"Играем вместе с папой"
консультация на тему

Десятова Светлана Владимировна

Игры в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vmeste_s_papoy.docx19.81 КБ
Файл igry_s_papoy.docx27.11 КБ
Файл progulka_s_papoy.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

В семьях, где есть маленькие дети, поднимается вопрос о том, достаточно ли времени ребенку уделяют оба родителя. Если работает папа, а мама находится с ребенком целый день, на почве этого даже могут возникать разногласия. В то время как поиграть папе с малышом, даже если он устал после трудового дня, не так уж сложно.

Игры с ребенком дошкольного возраста могут длиться минут 15 — 20, а внимание ребенка раннего возраста удерживается и того меньше. Поэтому для развития какого-либо навыка достаточно несколько раз в день в игровой форме позаниматься с ребенком по 10 — 15 минут. Небольшая игра будет полезна для развития малыша и поможет отвлечься от наших взрослых проблем.

Как поиграть папе с малышом?

Кому же, как не сильному папе поиграть в самые запоминающиеся и ярко эмоционально окрашенные игры! Это игры «в догонялки», полеты на папиных руках так высоко, как с мамой не получится. Сидя на папиных руках можно подняться так высоко, что можно будет достать ручками то, что с высоты роста маленького человечка кажется таким недосягаемым и манящим. А покататься на папиной шее или на спине, когда папа побудет немного лошадкой? Сколько радости будет у малыша!

Игра папы с малышом  в «Сыщики»

Папа прячет какой-нибудь предмет или игрушку в комнате, когда ребенка в ней нет. Потом вместе ищут пропажу. Для малыша можно организовать подсказки. Например, спрятав в шкафу зайца, положить рядом игрушечную (или вымытую настоящую) морковку. Или, спрятав куклу, возле этого места оставить что-нибудь из ее одежды. Можно распечатать на принтере картинки с изображением того, что прячется. Особенно если это будут фото любимых игрушек, пусть даже черно-белые.

Игра папы с малышом «Веселые прятки для зверяток»

Расставляем на диване, на столе или на полу, где удобно, несколько игрушек. Для самых маленьких начать можно с трех. Называем вместе с ребенком каждую игрушку, спрашивая «Кто это?». Потом говорим, что зверята  хотят поиграть с нами в прятки, и предлагаем малышу закрыть глазки. Быстро прячем за спину одну из игрушек. Говорим малышу открыть глаза и спрашиваем, кого нет, кто спрятался? Со временем можно усложнять игру и увеличивать количество «участников». Недоумение вызывает у малыша вариант, когда никто не прячется и все остаются на своих местах или вдруг появляется не тот заяц, который был до этого, а другой. Эта игра хорошо тренирует память и внимание.

Игра папы с малышом «Убираем игрушки»

После того, как папа поиграл со своим малышом, они могут легко убрать вместе игрушки, если сделать это в игровой форме. Скажите ребенку: «А сейчас все игрушки хотят спать. Давай уложим всех на свои места. Машинки спят в гараже, мишки на полке, а твой любимый зайка, где любит спать?».

Игра папы с малышом “Секретики и превращения”

Цель игры – то, что вначале показывалось ребенку, впоследствии должно оказаться не тем, чем казалось, либо не там, где находилось. Например, положить в коробку какой-нибудь предмет, который исчезнет (для этого нужно вырезать дно у коробки) или только что показанная прозрачная вода, окажется зеленой или красной (путем добавления в нее зеленки или марганцовки), а сыпучая мука вдруг превратится в тесто (добавив в муку воду и все перемешав).

Игра папы с малышом “Миры”

Папа с помощью подручных средств и инструментов прямо в квартире может создать, например столовую, больницу, магазин, строительную площадку, железную дорогу….

Включив фантазию и заручившись маминой поддержкой, папе пора перестать бояться интересно и весело проводить время со своим ребенком. К тому же для гармоничного развития маленького гражданина, ему важно играть как с мамой, так и с папой!  

По мнению психологов именно папы более эмоционально включаются в детскую игру, так как поиграть папе с малышом в каком-то смысле проще. Мамы чаще более тревожны, им иногда бывает сложно переключиться на радостный настрой для игры.  

Играйте со своим малышом, чтобы быть друзьями!



Предварительный просмотр:

Игры с папой

Мама — самый близкий человек для малыша. Но ребенку не менее необходимы напористые, подвижные, энергичные «мужские» игры, с беготней, возней, визгом и хохотом. Это обогатит опыт крохи, подарит ему совершенно новые ощущения и впечатления.

