Родителям о речи ребёнка
консультация по теме

Бузинова Анастасия Сергеевна

В последние годы количество детей с ОВЗ, в том числе, с нарушениями речи, становится всё больше и больше.  Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?». Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже, будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорождённости малыша проходят не без осложнений. Что же могут сделать родители для успешного развития речи своего ребёнка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_rechi_rebyonka.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям о речи ребёнка

   В последние годы количество детей с ОВЗ, в том числе, с нарушениями речи, становится всё больше и больше. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?». Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже, будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорождённости малыша проходят не без осложнений.

   Этап активного речевого развития у детей приходится на дошкольный возраст, а сам фундамент речевого развития закладывается в возрасте от двух до трёх лет. Но в правильном формировании речи ребёнка огромную роль играют не только педагоги, но и родители. Успех дошкольника в усвоении языка во многом зависит от того, как разговаривают с ним взрослые и сколько они уделяют внимания речевому общению с ним. Если вовремя не обратить внимания на отставание, то проблема будет усугубляться и к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть её до школы не хватит времени.

   Если вашему малышу исполнилось два с половиной года, а он до сих пор не овладел фразовой речью, не тяните, идите на приём к логопеду! Необязательно, чтобы ребёнок говорил в этом возрасте развёрнутыми фразами с чистым звукопроизношением. Достаточно, чтобы он пользовался не однословными высказываниями, а выражая свои мысли, умел соединять хотя бы 2-3 слова. Также необходимо учитывать принцип комплексного подхода в коррекции речи. Если у ребёнка нарушение речи, то на это имеется какая-то причина. Выявив причину, можно определить, помощь какого специалиста требуется. Например, если нарушение речи вызвано минимальной церебральной дисфункцией (МЦД), то без наблюдения и консультаций невропатолога не обойтись. В этом же случае необходим массаж (шейно-воротниковой зоны или логопедический или др.).

   Но одному специалисту трудно решить проблему с речью. Особенно, если это сложный дефект. Чтобы ускорить процесс коррекции речи, необходимо повторять упражнения каждый день. В конечном результате, в первую очередь, должны быть заинтересованы родители. Часто, записав ребёнка к логопеду, родители считают, что вся работа сделана. И это – неправильная позиция родителей! Только совместными усилиями родителей, логопеда и других специалистов можно помочь ребёнку обрести правильную чёткую речь. Тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой патологии.

Что же делать родителям для успешного развития речи ребёнка?

   От рождения до 6 месяцев:

В этот период слух младенца очень чувствителен. Громкие, резкие или неприятные звуки снижают интерес к слуховым стимулам. Новорождённые дети предпочитают приглушённые мелодичные звуки, звук колокольчиков, материнский голос, детские голоса. Разговаривайте с ребёнком. Ваша речь должна быть неторопливой и доброжелательной. Общаясь с малышом, наклоняйте своё лицо близко к нему. Человеческое лицо – самый желанный для младенца объект изучения. Напевайте ребёнку песенки,  колыбельные, рассказывайте коротенькие стихи и народные потешки, пестушки и прибаутки. Детский фольклор – лучшее средство для формирования звукового и ритмического образа речи, усвоения лексических норм. Старайтесь как можно больше вступать с ним в телесный контакт, обнимать, держать на руках. Сопровождайте «материнский массаж», любое взаимодействие с ребёнком общением с ним.

   С 6 месяцев до 1 года:

Старайтесь комментировать  все действия, которые вы с вашим ребёнком делаете. «Маша будет кушать», «Маша идёт купаться» и т.д. Общайтесь с ребёнком неторопливо и без лишнего шума. Говорите как можно проще, используйте небольшие и лёгкие слова, которые ребёнок может повторить. При этом вы просто обязаны проговаривать все слова чётко. Это необходимо для того, чтобы ваш малыш правильно запомнил и произносил отдельные буквы, и не путал их с похожими.

  Звукоподражательные игры, появляющиеся в этот период, способствуют развитию всей последующей речи! Начинайте со звуков, которые произносят животные – «гав-гав», «мяу-мяу» и т.д. Подражания отдельным звукам, а не слогом – «ссссс» - вода течёт, «жжжж»- жужжит пчела, «ффф» - ветер дует и т.п. способствуют развитию фонематического слуха, который является необходимой основой для понимания смысла сказанного, успешного овладения письмом и чтением.

