«Обучение детей имитационным движениям»
статья на тему

Консультация для воспитателей

«Обучение детей имитационным движениям»

     Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

     Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии « курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка к образу смелого петушка из сказки « Лиса, заяц и петух, и попросить показать данный образ в движении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imitatsionnye_dvizheniiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Обучение детей имитационным движениям»

     Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

     Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии « курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка к образу смелого петушка из сказки « Лиса, заяц и петух, и попросить показать данный образ в движении.

    После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки путём имитации движений различных животных, причём, наблюдая с детьми за исполнениями, необходимо учить их подмечать различия в том, как один и тот же образ передают «актёры» ( «Чем отличаются Лиса - Таня от Лисы - Алёнки?» и т.д.).

        При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании ( речь, напев, мимика, движения).

Вначале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения. Например, детям предлагают «попроситься» в теремок так, как просилась Лягушка или Медведь ( русская народная сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто был более похож по голосу и манерам на данных персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложить одному ребёнку ( по желанию) разыграть диалог двух персонажей ( проговаривая слова и действия за каждого).

 Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что в этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

       В старших группах для обучения средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т. д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение ( каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама, пришла за мной» и т. д. При этом не забывайте, что интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т. д.) при этом не забывайте, что интонации воспитателя - образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.

      Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивления, злость и др.) и способами их невербального и вербальному выражения. Значение этой работы определяется тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способности его внешнего проявления добиться выразительности речи трудно.

     Решению этой задачи способствует задания типа «Разные настроения» (по карточкам - пиктограммам);

1.чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей, где   ярко  отражены   разные    состояния,  и  беседа  по     ним (С. Маршак, «Котята»;

Л. Толстой, «Лев и собачка», «Птичка»; Е. Чарушин, «Страшный рассказ»;

Н. Носов, «Живая шляпа»);

2.дискуссии на такие темы, как рассказы из личного опыта и посещение выставки картин;

3.прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский, «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла» и др.),

4.упражнения типа «Я радуюсь, когда...» и т. д.

      Воспитатель должен быть особенно тактичным при выполнении детьми подобных заданий. Фиксация эмоциональных выражений должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.

      Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых особенности ситуации необходимо подчеркнуть мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу, как ребенок испугался медведя и т. д. Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей (или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить у кого получилось похоже и почему.

      Особое внимание детей нужно обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «Говорящие картинки» - рассказы по схематичным рисункам, когда их рисуют в ходе совместно обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (3 - 5) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием невербальных средств выразительности. При этом, собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

    Таким образом, занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.).

Занятия в основном строятся по единой схеме:

  1. введение в тему, создание эмоционального настроения;
  2. театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  3. эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение детей основным движениям с нарушением слуха»

Реферат на тему: «Обучение детей дошкольного возраста  основным движениям с нарушением слуха»...

«Обучение детей имитационным движениям».

Консультация для воспитателей...

Консультация для педагогов на тему «Обучение детей имитационным движениям»

В конультации материал для воспитателей детского сада....

Обучение детей имитационным движениям.

Что такое имитационные движения?Нужно ли они?С какого возраста применять в работе с детьми?...

Консультация для воспитателей. Обучение детей имитационным движениям.

Консультация для воспитателей - "Обучение детей имитационным движениям"....

Многочисленными исследованиями доказано, что становление навыков в жизненно важных движениях наиболее эффективно происходит в дошкольный период жизни человека. Если этого не произошло, то в школьные годы обучение детей основным движениям растягива

Ведущая деятельность дошкольников -это игра. Соответственно в спортивном зале вся образовательная деятельность происходит в форме подвижных и малоподвижных игр. Любая игра несет за собой свод правил, ...