«Адаптация детей и родителей к условиям дошкольного учреждения».
консультация (младшая группа) на тему

Аникеева Наталия Григорьевна

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь.  И эту помощь может оказать  детский сад.  Он должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_i_roditeley_k_usloviyam_detskogo_sada.docx42.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптация детей и родителей

к условиям дошкольного учреждения».

 

Ежегодно в наш детский сад поступает около 40 малышей в возрасте от 1 года до 3лет. И сегодня мы приготовили, уважаемые коллеги, консультацию по теме « адаптации детей и родителей к условиям ДОУ»

“Детство — это важнейший период         человеческой жизни,                                 не подготовка   к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая       жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

В.А. Сухомлинский

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь.  И эту помощь может оказать  детский сад.  Он должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

  Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятия нового образа жизни. Необходимо выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного образования.

Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или к негативным.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1.  Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебании в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеванием, снижению сна, аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
  2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).
  3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, аппетит, ребенок не отказывается от контакта со сверстниками и взрослыми. Заболеваемость не более одного раза сроком до 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
  • Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются  к 30-му дню пребывания д.у. Нервно-психическое развитие  несколько замедляется. Заболеваемость не более двух раз сроком до 10-ти дней, без осложнений. Вес незначительно снизился;
  • Тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью и тяжестью всех проявлений.

Важно стремится к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

Безусловно, в проведении  адаптационного процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, формируя потребность в общении, он обеспечивает решение воспитательно - образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям, чем ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

  • сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.

  • Также необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей.

  • Есть еще один важный аспект в подготовке к поступлению в детский сад – это знакомство с воспитателем. 

Воспитатель играет существенную роль в становлении ребенка: в организации его взаимодействия с другими детьми, в формировании самооценки, в развитии интереса к различным сферам деятельности.  Чтобы  избежать  ненужных  осложнений  на  начальном  этапе  адаптации  и  обеспечить  оптимальное  её  течение,  необходим  постепенный  переход  ребенка  из семьи  в  дошкольное  учреждение.  Эта работа  проводится  в  несколько  этапов.  Каждый этап имеет свои цели, свои задачи.

Первый этап - подготовительный - начинается с первого общего родительского собрания, которое  проводится за четыре - шесть месяцев до начала поступления детей в группу. В него вхочит знакомство с персоналом группы,  с  традициями и текущими  задачами учреждения, показывает кабинеты специалистов, физкультурный и музыкальный залы, групповые помещения. Консультация  о возрастных особенностях детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние, дают рекомендации по подготовительным мероприятиям, которые помогут малышам спокойно войти в новые условия жизни:

- привести домашний режим в соответствие с режимом группы;

- познакомить с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания новые для него блюда;

- по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;

- расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т.д.

За 10 - 15 дней до начала второго этапа адаптационного периода - приема детей в группу - проводится второе родительское собрание.

На собрании   рассказывают о режиме работы группы, необходимости постепенного вхождения малыша в новые условия жизни. Родители узнают, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально - типологических особенностей и от того, как его подготовили к этому серьезному этапу жизни.  Адаптационный период будет проходить под контролем медико-педагогической службы с участием психолога, подчеркивает: для успешного проведения этого периода необходимы слаженные действия всех взрослых - родителей, воспитателей, медицинских работников, психолога.

 Постепенное введение ребенка в новые условия жизни с помощью мамы и симпатичного для него воспитателя помогает ему безболезненно освоиться на всех ступенях иерархической лестницы, преодолеть этот трудный период жизни. Не смотря на усилия всех взрослых, у многих детей в домашних условиях в это время все же наблюдаются поведенческие и эмоциональные проявления регрессии: утрачиваются навыки опрятности и самообслуживания, снижается уровень речевого общения и игровых умений. Это объясняется тем, что дети устают от напряженного ритма жизни группы, постоянного присутствия значительного количества сверстников, непрерывного шумового фона в помещении. 

Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, заинтересованным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание  и картина психологии доверия будет достаточно полной.

В заключении хочется еще раз отметить, что длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, нужно в комплексе использовать различные адаптационные методики приемы. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

 На этапе адаптации важно использовать следующие   формы и методы    по  организации  процесса  адаптации  ребенка  к новым  условиям, эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении при  этом  строго  учитываются возрастные  особенности  детей:

-наблюдения за поведением детей;

-беседы с родителями;

-опрос- анкетирование  родителей « Ваш  ребенок  дома.  Какой  он?»;

-элементы  телесной  терапии;

- засыпание  с  любимой  мягкой  игрушкой;

-подвешивание  над  кроваткой  возбудимого  ребенка  мешочка  с  успокаивающими сборами  трав;

-рассказывание  сказок, пение  колыбельных  перед  сном,  игровые  методы  взаимодействия  с  ребенком;

- создание  положительных установок  на  предстоящие  режимные  процессы;

- близкое  знакомство  с  семьей, рассматривание семейных  альбомов  в  группе;

-приглашение  семей  в  группу.