   Каждый день находите время для пальчиковой гимнастики, по типу: «Сорока-ворона, кашу варила». Лёгкий массаж кисти рук и пальцев способствует развитию мелкой моторики, вниманию и речи, а также создаёт позитивный настрой в ваших отношениях. Используйте самые простые движения: сжать и разжать кулачки, постучать ладошками по чему-либо, энергично помахать ручками и др.

  Своевременно вводите в питание малыша твёрдую пищу. Жевание укрепляет мышцы, готовит артикуляционный аппарат.

   С 1 года до 2 лет:

Внимательно слушайте ребёнка, когда он говорит! Разговаривайте с ребёнком чётко и внятно, без сюсюканья, обычным взрослым языком. При этом речь взрослого должна быть краткой и неторопливой. Называйте предметы, которыми ребёнок интересуется. Озвучивайте свои действия или действия малыша. Ваша речь должна быть эмоциональна и хорошо интонирована. Важно, чтобы во время вашего обращения к ребёнку, он мог видеть как движения ваших губ, так и тот предмет, который вы называете. Читайте ребёнку стихотворения, включайте аудиосказки, показывайте короткие театрализованные сказки. Это обогащает речь, которую малыш слышит. Выбирайте книги для чтения, где представлены чёткие, крупные фото или реалистичные изображения персонажей.

  Важным показателем правильного речевого развития является не объём активного словарного запаса, а то, насколько хорошо ребёнок вас понимает и способен реагировать на словесное обращение. Условно нижней границей возрастной нормы для ребёнка 2 лет является объём активного словаря 50 слов при хорошем понимании обращённой речи.   Пальчиковые гимнастики и артикуляционные игры – остаются в вашем арсенале, но становятся более сложными.

   С 2 до 3 лет:

  Речь ребёнка развивается только в активном общении! Никакие мультики и компьютеры не научат ребёнка говорить! Конструктор, пластилин, пальчиковые краски – помимо основного своего назначения, прекрасно развивают моторику рук, а значит, способствуют и речевому развитию. Слушайте с ребёнком музыку, поощряйте танцевальные движения. Ритмичные движения способствуют развитию слуха, а значит и речи.   Если ребёнок – левша, ни в коем случае не переучивайте его! Читайте ребёнку сказки, детские энциклопедии. Разговаривайте с ним, отвечайте на вопросы. Создайте малышу «выгоду» от использования речи: «Когда ты плачешь, я не понимаю тебя. Скажи словами. Так я быстрее дам тебе то, что ты хочешь». Если ребёнок просит включить мультик, озвучив его название, он быстрее получит желаемого, и т.п.

  Не учите ребёнка до трёх лет писать и читать! Запомнить названия букв он, конечно сможет, но вот овладеть этими навыками ни физиологически, ни психологически он не готов. Два–три года – это период формирования эмоциональной сферы ребёнка. Искусственное раннее развитие и интеллектуальные задачи, превышающие возможности возраста, неизбежно отразятся на состоянии ребёнка лет в 7 – агрессивность и гиперактивность, неврозы, энурезы и страхи, могут быть следствием этой перегрузки. Придерживайтесь в развитии ребёнка принципа: «Всему своё время!».

  К 3 годам в речи ребёнка должны появиться разнообразные наречия, прилагательные, причастия. Сложные предлоги, соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но её совершенствование продолжается на 4-ом и 5-ом годах жизни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Монологическая речь ребёнка – дошкольника»

В консультации по развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста коротко раскрываются этапы развития речи детей, и предлагаются задания и упражнения с дошкольниками по развитию монологической р...

Школа для родителей "Родителям о речи ребёнка"

Родителям нужно знать, что физическое, психическое и интеллектуальное развитие детей начинается с развития речи. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи.Речь ребенка форм...

Консультация для родителей "Формирование речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте"

В данном материале раскрываются особенности речевого развития детей 5 - 7 лет....

Родительское собрание "Родителям о речи ребёнка"

Родительское собрание "Родителям о речи ребёнка"...

Родителям о речи ребёнка

Если ребёнок плохо говорит. Почему это происходит?...