Необходимость развития фонематического слуха ребенка
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Фатерина Полина Николаевна

В этом материале раскрывается понятие фонематического слуха. Признаки сформированности  фонематического слуха при нормальном развитии ребенка. Признаки несформированности фонематического слуха и его роль в развитии звукопроизносительной стороны речи ребенка. А также представлены примеры игр и упражнений, котрые способствуют формированию фонетико-фонематических процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух — это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.

У многих детей к 5 годам не сформирована как звуковая, так и смысловая сторона речи. Это отрицательно сказывается на овладении различными навыками и умениями.

При нормальном развитии речи формирование ее звуковой стороны происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, требуемых для произношения) и системы признаков звуков, необходимых для их различения. .

Дети с недостатками речи испытывают значительные затруднения при восприятии на слух близких звуков, определении из акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах.

Основные трудности:

- замена одного звука другим

- смешение звуков.

Замены и смешения звуков наблюдаются внутри определенных фонетических групп. Все это усложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Если детям своевременно не оказать помощь, то они не смогут полноценно овладеть грамотой, а в дальнейшем и письменной речью.

Далее приводятся примеры игр, которые способствуют формированию фонетико-фонематических процессов, предпосылок к овладению навыками чтения и письма.

Игры для старшей группы

«Будь внимателен»

Взрослый называет слово «вагон» и объясняет: «Я буду называть это слово то правильно, то неправильно. А вы внимательно слушайте и когда я ошибусь вы хлопните в ладоши.» Затем он произносит: «вагон – вакон – вагон – факон – фагон – вагон – вагон – вагом …

«Что лишнее»

Взрослый произносит несколько слогов, например: НА – НА – ПА – НА – НА – НА. Ребенок определяет, что здесь лишнее (ПА). НА – НО – НА; КА – КА – ГА; ПА – ПА – БА;

«Подбери похожие слова»

Взрослый произносит слова близкие по звучанию: «кошка – ложка; ушки – пушки». Затем произносит одно слово и предлагает ребёнку подобрать к нему другие слова близкие по звучанию. Ложка (кошка, ножка, окошко.) Зайчик (мальчик, пальчик). Банки (танки, санки). Мишка (книжка, шишка, малышка, мышка).

Подготовительная группа

«Чудесный мешочек» 

Доставать из мешочка игрушки, называть и отхлопывать количество слогов.

1- мяч, шар, дом; кот и др;

2 – мишка, кукла, лошадь и др;

3 – машина, собака, дудочка и др.

«Слово можно прошагать» 

Взрослый говорит ребенку, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Обращает внимание ребенка, что получился только один шаг- это короткое слово. Затем называет слово «машина» и одновременно делает 3 шага — длинное слово. Взрослый предлагает ребенку придумывать разные слова и одновременно шагать.

«Помощник»  

Помоги Вале и Фоме разобрать свои вещи. У Вали предметы, в названии которых есть звук В, а у Фомы предметы, в названии которых есть звук Ф.

оборудование: картинки в которых есть звуки (ф,в)

(Можно использовать другие звуки, например: л-р, л-ль, р-рь и т.д)

«Определи сколько звуков в слове»

 ( мак, кот, бант, муха)

В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенка к 6 года овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их. У детей с речевыми нарушениями отмечается недостаточно четкая дифференциация звуков, то есть они смешивают их при произношении и восприятии на слух. Наша задача не только научить правильно произносить звуки, но и различать и употреблять сходные звуки.

Чрезвычайно великая роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения и фонематического слуха у детей.

 Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимость для родителей вести с детьми специальные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Тема этой работы чрезвычайно актуальна в последнее время. Развитие  фонематического слуха и речи вообще – одно из главных направлений в современной дошкольной педагогике. Мы не можем на сто...

Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет №1

Задания для детей 4 лет, которые могут использовать родители для развития фонематического слуха и фонематического восприятия....

Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет № 2

Задания, которые могут использовать родители для развития Фонематического слуха и фонематического восприятия у детей....

Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет № 3

Задания, которые могут использовать родители для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей....

Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет № 4

Задания, которые могут использовать родители для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей...