Необходимость развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Тема этой работы чрезвычайно актуальна в последнее время. Развитие  фонематического слуха и речи вообще – одно из главных направлений в современной дошкольной педагогике. Мы не можем на сто процентов утверждать, что большинство детей, посещающих детские сады,  не одарены математическими способностями, однако упор все-таки необходимо делать на правильную,  грамотную, литературную насыщенную речь. Это связано, прежде всего,  с тем, что русский язык в нашей стране является языком межнационального общения.

Сейчас далеко не каждый ребенок может сказать, кто такой Змей Горыныч или Добрыня Никитич, но зато все знают монстров, роботов и прочих супергероев.

Таким образом, надо сделать вывод, что воспитатели  - первые взрослые люди, занимающиеся образованием и воспитанием подрастающего поколения после родителей – должны принять на себя нелегкую ношу в воспитании юных граждан как патриотов и как людей с нормативной русской речью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Тема этой работы чрезвычайно актуальна в последнее время. Развитие  фонематического слуха и речи вообще – одно из главных направлений в современной дошкольной педагогике. Мы не можем на сто процентов утверждать, что большинство детей, посещающих детские сады,  не одарены математическими способностями, однако упор все-таки необходимо делать на правильную,  грамотную, литературную насыщенную речь. Это связано, прежде всего,  с тем, что русский язык в нашей стране является языком межнационального общения.

Сейчас далеко не каждый ребенок может сказать, кто такой Змей Горыныч или Добрыня Никитич, но зато все знают монстров, роботов и прочих супергероев.

Таким образом, надо сделать вывод, что воспитатели  - первые взрослые люди, занимающиеся образованием и воспитанием подрастающего поколения после родителей – должны принять на себя нелегкую ношу в воспитании юных граждан как патриотов и как людей с нормативной русской речью.

Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные звуки или фонемы в слове, то есть способность отличать один звук от другого.

Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”о”  в слове  ”кошка ” , то он должен ответить утвердительно. Для чего же нужен ребенку хороший фонематический слух?

Это связано с методикой обучения чтению и грамоте, основанной на звуковом анализе слова. Необходимо развивать умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков оно состоит , уметь анализировать его звуковой состав. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у детей на этапе обучения грамоте, что приводит к таким речевым нарушениям, как дисграфия, а это влечет за собой новые   проблемы: наблюдается снижение успеваемости,  неуверенность в своих силах.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке дошкольников к освоению грамоты.

 В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребенка и процесс произнесения звуков речи. Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста. Фонематическим восприятием называется способность воспроизводить на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Недостаточное развитие ФВ тормозит процесс звукообразования у ребенка. Ребенок с правильным ФВ хорошо узнает звуки в чужой речи и связывает их с нужной буквой.

Но чистая речь зависит не только от ФВ. Для того, чтобы правильно произносить звук, нужно иметь хорошо развитый речевой аппарат, т. е. чтобы органы речи были достаточно подвижны для выполнения артикуляционных движений.

Работа над произношением состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов:

  1. обследование речи и произношения ребенка;
  2. развитие правильной артикуляции ;
  3. закрепление правильного произношения в свободной речи;
  4. развитие ФВ;
  5. навыки звукового анализа предложения и слова.

Упражнения по  развитию фонематического слуха (ФС) тесно связаны с правильной артикуляцией звуков. Точное воспроизведение звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, стимулирует лучшее слуховое восприятие.

Работа проводится в следующей последовательности:

  1. знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом  (в рассказах);
  2. различие изолированного звука, связанного с конкретным образом;
  3. узнавание звука в слове;
  4. определение места звука в слове ( в начале, в конце, в середине);
  5. различие на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, твердые - мягкие);
  6. придумывание слов на определенный звук;
  7. сформировать у детей системы четко различаемых, противопоставляемых друг другу звуков;
  8. научить произносить слова различной слоговой сложности;
  9. свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Работа над развитием произношения и речи тесно переплетается с работой над развитием фонематического слуха, и эти два процесса составляют единое целое.

Основными методами слухового фонематического восприятия стали:

  1. практический - игра и игровые методы. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с показом, пояснением, указанием, вопросами.
  2. наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, показ образца выполнения задания.
  3. словесный – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.

Игра и игровые методы – это доступная и основная форма деятельности  ребенка.  Игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали выполнение поставленной задачи. Игры по развитию фонематического слуха и восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка.

В настоящее время выпускается большое количество литературы по этому вопросу в помощь педагогам и родителям, которая предлагает множество практических рекомендаций, готовых заданий, дидактических игр, занятий и упражнений с использованием загадок, скороговорок, считалок, стихотворений, чистоговорок  для постановки звуков и развития речи ребенка. Например, в книге “ Программа русского  языка и обучение дошкольника” А. С. Герасимовой, “ Звукарик “  С. П. Глебовой и т. п.

Развитие фонематического слуха – очень огромный пласт в обучении ребенка. Он неоднозначен и требует кропотливого каждодневного труда. Дети старшего возраста – почти школьники, поэтому большое внимание следует уделять выразительности их речи. Для этого подходят различные инсценировки, сюжетно – ролевые и режиссерские игры, обучение различным видам пересказа. Начинать нужно с обыгрывания небольших отрывков постепенно приближаясь к таким формам, как сказка и басня. Обучение пересказу тоже целесообразнее начинать с пересказа маленьких отрывков, четко следя за интонацией и передачей эмоций героев. Таким образом, мы  сможем достичь  сразу двух целей: поддержать интерес к происходящему и не прекращать работу над развитием фонематического слуха. Хочется уделить внимание стихотворениям на договаривание. Этот вид работы необычайно действенен в этом возрасте. Помимо того, что ребенку требуется подобрать подходящее по рифме и смыслу слово, ему необходимо внимательно слушать, чтобы дать правильный ответ. Отсюда  непроизвольное развитие внимания и мышления.

 В общем, за многолетнюю практику обучения и воспитания дошкольников, отечественная наука накопила обширные знания по развитию речи, и воспитателям, логопедам, родителям остается только умело и вовремя ими воспользоваться для достижения наилучших результатов.          

   

Составитель:   Время Алла Юрьевна

 Воспитатель ГБДУ № 114, г. Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

НОД в бассейне по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

В бассейне можно закреплять фонематический слух посредством изученных упражнений способов плавания....

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Раскрыты понятия "дисграфия", "дислексия". Предложены игры для развития фонематического слуха....

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"

        Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...