатель группы рассказывает и показывает, как правильно проводить пальчиковую гимнастику.

2.Пальчиковая гимнастика.

В. А. Сухомлинский писал «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче жизнь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». Нельзя не согласиться с этим высказыванием.

Давно установлено, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). Почему? В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.  И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируются и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, а так же мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Кроме того, мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, наблюдательность, координация, зрительная и двигательная память, воображение, так как пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

А у слабовидящих детей осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребенку познать признаки и свойства окружающего мира.

Поэтому развитию мелкой моторики уделяется в детском саду большое внимание. Одним из методов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры и упражнения.

Приведу примеры некоторых упражнений:

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе).
2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.).
4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
7. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

1 .Лиса и заяц (лиса "крадется"- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - быстро пальцы движутся назад.)
2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).
4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).
6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
8. Цветок (то же, что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).
9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).
11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
12. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка покачивать ими).

Пальчиковые игры хорошо сопровождать стихами. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое внимание.

Козочка.
- Шел старик дорогою 
идти пальчиками по столу
- Нашел козу безрогую.
показать пальчиками рога
- Давай, коза, попрыгаем, 
постучать пальчиками по столу
- Ножками подрыгаем.
- А коза бодается, 
снова показать рога
- А старик ругается.
погрозить пальчиком
Киска.
- Киска ниточки мотала 
вращать руками, как бы наматывая нить на клубок
- И клубочки продавала.
вытянуть обе ладони вперед
- Сколько стоит?
- Три рубля. Покупайте у меня! 
показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.
Лошадка.
- Одной рукой я травку рву,
выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками
- Другой рукой я тоже рву.
- Я травкой накормлю коня.
вытянуть руки вперед
- Вот сколько пальцев у меня!
и повернуть ладонями вверх.
Ой, ладушки.
- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!
- На окно поставим, остывать заставим.
- А остынут – поедим и воробушкам дадим.
Помощник.
- Топором дрова колю 
имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз
- А потом пилой пилю.
имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад
- Отнесу их бабушке,
показать ладоши
- Чтоб испечь оладушки.
похлопать ладонями друг о друга

Пальчиковая гимнастика может быть использована как динамическая пауза на занятиях по развитию речи, познавательных, а так же в индивидуальной работе с детьми. И может проводиться, как в положении сидя, так и в положении стоя (возле рабочих столов или встав в круг) и в движении, когда дети могут ходить друг за другом по кругу.

Пальчиковая гимнастика подбирается по теме, которую изучают дети  на текущей недели.

Используем пальчиковую гимнастику так же  и для закрепления звукопроизношения.

Так как пальчиковые игры с детьми проводят взрослые, они еще несут в себе минуты радостного общения с близкими людьми.

Главное, не забывать,  что задания  должны выполняться детьми легко, без лишнего напряжения, занятия должны вызывать только положительные эмоции, приносить радость и удовольствие.

P1030514

1. Дети и родители выполняют упражнения пальчиковой гимнастики.

P1030515

2.Воспитатель демонстрирует правильность выполнения заданий, сопровождая показ методическими рекомендациями.

  1. Учитель-логопед объясняет родителям необходимость привлечения внимания детей к звуковой стороне речи: 

-Для того чтобы первоклассник мог успешно усвоить навыки грамотного письма, в дошкольном возрасте и педагогам и родителям придется приложить много усилий.

К концу подготовительной группы дети должны понимать, что речь человека состоит из слов, слова объединяются в предложения, в которых может быть разное количество слов. Слова в свою очередь делятся на слоги, а слоги состоят из звуков.

Звуки тоже подразделяются на две большие группы: гласные и согласные. Гласные звуки произносятся голосом, их можно петь, тянуть, их можно крикнуть. При произнесении гласных звуков воздух проходит через ротовую полость свободно, не встречая преграды. Гласных звуков всего шесть: А, У, И, Ы, О, Э. При произнесении согласных звуков воздух встречает преграду, то есть проходит через ротовую и носовую полости несвободно. Этим согласные звуки отличаются от гласных. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие.