 - развивающие  игры; 

Основная  задача  игр в этот период -  формирование эмоционального  контакта, доверие  детей к  воспитателю.

При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт. Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:

знакомство;

игры с использованием игрушек и предметов;

контакт руками;

телесный контакт.

Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:

Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;

Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки.  При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием;

В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает;

В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны;

В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок).

Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать  занятие с проведения одной из таких игр и в том случае, если контакт ребенка с педагогом уже наладился. Такая игра поможет настроиться на активное общение. налаживания контакта с ребенком.

              Очень важно, что в период раннего  возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. В это время активно развивается сенсорика, движения, малыш овладевает речью. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умения смотреть и слушать,  сравнивать, различать,   и другие, которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.

Закончить свою работу я хочу словами В.А. Сухомлинского: «… твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте - умение проникнуть в духовный мир ребенка». Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при общении к вновь поступившим детям.

 

                                                       

                                                     Дай ручку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

– Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Привет! Пока!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

– Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

– Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.

– Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

– Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Хлопаем в ладоши!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка  со  взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

– Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

– Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Лови мячик!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

– Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

– Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

Пришел  Петрушка

Материал. Игрушка  Петруша, погремушки.

Ход  игры. Воспитатель  приносит  Петрушку,  рассматривает  его  с  детьми.  Петрушка  гремит  погремушкой, потом  раздает погремушки  детям.  Они  вместе  с  Петрушкой  гремят  погремушками,  радуются.

Выдувание мыльных  пузырей

Ход игры.  Воспитатель  на  прогулке  выдувает  мыльные  пузыри. Пробует получить  пузыри, покачивая трубочкой, не  дуя  в  неё.  Считает, сколько  пузырей  может  удержаться  на  трубочке за  один раз. Пытается  поймать  на лету все  пузыри, пока  они   не  коснулись  земли. Наступает  на  мыльный  пузырь  и  удивленно спрашивает  у детей,  куда он  пропал.  Затем  учит  каждого  ребенка  выдувать  мыльные пузыри (напрягать  мышцы  рта  очень  полезно  для  развития  речи.)

Хоровод

Ход  игры. Воспитатель  держит ребенка  за  руки  и  вместе с ним  ходит  по кругу,  приговаривая:

Вокруг  розовых  кустов,

Среди  травок  и  цветов

Кружим, кружим хоровод,

До  того  мы  закружились,

Что  на  землю  повалились.

Бух!

При  произнесении  последней  фразы  оба  падают  на землю.

Вариант  игры. Воспитатель  держит  ребенка за  руки и  вместе  с ним  ходит  о  кругу,  приговаривая:

Вокруг  розовых  кустов,

Среди  травок  и  цветов

 Водим, водим  хоровод,

Как  заканчиваем круг,

Дружно  прыгаем  мы  вдруг!

Взрослый  и  ребенок  вместе  подпрыгивают.

                                 

Покружимся

Воспитатель  берет  игрушечного  мишку,  крепко  прижимает  его  к  себе  и  кружится  с  ним.  Дает  другого  мишку  малышу  и  просит  также  покружиться,  прижимая к себе игрушку.

Затем  воспитатель  читает  стишок  и  действует в  соответствии  с  его  содержанием.  Ребенок  вслед  за  ним  выполняет  его  движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь.

           А потом  остановлюсь.

        Быстро- быстро  покружусь,

        Тихо- тихо  покружусь,

        Я кружусь, кружусь, кружусь

        И на землю  повалюсь!

Прячем  мишку

        Воспитатель  прячет  знакомую  ребенку большую  игрушку( например,  медведя)  так, чтобы  она  немного  была  видна. Говорит: «Где  мишка?» -  ищет  его  вместе  с  ребенком. Когда  малыш  найдет игрушку,   воспитатель  прячет ее  так,  чтобы искать  было сложнее. После  игры  с  мишкой  прячется  сам  воспитатель,  громко  произнося: «Ку-ку!». Когда  ребенок  найдет  его, он  перебегает  и  прячется  в  другом  месте. В конце  игры  воспитатель  предлагает  спрятаться  ребенку.

