Родительское собрание в форме круглого стола «Создание условий для активизации игровой деятельности детей в семье»
материал (средняя группа) на тему

Русова Светлана Евгеньевна

Родительское собрание в форме круглого стола «Создание условий для активизации игровой деятельности  детей в семье»

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25»

606520 Россия, Нижегородская область, город Заволжье, ул. Мичурина, дом 4,              

  тел. 8(831-61)7-86-83, факс 8(831-61)7-86-83, e-mail: mbdou 25.detskiisad

Родительское собрание в форме круглого стола

 «Создание условий для активизации игровой деятельности  детей в семье»

Подготовила:

  Русова Светлана Евгеньевна, воспитатель

г. Заволжье, 2016г.


Конспект родительского собрания в форме круглого стола

 «Создание условий для активизации  игровой деятельности  детей в семье»

( средняя группа)

Цель:  способствовать повышению педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

1. Способствовать развитию активного  интереса  родителей к игровой деятельности детей.

2. Подвести родителей к выводу о ведущей роли игровой деятельности в дошкольном возрасте.

3. Систематизировать знания родителей об организации игровой среды в условиях семьи.

Форма проведения: круглый стол

Участники: воспитатели, родители

Предварительная  работа: диагностика игровой деятельности совместно с психологом детского сада, экскурсия для родителей в группу (игровые центры), анкетирование родителей (приложение 1), создание индивидуальных приглашений (приложение 2), изготовление памятки для родителей (приложение 3), информационное сообщение «Сюжетно-ролевая игра в семье» (приложение 4),  лекция-беседа «Поиграем с детьми» (приложение 5),  мастер-класс для родителей «Игры с ребёнком на кухне» (приложение 6). Выставка книг, журналов на тему «Игровая деятельность дошкольников». Оформление стенда «Играют дети».  Изготовление газеты «Сюжетно-ролевые игры» (приложение 7). Создание компьютерной презентации .   Оформление зала, музыкальное сопровождение.

Оборудование:

- столы, расставленные по кругу; на столах заготовки для визитных карточек, фломастеры, «Памятки для родителей» по теме;

- мультимедийное оборудование;

- музыкальная игрушка;

- выставка игрушек;

- мягкая игрушка – солнышко;

- магнитофон;

- фишки красного, жёлтого, синего цвета для игры.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Предлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Создание условий для активизации игровой деятельности детей в семье».

 В последние годы к игре перестали относиться серьезно, и как следствие у детей слабые игровые навыки. Одна из причин того, что дети не играют – недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент взрослых: игра – бесполезная деятельность, которая не пригодиться в будущем (в отличие от письма и счета).

    Ведущие отечественные психологи Л.С.Выготский и Д.Б.Эльконин убеждают нас в том, что игра необходима дошкольнику, так как это такой вид деятельности, в которой ребенок больше всего готовиться к школе, так как в ней развиваются  психические процессы, способствующие развитию познавательных процессов и познавательных способностей.

 Сегодня мы обсудим эти насущные проблемы. Поговорим о результатах анкетирования, поделимся друг с другом опытом обустройства детского уголка и его наполнении, а в конце Вас ожидает «острое блюдо».

Психологическая разминка «Улыбка»

- Но сначала я хотела бы узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. А чтобы нам всем сейчас захотелось улыбнуться, я вас познакомлю с этим симпатичным зайчиком. (Зайчик поет веселое двустишие).

2.  «Будем знакомы»

Заполнение визитных карточек

- Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, чтобы вы лучше узнали друг друга, давайте познакомимся. Я предлагаю вам заполнить визитную карточку, на которой напишите своё имя и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т.д.)

3. Анализ результатов микроисследования (приложение 1). Дискуссия.

Вос-ль: При подготовке к нашему собранию я провела анкетирование родителей. И сегодня мне  бы хотелось предложить вам более подробно обсудить некоторые вопросы.  Все вопросы представлены на слайде.