В зависимости от того, какова характеристика звука, таково и его обозначение. Гласные звуки обозначаются красной фишкой, согласные твердые - синей, согласные мягкие - зеленой. Звонкие согласные дополняются рисунком колокольчика. Звуки объединяются в слоги. При этом один гласный звук может образовать слог, а один согласный звук – не может. Дети уже хорошо усвоили правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Слоги обозначаются короткими коричневыми полосками, а слова – длинными желтыми. Короткие желтые полоски обозначают «маленькие слова» - предлоги.

Далее учитель-логопед предлагает детям научить родителей составлять схемы слов по представленным предметным картинкам: «дом», «лимоны». Используя материал для составления схемы, дети рассказывают родителям, как правильно выполнить задание, а учитель-логопед контролирует работу, внося необходимые корректировки.

Затем детям предлагается составить предложения со словом «лимоны», выбирается одно предложение из придуманных детьми и составляется его схема. Дети с удовольствием сообщают родителям о том, что предложение обозначается длинной оранжевой полосой с выступом слева, так как предложение пишется с большой буквы, что желтые полоски раскладываются на расстоянии друг от друга, так как слова в предложении пишутся отдельно. А в конце предложения ставится черная точка.

Учитель-логопед показывает родителям, как проводить анализ слов и предложений для того, чтобы родители в домашних условиях самостоятельно, без помощи специалистов смогли оценить, насколько их ребенок легко справляется с делением слов на слоги, слогов на звуки и т.д.

Данная наглядная работа особенно важна для детей с нарушением зрения и речи, так как они испытывают большие затруднения в анализе и синтезе звуковой стороны речи.

3.Выкладывание схемы слов и предложения.

P1030508

1.Учитель-логопед помогает родителям правильно составить схему слова.

P1030509

2.Дети показывают родителям приемы составления схемы слова и предложения.

  1. Тифлопедагог сообщает родителям о том, что дети с нарушением зрения и речи с трудом ориентируются в пространстве, на микроплоскости, в схеме собственного тела. Поэтому необходимо уделять пристальное внимание развитию данных умений, закреплению пространственных терминов: верх-низ, слева-справа, спереди-сзади, внутри-снаружи и т.д.

4.Логическая игра «Застенчивый кролик»

Далее педагог предлагает родителям познакомиться с игрой-головоломкой «Застенчивый кролик». Эта игра создана для детей от 2-6 лет. Головоломка не просто помогает привлечь внимание детей яркими красками, но и  поможет развить логическое мышление и познавательные способности ребёнка, поможет в изучении цветов, знакомстве с понятиями «верх» и «низ», развивает зрительное и пространственное восприятие. В этой игре имеется фигурка кролика и деревянные блоки, а также карточки с 60 заданиями.

Обычно дети сталкиваются с трудностями при решении конкретных задач. Это нормально, так как вещи, которые очевидны для взрослых, не всегда очевидны для детей. Трудности – это возможность для них узнать что-то новое! Вы поможете детям, если будете не решать задание за них, а задавать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, куда поставить этот блок?», «Почему ты думаешь, что этот блок нужно поставить именно здесь?»

Правила игры.

-Я для вас уже выбрала задание. Решите, какие блоки вам понадобятся, и отложите те, которые не нужны для данного задания.

-Постарайтесь построить конструкцию, как в карточке с заданием, используя один  или несколько блоков и кролика. Конструкция должна быть устойчивой.

-Вы нашли правильное решение, если вид спереди вашей конструкции соответствует изображённому на карточке с заданием.

P1030517

1.Тифлопедагог объясняет семье воспитанника правила игры.

P1030520

2.Педагог корректирует выполнение заданий.

  1. Воспитатель группы подводит итог собрания-практикума для родителей:

Заключение

-Таким образом, вы на своём личном опыте и на наглядном примере увидели, как надо правильно проводить с детьми зрительную и пальчиковую гимнастику, выкладывать схему слова и предложения, упражнять детей в развитии логического мышления.

Заниматься с детьми дома, имеющими зрительные и речевые нарушения, нужно обязательно, чтобы помочь им в преодолении речевых затруднений, снятии зрительного  напряжения, утомления, а также в общем развитии ребёнка. Только совместно с вами, общими усилиями можно добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности. Чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить другого человека и быть любимым.