Консультация для родителей «Оригами как средство развития ребенка»
консультация (старшая группа) на тему

Кондратьева Ольга Александровна

Мои публикации:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon origami_v_doshkolnom_obrazovanii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей

«Оригами

 как средство развития ребенка»

Выполнила: воспитатель

высшей квалификационной категории

МДОУ № 28

Кондратьева О.А.

Оригами в дошкольном воспитании.

        Корни возникновения оригами уходят в глубокое прошлое и связаны с изобретением в Китае бумаги. В VII веке (ок. 610 г.) секрет изготовления бумажных фигур стал известен в Японии. Первые упоминания об оригами встречаются в средневековой японской литературе. На гравюрах XVIII века можно увидеть кимоно, украшенные бумажными птичками. Бумажными фигурками украшали прически; использовались они и на праздниках, в религиозных церемониях. Родители делали для своих детей игрушки из бумаги. В течение многих веков традиция складывания бумажных фигур передавалась из поколения в поколение. Напомним: в переводе с японского оригами означает «складывание бумаги». В XVIII веке появились и первые пособия по оригами. В наше время искусство оригами распространилось по всему миру, существуют многочисленные ассоциации оригами.

        Обучение складыванию бумажных фигурок в практике детского сада применяется давно. Еще основоположник детского сада Фридрих Фребель отмечал позитивные моменты влияния таких занятий на маленьких детей. Раньше у нас подобного рода занятия назывались конструированием из бумаги. Сейчас в практику входит истинное название техники изготовления фигурок путем выполнения определенных действий с бумагой — оригами.

        Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать.

        Во-первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу, а не по истечении длительного времени. Это очень важно, так как у малышей долгое ожидание результата приводит к потере интереса.

        Во-вторых, результат — полученное изделие — всегда может быть применен в качестве подарка, праздничного украшения помещений, игрушки или дидактического материала.

        В-третьих, сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики. Все мы знаем, насколько трудно ребенку овладевать письмом в школе, особенно если в дошкольном возрасте не было соответствующей подготовки. То, что оригами развивает кисти рук, — бесспорный факт, который из года в год я наблюдаю у своих воспитанников, сравнивая то, насколько нелегки их первые достижения в средней группе, когда пальчики плохо слушаются, и насколько уверенно они работают руками в подготовительной группе. Занятия оригами способствуют и развитию психических процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение.

        • Без внимания невозможно сложить изделие; ведь в оригами нужно точно выполнять действия, соблюдая определенную их последовательность. Поэтому ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении педагога.

        • На занятиях дети запоминают названия заготовок и приемов, способы выполнения приемов, так как в оригами все взаимосвязано: как правило, группы фигурок имеют общую основу — заготовку, или, как принято называть в оригами, базовую форму. Складывание фигурок основано на освоении базовых форм и специфических приемов, которые нужно знать и уметь выполнять, желательно по памяти. Иногда на занятиях вводится задание, специально направленное на развитие памяти, при этом дети предупреждаются заранее о предстоящей задаче и пытаются запомнить действия и порядок их выполнения, чтобы потом самостоятельно сложить фигурку.

        • При знакомстве с техникой оригами, чтобы объяснение было более доходчивым, приводятся ассоциации: сказочные отступления, сходство получаемой фигуры с реальными предметами. Так, например, многие базовые формы носят названия предметов, на которые они похожи: «Дверь», «Дом», «Катамаран», «Воздушный змей». К тому же при складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответ на вопросы: Зачем? Почему?  Как? Что будет, если?.. т.е. мыслить.

        •    В развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных  способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то свое. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется давно изобретенным кем-то другим. Для ребенка это плод его воображения, созданный путем творческого поиска. При этом конструкции могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей, сложенных в технике оригами. Таким образом, условно определенное первое направление творчества детей связано с созданием самих фигурок.

        Другое направление связано с применением фигурок. Это может быть оформление помещений, подарков, аппликационных работ, где ребенку предоставляется самостоятельный выбор решения.

        Есть в оригами и еще одно направление — связанное с развитием речи ребенка и выражающееся в обыгрывании готовых фигурок по сюжетам известных детских произведений, а также в сочинении своих диалогов и сказок. Возможно и сочинение «оригамских» сказок в ходе складывания фигурок (Жил-был уголок, стало ему скучно, отправился он в гости к братцу...).

        

        Занятия оригами влияют и на формирование личностных качеств ребенка:

        — дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе);

        — целеустремленности (начатое должно быть завершено);

        — самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам);

        — активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);

        — любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно).

        Оригами способствует развитию коммуникативных способностей:

        — чувства причастности к общему делу, ответственности;

        — умения договориться (выслушать других, высказать и доказать свое мнение);

        — заботливости и доброжелательности (желание помочь соседу, умение предложить и правильно оказать помощь, никого при этом не обидеть).

        

        Особое место на занятиях оригами занимает задача расширения кругозора воспитанников за счет сообщения сведений различного характера.

        °    Прежде всего, это культурологические знания Освоение оригами предполагает знакомство с некоторыми традициями Японии, которая является родиной искусства складывания бумаги. Это и знакомство с международной культурой, потому что оригами давно вышло за пределы родной страны и стало одним из направлений мировой культуры. Некоторые занятия могут быть посвящены отечественным событиям, праздникам, что способствует формированию зачатков патриотизма.

        ° Информация экологического характера связана с изготовлением фигурок животных и растений. Здесь уместно будет рассказать о реальных объектах живой природы, разнообразии их видов и среде обитания.

        ° Сведения о геометрических понятиях напрямую связаны с процессом складывания. Дети учатся действовать с бумажным листом конкретной формы, получают геометрические фигуры в ходе складывания.

        

        Способствует оригами и решению некоторых социальных проблем:

        —  приучает детей к созидательной деятельности;

        —  заполняет досуг, отвлекая от заманчивого влияния улицы;

        — становится хобби для тех, у кого нет материальных возможностей для более «дорогой» деятельности;

        —  может стать началом пути к будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Танец – как средство развития ребенка»

Известно, что дети очень любят  танцевать. Танцуя, они удовлетворяют, свою потребность в движении. Приобщения детей к различным видам танцевального творчества с младшего дошкольного возраст...

Консультация для родителей «Оригами - средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста»

Оригами хорошая технология, которая способствует у детей развитию речи, творческих способнотей, активизирует мыслительные процессы....

Консультация для родителей «Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста»

Деятельность, которую развивает дошкольник в процессе игры, оказывает огромное влияние на речь, мышление, а также умственное и даже музыкальное развитие малыша....

Консультация для родителей «Танец – как средство развития ребенка»

Приобщение детей к различным видам танцевального творчества с младшего дошкольного возраста способствует  развитию творческих способностей, физических данных, повышается жизненный тонус, что созд...

Консультация для родителей " Оригами как средство развития мелкой моторики и воспитания детей в игре"

Оригами прекрасно развивают мелкую моторику рук. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (в процессе складывания бумаги работают почти все пальцы рук). Оригами является универсальным...