 РЕЛЬСЫ - РЕЛЬСЫ...

         Для душевного и телесного здоровья человеку любого возраста необходим физический контакт с другими людьми. Если взрослого человека лишить возможности хоть как-то контактировать с внешним миром и получать из него всевозможные ощущения, это приведет к серьезным расстройствам его психики. Так что ношение малыша на ручках, объятия, поцелуи, массаж, нежные поглаживания, пощипывания и похлопывания, всевозможные пальчиковые игры и игры на коленках — это не просто забавы или способ выразить малышу свою любовь, это еще и необходимый для ребенка способ получения всевозможных тактильных ощущений. И чем младше кроха, тем больше таких прикосновений ему необходимо.

Конечно, в течение дня мама прикасается к малышу многократно. Но ведь папа-то это делает совсем иначе! У папы пальцы другие, кожа на руках другая, да и сами прикосновения отличаются от маминых. Значит, общаясь с папой, кроха получает массу новых тактильных впечатлений, что помогает ему лучше развиваться. А какая самая лучшая тактильная игра? Конечно, веселый массаж! Папа может с удовольствием пощекотать и пощипать ребенка под веселый стишок. Это вызовет у крохи бурю положительных эмоций. А чуть позже и сам малыш сможет сделать такой же массаж папе. Возможно, это даже станет воскресным утренним ритуалом.

Итак, рассказываем старый-престарый стишок и делаем соответствующие массажные движения на детской спинке:

 Рельсы, рельсы, (Рисуем пальцами на спине продольные рельсы.)

 Шпалы, шпалы. (Рисуем поперечные линии-шпалы.)

 Ехал поезд запоздалый. (Пробегаем пальчиками по всей спине.)

 Из последнего окошка

 Вдруг посыпался горошек. (Стучим пальцами по спине, как будто сыплются горошинки.)

 Пришли куры: поклевали, поклевали... («Клюем» пальчиками.)

 Пришли гуси: пощипали, пощипали... (Щиплем спинку.)

 Пришел слон: потоптал, потоптал, (Топчемся кулачками.)

 Пришла слониха: потоптала, потоптала, (Толчемся, но не так сильно.)

 Пришел слоненок: побегал, побегал. («Бегаем» по спинке пальчиками.)

 Пришел дворник: все подмел, все подмел. (Гладим спинку.)

 Поставил стул, стол, пишущую машинку («Ставим» стол и стул четырьмя пальцами.)

 И начал печатать: («Печатаем».)

 «Дорогая моя дочка!» Вжик-точка, вжик-точка. (На слове «вжик» проводим легонько пальцами по бокам малыша.)

 «Я купил тебе чулочки.» Вжик-точка, вжик-точка.

 Заклеил письмо, поставил печать и отправил. (Ставим «печать».)

 Письмо летел о-летел о, летело-летело... (Гладим спинку, показывая, как летело письмо.)

 И прилетело! (Хлопаем легонько малыша по попе или щелкаем резинкой трусов.)

Если малыш требует «продолжения банкета», попробуйте катать друг другу по спине игрушечные машинки. Это просто потрясающая забава, которой любят предаваться в воскресное утро огромное количество пап и их маленьких сыночков и даже дочурок!

А под конец усадите кроху к себе на коленки, нажмите слегка пальцем на курносый носик и скажите:

— Пи-и-и-и-п! Маша (Миша, Дима...) дома?

 — Дома!

 — А гармонь готова?

 — Готова!

 — А поиграть можно?

 — Можно!

После такого ответа начинайте щекотать малыша, как будто водите пальцами по клавишам гармони. Все завершается визгом, смехом и веселой возней.

