Развитие речи детей
консультация (младшая, средняя группа) на тему

Овчинникова Светлана Владимировна

Что необходимо знать родителям, отправляя ребенка в детский сад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей.

Что необходимо знать родителям

Осознавая понятие «у нас есть ребенок», отвечая за его здоровье, рост, развитие, зная подход к нему и способы разрешения его проблем, трудностей, неудач, родители становятся главными помощниками, защитниками, наставниками и путеводителями на протяжении всей жизни ребенка.

     Каждый малыш должен знать, что он в семье любимый, желанный и самый лучший. Если в семье есть еще дети, родители должны объяснить им, что они одинаково любят их всех.

     Уважаемые родители, старайтесь выслушать ребенка, по возможности в доступной форме и согласно его возрасту отвечать на задаваемые им вопросы, а не уходить от ответа, в противном случае малыш замкнется, и вам трудно будет вывести его из этого состояния. Нужно добиваться того, чтобы он вам доверял, вы для него – союзник, помощник в любых вопросах, затеях, начинаниях, играх. Только в этом случае можно рассчитывать на эмоциональный и духовный контакт, только так можно оказывать на ребенка моральное, нравственное, развивающее и лечебное влияние, которого вы не добьетесь никаким другим способом.

Ребенок нуждается в аудитории!

     На самых ранних этапах развития речи взрослые должны время от времени подходить к ребенку, говорить с ним, слушать его и показывать, что слушают с удовольствием.

     Прикосновение стимулирует выделение мозгом важных гормонов, способствующих росту малыша. Родительская любовь – ключ к созданию нерасторжимых уз между взрослым и ребенком. Ее влияние огромно на формирование нервных связей.

     У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8 – 9 мес. Если после 1 года и 2 мес. – 1 года 3 мес. ребенок не произносит ни одного слова, - нужно бить тревогу. После полутора лет у него в норме появляются двусложные предложения : «Мама, дай; Папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. к концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3 – 4 раза, появляются многосложные предложения. Ребенок способен рассказать наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года он должен правильно произносить большинство звуков речи.

     Заботиться о своевременном развитии речи, внимания, мышления, слуха – основная задача родителей.

Ребенку 2 года.

Поступление в детский сад.

Что должен знать родитель, отправляя ребенка в дошкольное учреждение? За несколько месяцев до этого его необходимо психологически подготовить. Прейдя в первый раз в детский сад,  малыш испытывает огромный стресс и глубокое эмоциональное напряжение, которые необходимо как можно быстрее помочь ему преодолеть.

     Объясните ребенку, что он подрос и скоро пойдет в детский садик, где у него обязательно будет много друзей, с которыми он может играть. Желательно почаще прогуливаться около детского сада, наблюдая за гуляющими детьми и обращая внимание ребенка на наличие игрушек, подвижных игр

     Малыш перед поступлением в детский сад должен уметь :

  • Держать ложку и самостоятельно владеть ею (т.е. уметь есть), пить из чашки;
  • Владеть простейшими гигиеническими навыками : самому умываться, мыть руки, пользоваться горшком, а лучше унитазом;
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться, знать свои вещи;
  • Владеть небольшими навыками лепки, рисования, конструирования.

     Если ребенок пользуется пустышкой или бутылочкой, необходимо постепенно отучить его от них, в детском саду это не приветствуется. Пустышка – разносчик инфекции – способствует развитию неправильного прикуса  у детей, что ведет к проблемам развития речи и неправильному произношению звуков.

Творческое развитие ребенка

(первые ступеньки)

     Формирование внимания, памяти, воображения, фантазии, мышления, усидчивости, развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию речи (ведь всем известно, что ум находится на кончиках наших пальцев).

  • Лепка

     Купив малышу, пластилин или глину, дайте ему потрогать их на ощупь, память и даже что-то слепить, начните с колбаски, блинчика, колобка. Постепенно расширяя кругозор ребенка, усложняйте лепку.

  • Рисование

     Приобретите краски, кисти, альбом. Сначала сами нарисуйте незатейливый рисунок, затем предложите сделать это малышу. С каждым нанесением краски на лист бумаги хвалите его, старайтесь найти в рисунках похожие предметы (помогите подрисовать), учите различать цвета, ассоциируйте их с определенными предметами (например, небо – синие, трава – зеленая, солнце - желтое).

  • Конструирование

     Купите пластмассовый или деревянный строитель, состоящий из различных геометрических фигур. Из нескольких кубиков постройте мост, или гараж для машины, или домик для куклы, тем самым, заинтересовав ребенка. Главное – вызвать интерес у строителя и дать ему возможность самостоятельно что-нибудь построить.

  • Работа с разноцветной пирамидкой

     Покажите, как играть с пирамидкой, поясните, что насаживать кольца на ее штатив нужно медленно, желательно с рифмовками, чтобы было интересно, занимательно и поучительно.

