"Писать, конечно, не легко..."
консультация на тему

Володина Елена Николаевна

Данный материал адресован родителям. В нем сообщается о важности формирования фонематического слуха как предпосылки к освоению грамотой. Приведены примеры упражнений для развития фонематического анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pisat_konechno_ne_legko.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Писать, конечно, не легко…

Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а именно чтению и письму. В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребёнка и процесс произнесения звуков речи.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Дети с нарушениями речи путают фонемы близкие по звучанию при их звуковом воспроизведении и буквенной записи. В дальнейшем несформированность фонематического слуха проявляется при обучении в начальной школе, а затем при изучении иностранного языка в средней школе: дети трудно воспринимают иностранные слова на слух, неправильно их произносят.

Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. На логопедических занятиях по звуковой культуре речи у ребёнка развивается умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; дифференцировать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

Работа над формированием фонематического слуха предполагает следующую последовательность:

  • На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).
  • Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).
  • Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.
  • Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.
  • Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.
  • Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочтение слова и предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему болят ножки. Коррекция нарушений нижних конечностей.

Особенности коррекционной гимнастики  при вальгусном искривлении нижних конечностей....

Как научиться легко писать

методические рекомендации по подготовке руки к письму. Подборка прописей....

Как научиться легко писать

Рекомендации родителям, как правильно подготовить руку ребёнка для письма. Подборка прописей....

Презентация на родительское собрание" Писать красиво не легко"

материал для родительского собрания "Готовимся к обучению в  школе"...

Презентация к родительскому собранию в подготовительной к школе группе.«Писать красиво не легко»

Данная презентация подготовленна для родителей подготовительной к школе группе. В ней показанно с помощью каких видов деятельности можно подготовить руку ребёнка к письму....

Выступление на семинаре - практикуме Тема: " Написание информационных писем и писем благодарностей"

Выступление на семинаре - практикумеТема: " Написание информационных писем и писем благодарностей"...

Семинар-практикум для родителей «Мы писали, мы писали, или как избежать появления ошибок»

Конспект семинара-практикума для родителей по профилактике оптической дисграфии «Мы писали, мы писали, или как избежать появления ошибок»...