 КУЧА-МАЛА

         В продолжение разговора о тактильных ощущениях хочется вспомнить еще одну непременную игру, в которую очень любят играть папы со своими малышами. Это веселая возня, которая может принимать вид «кучи-малы», шуточной борьбы, бокса и т.п. Трудно сказать, почему в такие игры чаще играют именно папы, а не мамы. Возможно, у уставших мам просто не хватает сил, а может, папам легче возвращаться из состояния взрослости в свое детство. Но, в чем бы ни была причина, играющий папа поступает весьма мудро. Одним махом он убивает сразу нескольких зайцев. Проводит время с малышом, причем обоим невероятно весело! Это раз. Играет в весьма полезную игру, которая сближает его с ребенком, делает взросло-родительские отношения более гармоничными, доверительными. Ведь любой телесный контакт психологически связывается именно с доверием. Это два. И для самого папы польза огромная: снимается нервное напряжение, физическая и психологическая усталость, восстанавливается душевное равновесие. Происходит то, что мы часто называем одним емким словом «разрядка». Всем нам иногда весьма полезно освободиться от привычной роли родителя и ответственного работника, отдохнуть от интеллектуальной работы и всяких ограничений, которыми мы вынуждены связывать себя, и вернуться на время в детство, почувствовав связь с прошлым. Это три. А что же малыш? Что, кроме веселья, несет в себе игра-возня?

С помощью подобных игр кроха учится управлять своим телом, пытается осознать свои двигательные возможности, знакомится с новыми и разнообразными тактильными ощущениями. Что будет, если поползать по гладкому паркету? А если поваляться на пушистом ковре? Что первым делом сделает всякий приличный карапуз, выйдя на прогулку в заснеженный двор? Правильно, постарается изваляться в снегу с ног до головы. И ползание на четвереньках в траве, и закапывание в песок на горячем пляже — все это новый тактильный опыт. Кроме этого, малыш учится определять границы своего тела, осваивается с пространством, разбирается, где верх и низ, где правая сторона, а где левая. В свою очередь, умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи. Вот и выходит: игры простые, а значение имеют огромное!

Такие игры обычно возникают спонтанно и не имеют никакого сюжета: просто беготня друг за другом и «ловишки», возня на полу или на кровати, щекотание или шуточная борьба, визг и хохот. Но можно поиграть и по правилам. Например, воспользовавшись обычной забавой, которая в каждой детской компании называется по-разному: «кошка и мышки», «домики» и т.п. Папа в роли кошки «спит» на диване, а малыш бегает вокруг и дразнится. Но вот кошка проснулась, и маленький мышонок должен поскорее спрятаться в кресле-домике. Если кошка его не поймала, игра начинается сначала. Если поймала — вот тут, мышонок, берегись! Сейчас тебя будут «кушать», щипать и щекотать. Одно условие: подобные игры лучше не затевать перед сном. После них малышу нужно некоторое время, чтобы успокоиться. Лучше потом полежать спокойно вместе, поговорить о чем-нибудь приятном или почитать спокойную книжку.

ПАПОВОЗ

Мы играли в паповоз,

 В самый быстрый паповоз,

 В самый лучший паповоз:

 Ехал я, а папа вез.

 Долго он не соглашался,

 Не хотел пыхтеть всерьез,

 А потом как разошелся -

 И поехал, и повез!

 Сбили шкаф, упало кресло.

 Стало нам в квартире тесно...

А дальше герои этого стихотворения «побывали в разных странах, посмотрели белый свет» и даже собрались в следующий выходной взять с собой маму и отправиться на Луну.

Да, только папы умеют так играть! Только у пап иногда просыпается такая неуемная фантазия и воображение. И тогда может произойти все что угодно: и поиски клада прямо в квартире, и путешествие на плоту по бушующему морю, и сражение с морскими пиратами. Но все это будет тогда, когда малыш немного подрастет. А пока огромную радость и «паповозу», и маленькому пассажиру доставят всевозможные игры на коленках, «лошадки» на папиных плечах и прочие веселые забавы с подскоками.

Поиграть можно, например, так. Папа усаживает малыша к себе на колени, подбрасывает его вверх, раскачивает из стороны в сторону, приговаривая:

Поехали с орехами на бочке, на бочке,

 По ровной дорожке,

 По кочкам, по кочкам,

 По оврагам, по оврагам,

 По ухабам, по ухабам,

 На высо-о-окую горку,

 В ямку бух!

На последних словах колени раздвигаются, и малыш с хохотом «падает» в ямку. Конечно, при этом его нужно придерживать за ручки. А катание на папе-«лошадке» — это еще и развивающая игра. Сидя на папиных плечах, малыш получает больший обзор, видит привычную комнату в совершенно новом, необычном ракурсе, что дает ему пищу для ума. Кроме того, для малыша — это своего рода урок веселой физкультуры, помогающий развить ловкость, координацию движений, научиться управлять своим телом. Ведь положение крохи на сильных папиных плечах не очень устойчивое. Следовательно, маленький всадник прикладывает усилия, чтобы удержать равновесие. А для папы — это прекрасная возможность пообщаться с карапузом, доставить ему радость и удовольствие.