Начнём с  первого вопроса: «Какие условия созданы  в семье для игр вашего ребёнка?» (высказывания родителей, обмен опытом по обустройству игрового уголка, места и времени для игр, набора игрушек, соответствие их возрасту ребёнка)

Вос-ль:  Как и во что играют наши дети дома? От чего это зависит? В первую очередь поговорим с вами об игровом уголке. Хорошо, когда позволяют жилищные условия и у малыша есть отдельная комната. Но если отдельной комнаты нет, нужен ли отдельный игровой уголок для ребенка?

(ответы родителей)

- Ребенок первой половины раннего возраста от рождения до 2х лет существует в тесной связке с близким взрослым, его самостоятельные занятия очень кратковременны, он все время привлекает к ним взрослого. В то же время расширяющиеся возможности ходьбы и речи отрывают его от взрослого и влекут к освоению домашнего пространства. Что при этом происходит?

(ответы родителей)

- Да, конечно, получается, что ребенок везде, его игрушки перемещаются вместе с ребенком туда, где находится взрослый, и можно наблюдать такую картину – например, в гостиной малыш одним поиграл – бросил, другим поиграл – бросил, и вся комната усеяна игрушками, а взрослый и ребенок на них натыкаются и запинаются об них. И вот после 2х лет подходит время, когда у ребенка должен появиться игровой уголок – место, где он сможет играть или заниматься какой- либо деятельностью.

- Что, по-вашему мнению, может или должно находиться в игровом уголке ребенка?          

(ответы родителей)

- Прежде всего, детский стол с гладкой поверхностью без рисунков размером 50 на 70 см, а также детский стульчик. Возможно ли «отдать» малышу в этом возрасте письменный стол?

(ответы родителей)

- Конечно, этого не нужно делать. Письменный стол высокий, к нему невозможно подойти с разных сторон и что-то делать, просто стоя за ним. В лучшем случае, письменный стол становится эквивалентом полки, на которую складываются игрушки.

- Что ещё может находиться в игровом уголке ребенка?

(ответы родителей)

- Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка из 2х -3х полок, доступных по высоте руке малыша, несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала.

- Если уголок занимает часть комнаты, можно как-то обозначит границы участка?      

(ответы родителей)

- Желательно предусмотреть в этом месте коврик 70 на 70 см, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков и оставить её там на какое-то время без помех для окружающих.

- В ходе совместного обсуждения мы определили, какой именно должен быть детский уголок. Таким образом, теперь вы можете привести уголок вашего малыша в должный вид, т.к. это важно для его полноценного развития. А также не менее важно создавать условные ситуации для развития игровой деятельности.

Перейдём ко второму вопросу: «Кто в вашей семье  и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки?»

(Обмен семейным опытом по выбору игрушек. Обсуждение нескольких точек зрения родителей).

Вос-ль: Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить? Поговорим об игрушках. У вас на столах памятки, в которых описаны разные виды игрушек. Для удобства я пронумеровала их. Предлагаю   зачитывать по очереди, а обсуждать будем все вместе.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, коляски и т.д.

- Для чего нужны ребенку эти игрушки?

(ответы родителей)

Конечно же, играя в эти игрушки, малыш отображает реальный мир. Психологи считают, что игрушка является важной составляющей любой культуры. Общество передает ребенку в особой «свернутой форме» - через игрушку, как культурное орудие, основные духовные ориентиры, направление движения общества.

2. Технические игрушки – различные виды транспорта, конструкторы.

- Можем ли мы отнести эти игрушки к предыдущей группе как сюжетно-отобразительные?

(ответы родителей).

– Конечно, особенно транспорт. Тем не менее, я все-таки разделила их на разные подгруппы. Почему?

(ответы родителей).

– Совершенно верно, куклами, колясками играют в основном девочки, транспортом и конструктором в основном мальчики. Я сказала « в основном», потому что можно наблюдать, как в группе девочки с удовольствием могут машинку покатать, а мальчики иногда с увлечением играют с посудой - «кушают» за столом, а также катают коляски с сидящими в них куклами.

3. Игрушки – забавы: смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например: Зайчик, играющий на барабане, скачущий петушок, ползущий и жужжащий жучок.

- Каково назначение этих игрушек?

(ответы родителей)

– Совершенно верно, позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

4. Спортивно – моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.

- Что развивают эти игрушки?

(ответы родителей)

- Эти игрушки способствуют развитию двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

5. Дидактические игрушки- разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, паззлы, лото и др.

