Совместный досуг с родителями "Народная кукла"
консультация (старшая группа) по теме

ВАККЕР ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

Народная кукла: история, значение, разновидности

(информация для родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon досуг с родителями647 КБ

Предварительный просмотр:

Народная кукла: история, значение, разновидности

(информация для родителей)

Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла.

Куклу можно изготовить своими руками из остатков натуральных материалов. Рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает правдивую информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок – сыпучий. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга. Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» куклы все что угодно.

Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.

Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему.

Пока дети были маленькими, кукол им делали матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую кукольную потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве.

Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.

Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

Пеленашка – младенчик в платочке. Такую куколку клали в колыбель к ребенку в качестве оберега от злых духов. Ребенок с 4 лет мог свернуть пеленашку для игры себе и младшим сестрам и братьям. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

                                        Сонница-бессонница,

                                        Не играй моим дитятком,

                                        А играй этой куколкой.

Вепсская кукла (Кормилка) – образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь – чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми.

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами. В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности "Красивые куклы".

Знакомство детей со свойствам бумаги и ткани в процессе опытно-экспериментальной деятельности, показать  необходимость выбора материала в зависимости от его качеств и свойств....

Совместная деятельность"Играем с куклой"

Используя потешки, поговорки, колыбельные, расширять и обогащать игровые действия детей. Закреплять умение действовать с предметами и игрушками, учить объединять 2-3 последовательных эпизода. Развиват...

Совместный досуг по развитию речи в старшей группе, совместно с родителями "Академия звука".

Сценарий совместного досуга по развитию речи в старшей группе, совместно с родителями....

Конспект совместной деятельности Дидактическая игра «Кукла Оля обедает"

Задачи: закреплять представление об использовании предметовпосуды;формировать обобщённое понятие посуда, первичные представления опроисхождении вещей; развивать игровой опыт, потребность в общении сов...

Совместный досуг воспитанников подготовительной группы с родителями «Бабушкина кукла»

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, знакомство с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания традиционных народных кукол, материалов из кото...

Конспект совместного с родителями мероприятия « Куклы наших бабушек» в группе « Волшебники» в рамках проекта « Мои любимые игрушки»

Вместе с родителями ребята сделали куклы- кувадки. В процессе посмотрели ознакомительную презентацию о куклах- оберегах, научились делать куклу -кувадки по схеме. А потом даже играли с готовыми ...