 ЛАДУШКИ-ЛАДУШКИ

Вы думаете, что игры с малышом в «Козу рогатую» и прочие «ладушки» — это удел бабушек и мам? Ошибаетесь! Папы тоже с удовольствием развлекают крошек подобными играми. Причем не всегда можно точно ответить на вопрос: кто радуется больше — малыш или папа? Но если играть в «козу», которая «забодает-забодает», умеют практически все папы, то другие забавы с пальчиками и ладошками им чаще всего не знакомы. Выход здесь прост. Папу нужно этим играм научить. Сыграйте несколько раз в «Ладушки», «Сороку-ворону» или еще какую-нибудь пальчиковую игру все вместе, и в следующий раз папа и сам будет хлопать с сыном или дочуркой в ладоши или загибать крошечные пальчики.

А вот вам замечательная игра-стишок для пальчиков. Рассказываем малышу потешку и загибаем по очереди пальчики сначала на одной ручке, а потом на другой:

Кто в деревне живет?

 Лежебока рыжий кот,

 Маленький теленок,

 Желтенький цыпленок,

 Белая овечка,

 Мышка под крылечком!

 Раз, два, три, четыре, пять -

 Их не трудно сосчитать!

 Кто в лесочке живет?

 В темной норке — серый крот,

 Под кустом — зайчонок,

 В ельнике — лосенок,

 За горой — лисичка,

 На сосне — синичка!

 Раз, два, три, четыре, пять -

 Будем пальцы загибать!

 (И. Гурина)

Сначала папа будет играть с малышом. А чуть позже и кроха выучит стишок и станет загибать своими крошечными пальчиками большие папины пальцы. Очень трогательная картинка!

  Играем в машинки

 Вот во что еще можно поиграть с папой, так это в машинки! Мамы совершенно не умеют играть в эту игру, хотя очень стараются. А папа сможет придумать множество разных сюжетов для игры: и гонки от одной стены комнаты до другой, и строительство гаражей, мостов и тоннелей из кубиков, стульев и диванных подушек — и даже придумает, как открыть дома настоящую автомастерскую.

Но малышу будет интересно не только играть машинками, но и самому превратиться в машину. Малыш берет в руки игрушечный руль, а папа подает команды: «вперед», «задний ход», «быстрее», «медленнее», «стоп», «подать сигнал» и т. п. Шум мотора должен соответствовать размеру машины. Большая машина гудит громко, маленькая — тише. Стараясь имитировать звуки мотора и гудков разных машин, малыш тем самым будет тренировать свой артикуляционный аппарат.

Даже просто рассматривать машинки с папой очень интересно. Папа может рассказать сыну или дочурке, как называется каждая часть машины и для чего она нужна. Машинки можно сортировать по цветам и размеру. Бурю восторга вызовет у малыша игра в поезд. И не беда, что комната на время превратится в железнодорожный вокзал. Сначала поиграем, а потом вместе займемся уборкой. Итак, выстраиваем поезд из стульев и табуретов, рассаживаем в вагоны игрушки и усаживаемся сами. Малыш — за машиниста. Ту-ту, чух-чух-чух! Поехали!

Третий звонок. Дон-дон-дон!

 Пассажиры, кошки и куклы, в вагон!

 До свиданья, пишите!

 Машите платками, машите!

 Машинист, свисти!

 Паровоз, пыхти:

 Чах-тах!

 Поехали-поехали...

 (С. Черный)

 ЗАБАВНОЕ МНОГОБОРЬЕ

         А не устроить ли нам смешные соревнования? Именно смешные, потому что серьезные состязания пока не для малыша. Он еще не умеет с достоинством проигрывать. И если у папы все время будет получаться что-то лучше, чем у него, непременно расстроится. Поэтому играем не ради выигрыша, а просто ради веселья. И, конечно, для пользы. Потому что любое подобное упражнение — это тренировка моторики, координации движений, глазомера, ловкости.

Состязание первое. Ставим на пол бутылку или банку с широким горлышком, выдаем каждому игроку по 10 горошин или фасолин. Задача игрока — стоя в полный рост над бутылкой, бросать горошины по одной вниз, стараясь забросить их в бутылку. Кто сделает это точнее: папа или малыш?