- Чему научаются дети, играя в них?

(ответы родителей)

– Дети учатся различать цвет, форму, знакомятся с величиной предметов, занятия с этими игрушками воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствует развитию мелкой моторики рук.

6. Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

- Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки?

- Какая из игрушек очень важна для детей раннего возраста? Важную роль среди музыкальных игрушек отводят именно дудочке – в первую очередь потому, что упражнения с дудочкой способствуют развитию речевого дыхания, что очень важно для развития речи детей в этом возрасте. Также музыкальные игрушки способствуют развитию звуковысотного слуха.

7. Театральные игрушки- куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

- Нужны ли эти игрушки детям?

(ответы родителей)

- Конечно, эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

8. Военные игрушки: мечи, пистолеты, автоматы и другие.

- Скажите о своём отношении к этим игрушкам.

(ответы родителей)

- Во всем мире нет однозначного отношения к этим игрушкам. Одни видят только негативное влияние на детей, другие – сторонники позитивного влияния. С одной стороны – мы хотим вырастить из мальчиков защитников Родины, с другой стороны, как правильно это сделать, чтобы не воспитать излишне агрессивных членов общества.

9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, цветная бумага, клей и т. д.

- Чем должен руководствоваться родитель, приобретая эти игрушки для ребенка 3- 4 лет?

(ответы родителей)

- Конечно, прежде всего, соответствием возрасту. Пластилин, карандаши, краски гуашь – обязательно! После 3х лет – ножницы с закругленными концами, цветная бумага, кусочки ткани, наборы для рукоделия и др.

- Чем родители должны руководствоваться при подборе игрушек для малыша?

(ответы родителей)

Любая игрушка должна быть:

1. эстетичной;

2. безопасной (в плане краски, качества материала);

3. развивать;

4. развлекать ребенка.

По анализу ваших  анкет можно сделать вывод, что чаще всего родители приобретают сюжетно – отобразительные игрушки и дидактические. Теперь после совместного обсуждения видов игрушек вы сами можете определить, каких игрушек у вас много, а каких нет вообще и разнообразить тот состав игрушек, который имеется у вашего ребенка.

Перейдём к обсуждению следующего  вопроса  «Кто из членов семьи и как часто  играет с ребёнком?» 

65% родителей ответили, что дома играет с ребёнком мама; 15% - папа, 20% - брат или сестра.

Проанализировав ваши ответы на этот вопрос, мы увидели, что в основном с детьми играете, когда есть у вас свободное время. Некоторые из вас считают, что на игры уходит много времени, лучше пусть ребенок сидит у экранов телевизора, компьютера, слушает сказки в записи, тем более что в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать и т.д.

4. Игра-задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего. 
-Каждый вечер уделяю время на игры с детьми 
-Рассказываю о своих играх в детстве 
-Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком 
-Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры 
-Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду 
-Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки 
-Часто дарю ребёнку игру, игрушку

Обобщение: 
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

Рассмотрим последние два вопроса анкеты: «В какие игры чаще всего играет ребёнок?» и  «Использует  ли ребёнок в игре предметы домашнего обихода?»

Результаты ваших ответов представлены на слайде (слайд 1). Далее  я хочу представить вашему вниманию презентацию, в которой рассказывается о различных видах игр, а также о предметах-заместителях (предметы домашнего обихода), которые дети используют в своей игре, об их значении.

Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры. 

Педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические. (слайд 2)

          І. К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом (слайд 3).

 Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид игровой деятельности, а рассматривались в русле сюжетно-ролевых игр. В последние годы складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, что появились исследования, характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых игр. Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.

ІІ. Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.) - слайд 4

ІІІ. Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. (слайд 5)

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. (слайд 6)

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. (слайд 7)

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.   (слайд 8)

         Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов - заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает  ему то или иное значение. Это предметы - заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету – заместителю: удобство в выполнении игровых действий, соразмерность с другим игровым материалом. (слайд 9)

(Высказывание родителей по данному вопросу,  по желанию - дополнения,  обобщение ответов)

5. «Острое блюдо»

- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили «острое блюдо», т.е. острый вопрос из перечницы. (В перечнице бумажки с педагогическими ситуациями.)

