Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры
статья (младшая группа) на тему

Cеменова Eлена Михайловна

В последние десятилетия, наметились серьёзные проблемы во взаимоотношениях родителей с  детьми.Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребёнка с родителями имеют негативные последствия в соматическом , интеллектуальном и эмоциональном развитии ребёнка.Прослеживается и дальнейшие линии этого влияния на такие проявления личности (подростка, взрослого), как чувство  комфорта - дискомфорта в этом мире, как эмоциональная открытость людям, толерантность и многие другие.Рассматривая понятие здоровья с точки зрения валеологических аспектов: едиство физического , соматического. духовно -нравственного компонентов ;я в организации физкультурной работы с детьми большое внимание уделяю их эмоционально - нравственному развитию, основы которого закладываются  в семье через близкие контакты с родными людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы  детско-родительских отношений

В последние десятилетия, наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка. Прослеживается и дальнейшие линии этого влияния на такие проявления личности (подростка, взрослого), как чувство комфорта-дискомфорта в этом мире, как эмоциональная открытость людям, толерантность и многие другие. Рассматривая понятие здоровья с точки зрения валеологических аспектов: единство физического, соматического, духовно-нравственного компонентов; я в организации физкультур ной работы с детьми большое место уделяю их эмоционально-нравстенному развитию, основы которого закладываются в семье через близкие контакты с родными людьми. Поэтому в контексте валеологической работы с детьми на первом этапе были поставлены следующие цели:

-    выявить характер эмоциональных отношений родителей с ребенком в нашем д\с;

- определить степень осознания родителями значимости положительного эмоционально тактильного контакта личностного развития детей;

-  выявить наличие ритуалов и традиций в семейных отношениях и формы их  проявлений;

-  имеет ли место тактильный контакт в процессе взаимодействия родителей с ребенком, как часто и в каких ситуациях он проявляется?

Для решения этих целей я использовала комплекс диагностических методик: наблюдение, «силуэтная методика», анкетирование, интервью, проективный рисуночный тест «Моя семья».

•   В анкетах я предлагала родителям ответить на ряд вопросов, касающихся межличностных отношений,

•   Интервью с детьми дало мне возможность выяснить наличие ритуалов и совместных традиций. Просила ответить детей на вопросы:

- Кто тебя утром будит?

- Кто тебе читает книжки? Как это происходит?

- Кто тебя укладывает спать на ночь? Как это происходит?

Некоторые выводы для себя я сделала, когда наблюдала,как родители утром выражают свои эмоциональные отношения к ребенку при расставании с ним в детском саду с и при встрече с вечером.

•    Проективный рисуночный тест «Моя семья» (старший дошкольный возраст) помог мне выявить особенности внутрисемейных отношений и получить информацию о субъективной оценке ребенком собственного места в семье, его отношений с членами семьи.

•   «Силуэтная методика» дала мне возможность выявить ситуации, побуждающие к временным тактильным контактам родителей с детьми. Анализ результатов используемых диагностик позволил мне классифицировать семьи, взяв за основу следующие критерии:

1. Частота эмоционального взаимодействия родителей с ребенком.

2. Адекватность эмоциональных проявлений родителей в процессе взаимодействия с ребенком.

3. Осознание родителями значимости положительного эмоционально-тактильного кон такта с ребенком.

В соответствии с этими критериями мною были выделены следующие группы семей условно названные: формально любящие, любящие, игнорирующие.

Обработка результатов диагностирующего этапа показала, что две трети детей испытывают дефицит родительской любви и взаимопонимания. Через свои совместные физкультурные занятия я хотела сблизить родителей и детей. Но после того как на родительском собрании я предложила совместные занятия, то поняла, что большинство родителей были не готовы к совместной двигательно-игровой деятельности с детьми в силу небольшого опыта, наличия определенных психологических барьеров в виде боязни оказаться неумелым, стыда за собственную физическую неловкость. Поэтому на втором этапе работы я поставила перед собой следующие задачи по подготовке взрослых (воспитателей и родителей) к участию в совместных занятиях:

  1. Формирование психологической готовности к совместной двигательно-игровой деятельности с ребенком, которая заключается в следующем:
  1. В осознании и принятии задач предстоящего взаимодействия с ребенком и психолого-педагогических требований к занятиям;
  2. в готовности к собственной внутренней перестройке;
  3. в активном интересе и положительном отношении к предстоящей совместной двигательной деятельности с ребенком.
  1. Формирование целостного чувственного опта совместной двигательной деятельности, заключающегося:
  1. В готовности к овладению физическими упражнениями;
  2. в восстановлении и расширении двигательного опыта;
  3. в адаптации родителей к пространству спортивного зала и ознакомлению их с функциональным оборудованием;
  4. в овладении опытом взаимодействия с ребенком в двигательно-игровой деятельности, проявлении активной поддержки.
  1. Повышение психолого-педагогической контактности по проблеме взаимодействия взрослого с ребенком, заключающееся:
  1. В расширении и углублении знаний о базовых потребностях ребенка - дошкольника для его комфортного психофизического развития;
  2. в ознакомлении с особенностями совместного физкультурного занятия и его содержанием.        
  1. Способствование развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств.

В основу содержания физкультурных занятий легла система физических игр и упражнений, которые:

  1. обеспечивают тактильный контакт;
  2. доступны для совместного выполнения взрослым и ребенком;
  3. разнообразны по своему физическому воздействию;
  4. направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских отношений родителей и детей;
  5. решают оздоровительные и воспитательные задачи.

В содержание совместных физкультурных занятий вошли детско-родительские игры, взятые из народного наследия, танцевальные упражнения, подвижные игры, парные контактные физические упражнения.

Свои занятия я выстраивала в определенной последовательности: игровые, интегрированные, традиционные, досуги и праздники.

Игровые занятия давали возможность адаптировать родителей к совместной двигательной деятельности с детьми, повысили их заинтересованность и эмоциональную включенность.

Интегрированные занятия, включающие выполнение совместных творческих и интеллектуальных заданий на фоне двигательной деятельности, обогащали опыт взаимодействия родителей и детей, способствовали активному развитию у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения.

«Традиционные» занятия, включающие разнообразные физические упражнения, способствовали приобретению родителями и детьми разнообразного двигательного опыта взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры

В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родите­лей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ре­бенка с родителями имеют негативные п...

Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры.

Совместная деятельность детей и родителей по физической культуре со старшими дошкольниками "Фитбол мяч приходит в нашу семью."...

Методическая разработка проекта по оптимизации отношений между родителями и детьми "Семья – это семь Я"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида №14 города Крымска муниципального образования Крымский район...

Отношения между родителями и детьми.

Проблема отцов и детей существовала во все времена, при этом у разных поколений, да и семей, были разные подходы к воспитанию, общению и образованию своих чад. Но, в принципе, проблемы ничуть не измен...

Статья "Как воспитать дружеские отношения между родителями и детьми дошкольного возраста "

Данный материал предназначен для родителей детей младшего дошколього возраста....

Консультация для родителей: «Развитие отношений между родителями и детьми».

Проблема отцов и детей существовала во все времена, при этом у разных поколений, да и семей, были разные подходы к воспитанию, общению и образованию своих чад....