Состязание второе: помещаем на некотором расстоянии от себя небольшую картонную коробку или любую другую подходящую емкость и бросаем в нее прищепки.

Состязание третье: фрисби. Обозначим площадку на полу, расстелив полотенце. Стараемся метнуть одноразовую бумажную или пластиковую тарелку так, чтобы она приземлилась точно на полотенце.

И, наконец, состязание четвертое: бег паучков. Покажите малышу, как можно в считанные секунды превратиться в паучка: сядьте на пол, обопритесь об пол руками за спиной, приподнимитесь на руках и ногах и... побежали! Сначала вперед, а потом и назад. А затем поучите малыша ходить на руках, держа его за ноги.

 ВЕСЁЛЫЕ ЗАБАВЫ

 Возможно, папе будет не слишком интересно собирать с малышом пирамиду или подбирать вкладыши к рамкам. Но вот поиграть с крохой в мячик папа вряд ли откажется. Вариантов таких игр множество. Можно сесть с малышом друг напротив друга и катать мячик друг другу. Можно учиться бросать и ловить мяч руками. Умение бросать мяч — важный навык. Обратите внимание ребенка, что бросать мяч можно по-разному: из-за головы, от груди, снизу вверх, двумя руками, только левой или только правой. Постепенно осваивайте все способы и совершенствуйтесь в них. Не менее важно научить малыша ловить мяч. Начинайте с маленького расстояния, почти вкладывая мячик в руки крохи, потом увеличивайте расстояние. Важно подобрать подходящий мяч. Он должен быть достаточно большой, но при этом легкий. Хорошо подойдет немного спущенный пляжный мячик, который малышу будет удобно ловить и удерживать в ручках. А можно и в футбол поиграть. Эта игра нравится , не только мальчишкам. Девочкам тоже доставит немалое удовольствие толкать мяч ногой на радость папе. Такое упражнение хорошо развивает координацию и чувство равновесия. А воротами будут по очереди папины ноги и ноги малыша.

Сначала малыш забивает мяч в папины ворота, а потом кроха играет роль ворот. В качестве ворот можно использовать стул или табурет или выложить ворота из кубиков. Еще интересно сыграть в импровизированный баскетбол, стараясь попасть мячиком в стоящую на полу или на диване картонную коробку. А что, если построить из кубиков фигурки наподобие городков и сбивать их небольшим мячиком? Причем, мячик можно как катить, так и бросать. Такая игра тренирует согласованную работу зрения и рук, развивает крупную и мелкую моторику и удовлетворяет присущую большинству малышей жажду «разрушений». А потом можно новые домики из кубиков построить. Вместе с папой, конечно.

Воздушные шарики любят все без исключения малыши. А игра такими шариками вместе с папой в волейбол — вот веселье так веселье! Нужно только надуть пару шариков и протянуть веревку между двумя стульями. Теперь папа и малыш садятся по разные стороны импровизированной «сетки» и перебрасывают через нее воздушный шарик. Малыши могут шарик ловить, а ребятишки постарше пусть учатся его отбивать.

Попробуйте сыграть с малышом в игру, которую каждый из нас знает под названием «наперстки». Но, в отличие от мошенников, мы не станем делать ничего предосудительного, а просто потренируем умение малыша решать поставленную задачу и поразвиваем зрительно-двигательную координацию, внимание, память. Для игры нам понадобится три разноцветных кружки или маленькие мисочки. На глазах у малыша спрячьте под одной из мисок печенье, конфету, яблоко или небольшую игрушку. Затем начинаем передвигать миски по кругу. Сможет ли малыш после ваших манипуляций сообразить, где спрятан предмет? Если угадал, печенье можно съесть (не забыв разделить его с папой), а игрушкой — поиграть. Если малыш легко справляется с заданием, попробуйте взять мисочки одного цвета. Сможет ли малыш теперь запомнить ту миску, под которой хитрый папа спрятал печенье?

Для самых крошечных карапузов подойдет такая забава. Пока мама занята, папа может помочь малышу лучше познакомиться с предметами, которые находятся в квартире. Возьмите кроху на руки и скажите: «Сейчас мы побежим с тобой к дивану. Побежали, побежали!» Подойдите к дивану и скажите: «Прибежали! Вот диван!» Теперь бежим к телевизору, холодильнику, на кухню, в ванную, к маме, к кошке, к часикам, словом ко всему, что найдется в квартире.