- Если вы получите перечницу с вопросом, это не значит, что обязательно нужно отвечать на него. Если вы не знаете ответа или не хотите высказываться, то можете передать перечницу дальше по кругу. Желающие могут дополнить ответ. (Звучит музыка, перечница движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась перечница.)

Педагогические ситуации:

Ситуация 1:

Моя дочка все время играет, она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные деньги, перекладывает их с места на место. Разве это помогает ее развитию?

Вос-ль: А в чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?

(Высказывание,  по желанию - дополнение,  обобщение ответов)

Ситуация 2:

На участке детский гомон. Новенький мальчик, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? – обращается к ребенку воспитатель.

Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

- Не…, я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечн6ый автомат, принесенный из дома и целиться в сторону играющих.

- За что же ты их хочешь расстрелять? - снова обращается к мальчику педагог.

- А так , не за что, я же разбойник.

- Ему бы только стрелять, да в войну играть,- жалуется вечером воспитателю мать, вон ему опять саблю новую купила.

- Для таких игр у него, кажется, нет недостатков в игрушках, - спрашивает воспитатель.

- Да, конечно, соглашается мать. Он требует, приходиться покупать.

- А вы не пытались переключить его на другие игры, более спокойные?

- А зачем?- недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет.

Вопросы

  • «Какое значение, по вашему мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?»,
  • «В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?»,
  • «Как бы вы повели себя в данной ситуации?».

(Высказывание,  по желанию - дополнение,  обобщение ответов)

Ситуация 3:

 «Ребенок не играет вообще?»

(Высказывание,  по желанию - дополнение,  обобщение ответов)

Воспитатель: Если ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые для этого условия. Дайте ему возможность поиграть. Для этого создавайте ему условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте соответствующие игрушки. Вмешивайтесь в игру ребенка не навязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, что он делает. Рекомендуем использовать ряд приемов: поиграть вместе с ребенком, его игрушками, воспроизведя ряд действий, а потом назвать роль. Например, «Я доктор». Если вы будете играть вместе, то непременно у ребенка разовьется игровая деятельность.

Часто слышим от  родителей, что у ребенка столько много игрушек, а он не играет с ними.

6. Заключительная часть.

- Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом.

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка с взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком!

А сейчас приглашаю всех на чаепитие в группу.

Практическая значимость: в работе разработаны рекомендации по систематизации знаний родителей об организации  игровой среды в условиях семьи. Данная работа способствовала повышению педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи; развитию активного  интереса  родителей к игровой деятельности детей. Родители пришли  к выводу о том, что игре отведена ведущая роль и в дошкольном возрасте.

Данную работу рекомендую использовать воспитателям младших групп, старшим воспитателям.

Используемая литература:

1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.

2. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2011.

3.Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. – Дрофа, 2010.


4. ФЗ «Об образовании в РФ от 29.12.2012г.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» №1155 от 17.11.2013г.

6. Т.Н. Зенина. М. 2008. Родительские собрания в детском саду. /Учебно-методическое пособие. Выпуск 2.

Приложение 1.

Анкета для родителей

1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка) __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Кто и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки? ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Что вызывает трудности?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В какие игры чаще всего играет ребёнок?

  • Не знаю, не обращаю внимания_________________
  • Играет игрушками (куклы, машинки и т.д.)_______________
  • Играет в настольные игры  ____________________
  • Свой вариант ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 5. Использует  ли ребёнок в игре предметы домашнего обихода? (коробки, палочки, тряпочки, крышки, кастрюли и т.д.) Как вы к этому относитесь?__________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Приглашение на собрание.

Дорогие мамы и папы!

8 декабря 2015 г. в 17:00

приглашаем на родительское собрание,

которое будет проводиться в форме

«Круглого стола».

Приглашаем, приглашаем,

Вместе с Вами поиграем,

Много нового узнаем.

Об играх и игрушках,

Мальчишках и девчушках!

С нетерпением ждём встречи!

Воспитатели.

Приложение 4.