Солнышко и дождик

        Дети  присаживаются  на  корточки  позади  стульев, расположенных  на  некотором  расстоянии  от  края  площадки  или  стены  комнаты, и  смотрят  в «окошко» (в  отверстие  спинки  стула).  Воспитатель  говорит6 «на небе  солнышко!  Можно  идти  гулять».  Дети  бегут  по всей площадке.  По сигналу «Дождик! Скорей  домой!»  бегут на  свои  места  и  присаживаются  за  стульями. Затем  игра  повторяется.

Хоровод с куклой (проводится  с 2-3  детьми)

        Воспитатель  приносит  новую куклу,  здоровается  с  детьми,  гладит  каждого  по  голове.  Затем  просит  детей  по  очереди подержать  куклу  за  руку. Кукла  предлагает  потанцевать.  Воспитатель  ставит  детей в  кружок, берет  куклу  за  одну  руку,  другую  дает  ребенку  и  вместе  с  детьми  двигается  по  кругу вправо и  влево,  напевая  простую  детскую  мелодию (например, «Веселую  дудочку» М.  Красева).

Догонялки (проводится  с 2-3 детьми)

        Кукла,  знакомая  детям  по  игре «Хоровод  с куклой»,  говорит, что  хочет  поиграть  в  догонялки.  Воспитатель  побуждает  детей убегать  от  куклы,  прятаться  за  ширму.  Кукла  их догоняет, ищет, радуется, что  нашла, обнимает: «Вот  мои  ребятки».

Солнечные  зайчики

        Воспитатель  маленьким  зеркальцем  пускает  солнечных  зайчиков,  декламируя:

        Солнечные  зайчики

        Прыгают на  стене.

        Помани  их  пальчиком,

        Пусть  бегут  ко  тебе!

По  сигналу «Лови  зайчика!» дети  пытаются  его  поймать.  Игру  можно повторить 2-3 раза.

 

Приложение №1.

Анкета для родителей.

Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________

_________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество отца   _____________________________________________

__________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество матери____________________________________________            

__________________________________________________________________________

Проживают ли с вами бабушка или дедушка ребенка (кто укажите)____________         __________________________________________________________________________

Есть брат или сестра (старше или младше указать)___________________________

__________________________________________________________________________

Ваш ребенок предпочитает (и любит), чтобы его называли____________________ __________________________________________________________________________

Что мы должны знать о здоровье и привычках вашего ребенка________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Любимые игры вашего ребенка_____________________________________________

__________________________________________________________________________

Любимые сказки для вашего малыша_______________________________________

__________________________________________________________________________

Ваш малыш не любит______________________________________________________

__________________________________________________________________________

      Приложение №2.

Памятка для родителей.

  1. В период адаптации режим дня детского сада должен соблюдаться и в выходные дни дома, т.к. ребенок плохо переносит изменения заведенного порядка. Следствием таких изменений может быть нарушение сна, трудности засыпания вечером и после обеда.
  2. В первую неделю ребенка необходимо приводить в детский сад утром, накормленным на 2-3 часа, а приходить за ним к концу прогулки.  
  3. Приводя ребенка в группу, складывайте его вещи в ячейку аккуратно, чтобы, собираясь на прогулку, он оделся быстро.
  4. Родители должны принести ребенку в ячейку запасные вещи (трусы, носки, майку, по необходимости шорты, платье, колготки), а так же носовые платки, желательно в количестве 2-3 штук.
  5. Не забывайте о кепке или панаме летом.
  6. Вся одежда ребенка должна быть промаркирована (уточните у воспитателя).
  7. Обувь ребенка должна легко одеваться и сниматься (липучки вместо замков), а пяточка быть твердой.
  8.  Будет очень хорошо, если, приводя ребенка в сад, особенно в первое время, вы будете давать ему с собой его любимую игрушку.
  9.  Игрушки, которые приносит ребенок в сад, должны быть безопасными.
  10.  Учите ребенка тому, что необходимо делиться своими игрушками и с другими детьми.  
  11. Давайте ребенку больше свободы дома в области его самообслуживания: одевания, раздевания, умывания, посещения туалета и т.д.
  12. Учите ребенка самостоятельно принимать пищу.
  13. В детский сад запрещается приносить еду, сладости и жевательную резинку.
  14. Если ваш ребенок утром позавтракал дома, предупредите воспитателей об этом.
  15. Убедительная просьба приводить ребенка с 7.00 – 8.30 и забирать до 19.00.
  16. Обращаться к педагогам и помощникам воспитателя уважительно и по имени отчеству:

Воспитатели_____________________________________________________________

________________________________________________________________________

Помощник воспитателя___________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Консультация для родителей на тему "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения"

Подготовительная информация для родителей детей раннего возраста перед посещением дошкольного учреждения...

Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

Адаптационный проект «Адаптация без слез» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста....

Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

       Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в...