     Играя в пирамидку, ребенок развивает мелкую моторику, усидчивость, память, мышление, фантазию, координацию, усваивает понятие больше – меньше, учится различать и узнавать цвета.

  1. рифмовки для работы с пирамидкой

Пирамидку соберем,

Дружно все цвета найдем,

Ставим ровно, по порядку :

Больше, меньше.

Как приятно, если сделал сам,

Мама скажет : «Вот это чудеса!»

     Проговаривать с эмоциями, показывать руками.

Вот зеленое колечко,

Как трава растет у речки.

Голубое кольцо,

Как небо ясное оно.

Красное колечко,

Как жар из нашей печки.

Желтое кольцо,

Как солнце светит нам в окно.

Белое кольцо,

 Как на небе облако оно.

  1. упражнения и игры

вступая в игру, ребенок не только развивает свою фантазию, но и расширяет словарный запас, формирует кругозор, используя подручные предметы (так называемые игрушки-заместители),  развивает внимание и память.

     Ребенок учится управлять своими движениями. Сначала это простые упражнения – из одного элемента, потом более сложные.

     Сначала покажите упражнения и объясните, как их делать, потом выполните их вместе с ребенком, называя действия. Затем предложите ребенку выполнить задание самостоятельно, без вашего участия.

     Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Наступит день, когда он сам вслед за вами много раз повторенное слово.

     Начните с простых инструкций :

     -  пройди прямо от стола к двери;

     - обойди вокруг стула к столу;

     - встань на скамейку, лестницу.

     Понаблюдайте, насколько правильно ребенок выполняет простые инструкции : шаг на месте, носочках, пяточках.

     - пройди по комнате, я буду хлопать в ладоши – помогать тебе (ребенок должен шагать в заданном ритме);

     - выполняй команды :руки вперед, в стороны,, вверх, вниз; левую руку в лево, правую руку в право; левую руку на бок, правую – на голову; правую руку вперед, левую – приставить.

     Нарисовав или приклеив на листе бумаги в хаотичном порядке разноцветные маячки, ребенок касается по очереди каждым пальцем по нарисованным маячкам и проговаривает :

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой –

Не угнаться за тобой!

Если ребенок не запомнил слова или плохо говорит, ему надо помочь. Например, на одной стороне нарисовать разноцветных человечков, на другой домики таких же цветов, карандашом или красками изобразить разноцветные лабиринты от человечков к домикам.

     Дайте ребенку задание : «Помоги красному человечку дойти домой по своей красной тропинке» (так с каждым разноцветным человечком). Ребенок, проводя пальцем по лабиринту, проговаривает : «Я веду домой зеленого человечка».

     Другой вариант : ребенок сам ведет карандашом разноцветного человечка домой. Это способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движения, малыш учится владеть кистью, карандашом, закрепляет основные цвета.

Занятия для работы по расширению словарного запаса и развития речи

Темы занятий, пройденные в детском саду, закрепляйте дома. Это хороший способ побыть с малышом, сделать с ним совместную поделку, нарисовать рисунок или слепить снеговика. Вы облегчите труд воспитателю и построите прочный фундамент для дальнейшего развития ребенка.

     Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата : языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба. Кроме того, они еще не могут воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи.

     Перечислим их ошибки :

  • нечеткое произношение шипящих фонем {Ш}, {Ж}, {Ч}, {Щ};
  • замена их свистящими {С}, {З} : касса (каша), сапка (шапка), зук (жук);  иногда звук {Ш} заменяют звуком {Ф} : фапка (шапка), {Ж} на {В} :вук (жук); {Ч} на {Ц} : оцки (очки).
  • Пропуск звуков : апка (шапка), ук (жук);
  • Пропуск и искажение звуков {Р} и {Л} : ак (рак), ыба (рыба);
  • Замена их звуками {Л}, {В}, {Й} : йак (рак), лабота (работа), колова (корова, ампа (лампа);
  •  Пропуск звуков {С}, {З}, {Ц} : амок (замок);
  • Замена их на звук {Ф} : фобака (собака); {З} на {В} : васок (замок) ; {Ц} на {Т} : тветок (цветок);
  • Пропуск звуков {Г}, {К}, {Х} : леб (хлеб), ро (гром);
  • Замена их на звуки {Т} и (Д) : тлеб (хлеб ), тоска (кошка).

     В детском саду воспитатель и логопед обратят внимание на то, какие звуки ребенок произносит неправильно. Необходимо четко выполнять все рекомендации специалистов во избежание в дальнейшем проблем в обучении.

     Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых дней его жизни, развивая его слух, внимание, двигательные умения, разговаривая и играя с ним.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Консультация для родителей на тему:«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»...