Информационное сообщение

«Сюжетно-ролевая игра в семье»

Сюжетно-ролевая игра – обязательная программа любого детского сада и важный этап в развитии дошкольника. Позитивное влияние ролевых игр на формирование личности давно доказано. Ведь много детей воспитываются дома, вне сада. В таких случаях именно родители должны восполнять проблемы воспитания – организовать сюжетно-ролевую игру в условиях семьи. Иначе ребенок не получит очень много важного для него.

С помощью ролевой игры ребенок познает мир человеческих отношений и то, как он их познает, зависит от родителей. И особенную роль играет в этом отец, умеющий передавать житейский опыт и воспитывать нравственность в простой форме. Не должны оставаться в стороне и мама, и бабушка.

В освоении ролевых игр, нет ничего сложного. Ребенок должен играть столько, сколько ему необходимо.

Для того чтобы правильно организовать игру, надо помнить три правила:

1) Игра - творческий процесс, не стоит загонять ребенка в какие-то рамки.

2) Игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявление воли ребенка.

3) Игра должна меняться и иметь свое развитие.

Не бойтесь повторов: если ребенок «ставший поваром», второй день жарит блины - не страшно, он просто запоминает и тренирует полученный навык. Поощряйте его.

Если игра становится жестокой и злой, вмешиваться, в такой ситуации,

надо аккуратно. Вспомните, хорошо ли вы ему объяснили понятия добра и зла, хорошего и плохого? Приглядитесь, может это всего лишь «чудовище», и оно вовсе не злое. Если ребенок сознательно играет в злую игру, дайте ему выговориться, может – это агрессия и ей необходим выход. Постарайтесь заинтересовать ребенка новой игрой.

Любите своих детей! Играйте вместе с ними!

Ведь в дошкольном возрасте у ребенка только одна возможность побыть взрослым - в сюжетно – ролевой игре.

Приложение 5

Лекция-беседа

«Поиграем с детьми»

Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду или в семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность поведение. Многократно повторяя один и тот же немудрёный сюжет (например, кормление куклы), ребёнок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки. В игровой роли он подражает не только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия.

        Всё это происходит в том случае, если игра младшего дошкольника находится под наблюдением взрослого. Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то и у четырёхлетнего ребёнка будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнёром. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию машины или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек. В младшем дошкольном возрасте игра становиться в том случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых (родителей, бабушки, и т. д.) с ребёнком. В играх с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребёнка реализуется его нравственный опыт, накопленный в детском саду и семье.

        Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры.

        Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из под обуви бывает ребёнку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по разному: возить строительный материал (например, кубики); превратить в кровать для больного мишки или коляску для его прогулки, использовать как чемодан для кукольной одежды и т. п. В игровом хозяйстве должны быть разные игрушки без деления их на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

        Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек  у малыша, тем разнообразнее его игры. Но разнообразие игрушек не означает их обилия. Достаточно иметь 2 – 3 игрушки одного вида. Когда у малыша много одинаковых игрушек (кукол, отличающихся лишь размерами, машин разных марок),

        Когда разговор заходит о месте хранения игрушек, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Но наблюдения показывают, что даже при наличии отдельной детской комнаты детям не выделяется игровой уголок. Игрушки обычно хаотично хранятся в ящиках, коробках, узлах. Если игрушки младшего дошкольника не находятся в поле его зрения, он не может начать игру, создать игровую ситуацию, так как не умеет ещё планировать игру. Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что малыш может играть только здесь. Он стремится играть там, где находятся старшие члены семьи. Нуждаясь в постоянной помощи, поддержке, поощрениях, местом для игры он выбирает комнату бабушки, в которой можно играть, кухню, если там находится мать, и т. п. Изменение игровой обстановки у детей вызывает новые игровые ассоциации, влияет на выбор темы, обогащает игровой и нравственный опыт.

        Не ограничивайте игровое пространство ребёнка, не запрещайте переносить из–за того, что, наигравшись, ваш ребёнок отказывается убирать их. Чем больше времени уделяют взрослые своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения.

 Приложение 6

Мастер-класс для родителей «Игры с ребёнком на кухне»

Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы?

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

8. «Венчик для взбивания»

Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки» и т.п. Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

№2 Ноябрь 2016г . Газета для родителей группы №12 « Дюймовочка » «Играем в сюжетно-ролевые игры» Сегодня в номере: Редактор: Русова Светлана Евгеньевна воспитатель МБДОУ «Детский сад №25»

Слайд 2

А.С.Макаренко подчеркивал, что « игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом »

Слайд 3

Сюжетно-ролевые игры для детей 4-45лет 7. «Почта» Роли: почтальон, оператор, посетитель почты 1.«Дом , семья » Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка. 2.«Детский сад » Роли: воспитатель, младший воспитатель, логопед, заведующий, повар, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, медсестра, врач, дети, родители. 3 .« Больница» Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные. 4.«Магазин» Роли : продавцы, кассир, покупатели, водитель ,, уборщица. 5 .« Парикмахерская» Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты. 6.«Строитель» Роли: строитель, каменщик, шофёр, грузчик.

Слайд 4

Советы родителям: какую литературу почитать детям: К.И. Чуковский «Айболит» С.В. Михалков «Дядя Стёпа» С.Я. Маршак «Мяч» И. Солнышко «Поиграем в строителей» К.Д. Ушинский «Умей обождать» Я. Забила «Ясочка простудилась » Э . Успенский «Играли в больницу » В . Маяковский «Кем быть? » Б. Воронько «Сказка о необычных покупках » С. Жупанина «Я – библиотекарь » С . Маршак «Цирк »

Слайд 5

Рубрика «Это интересно»

Слайд 6

Загадки Он все время за рулем, Возит все что нужно, он, Кто это? Скажите? Может быть…(водитель). Кирпичи, бетон, песок, Будет дом построен в срок. В оранжевой он каске, На стройке ведь опасно ! (строитель) Продает любой товар, Овощи и фрукты, разные продукты. В кассе цифры набирает Чек давать не забывает ! (продавец) Отважно борется с огнем, Любая трудность нипочем. Помогут ему шланг, вода, Спасать строенья от огня . (пожарный) Чтоб красивым быть, опрятным, Волосы держать в порядке, Стрижки делает, прически, Мастер ножниц и расчески ! (парикмахер ) Письма, телеграммы, Газеты и журналы. Знает город, каждый дом, Это дети … (почтальон) Лечит, выпишет лекарство, Будешь ты всегда здоров! Чтоб не мучили болезни, Не забудь про … (докторов)

Слайд 7

У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. А.С. Макаренко



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Виды игрушек.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипедики.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Военные игрушки: мечи, пистолеты, автоматы и др.

9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

Чему обучается ребёнок в игре?

1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

3. Осознавать своё реальное место среди других людей.

4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

5. Уважать себя и верить в себя.

6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

7. Свободно выражать свои чувства.

8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

10. Делать выбор.

Советы взрослым

1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.

5. Игра с ребёнком научит нас:

  • Говорить с ребёнком на его языке;
  • Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
  • Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
  • Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание.

ЛЮБИТЕ

СВОЕГО РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ!

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/64/178/64178973_1284824813_38.png

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\karapuzhi\karapuzhi\в бейсболке с серьгой.png

Приложение 3

Родительский клуб

 «МАМИНА ШКОЛА»

Почему ребёнку нужна игра?

C:\Users\User\Downloads\картинки\64178017_1284823129_00.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание (в форме круглого стола). "Традиции семьи"

Родительское собрание (в форме круглого стола) на тему: "Традиции семьи"...

Родительское собрание в форме круглого стола "Игровая деятельность в раннем дошкольном возрасте"

Родительское собрание в форме круглого стола«Игровая деятельность в раннем дошкольном возрасте».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших ...

Родительское собрание в форме круглого стола «Здоровая семья»

Показать необходимость соблюдения здорового образа жизни в семье....

Нетрадиционное родительское собрание в форме «круглый стол» в средней группе «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка».

Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель».Повестка дня:1. «Взаимодействие детского сада и семьи». Решение педаг...

родительское собрание в форме "круглого стола" во второй младшей группе "Развитие речи детей в условиях семьи".

Цель: привлечение родителей к активному взаимодействию по вопросам воситания и развития детей.Задачи:  раскрыть значимость речевого развития в жизни ребенка.    Познакомить с понят...