Предварительный просмотр:

«ПРОГУЛКА С ПАПОЙ»

Впереди зима и полные веселья и задорного детского смеха прогулки по снегу! Как разнообразить наши игры с малышами, и чем занять кроху в очень уж холодный день, если придётся провести его дома?

«СНЕЖНЫЕ СКУЛЬПТУРЫ»

         Из снега можно вылепить не только снеговиков. Подскажите вашему ребенку, что снег такой же материал для лепки, как и глина, который можно использовать для создания разных существ и предметов.

         С помощью кухонных формочек, пластиковых коробочек от продуктов и горшочков всех размеров можно вылепить формы разной конфигурации, потом скрепить их. Маленькие шарики из снега хорошо соединяются между собой с помощью палочек или зубочисток, и таким образом из них получаются самые различные скульптуры. Покажите вашему ребенку, как соединять фрагменты его скульптурного произведения «снежным клеем», то есть обрызгивая их водой. Если снег пушистый и рассыпается, дети могут добавить к нему воды или положить сделанные формочки в морозильник на несколько часов, чтобы дать им затвердеть.

 А еще вы с ребенком можете устроить снежный пир для птиц. Сделайте чашечками снежные пирожные и украсьте их настоящим замороженным птичьим кормом.

«ВАРЕЖКА-ПОДРУЖКА»

         Если вашему сыну или дочке хочется пойти погулять по снежку, а рядом нет никого, кто составил бы малышу компанию, предложите ему поиграть с варежкой-подружкой. Возьмите варежку, у которой потеряна пара, — и сделайте ей лицо: из пуговичек — глазки, а из красной нитки — рот (или нарисуйте лицо). Теперь ваш малыш с удовольствием возьмет на улицу варежку-подружку и поучит ее, как играть в снегу.

«АНГЕЛЫ»

Пожалуй, нет ни одного взрослого, который в детстве не играл бы в снежного ангела. Покажите ребенку, как надо упереться в землю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб и захлопать в снегу руками и ногами, как будто летишь; снег облепит малыша, и его одежда будет белоснежно-ангельской, а руки станут похожи на крылья. Потом помогите малышу осторожно встать, не разрушив его «ангельскую» форму. Только что выпавший снег — прекрасное пушистое ложе, и ребятишки любят, лежа на нем, как бы парить в свежести солнечного зимнего дня.

Если игра в ангелов уже не в новинку вашей семье, попытайтесь создать с ребенком другие снежные образы, напоминающие разных животных. Возможно, ваш сын сможет сообразить, как улечься на один бок и согнуть руку так, чтобы след от него походил на слоновый хобот, или ребенок может встать в снегу на четвереньки и вообразить, что это не его, а лошадиные ноги в снегу, а сам он лошадка.

«СНЕЖНЫЕ СОЗДАНИЯ» 

         Лепить снеговиков — это обычное дело. А вот делаете ли вы снегурочек, маленьких снеговичков, снежных собак, котов или черепах? Этим хорошо заняться, если в творческом процессе участвует несколько человек, вот тогда можно вылепить снежное семейство или целый зоопарк снежных обитателей.

         Если вам хочется, чтобы проезжающие мимо люди еще больше восхищались вашим творением, то принарядите ваших снеговиков. Шапка и шарф вполне традиционные украшения для снеговиков, а что вы думаете о том, чтобы повязать вашей снегурочке на голову платок или надеть большую дамскую шляпу? Возможно, ей придутся кстати кухонный фартук и деревянная ложка. Если вы любите ходить по магазинам, то купите несколько недорогих вещей специально для того, чтобы использовать их для ваших снеговиков после следующего большого снегопада. Если вы играете в снегу с очень маленькими детишками, делайте снеговичков тоже маленькими, чтобы не утомить ребенка. А еще вы можете попытаться сделать черепаху, для этого нужно вылепить из снега куполообразную форму, напоминающую панцирь черепахи, и приделать к нему четыре маленькие ножки, голову и хвост.

«СНЕЖНОЕ ИСКУССТВО»

 Можно нарисовать зимний пейзаж. Разломайте плотную коричневую коробку от обуви, ее дно вполне подойдет для рисования. Потом пусть малыш украсит темный фон нарисованной сценки маленькими кусочками ваты, их сначала надо обмакнуть в муку, а потом нанести на рисунок. Еще лучше будет приклеить кусочки ваты к рисунку. Но можно заняться и объемным творчеством. Покройте стол газетой или какой-то материей, чтобы защитить его поверхность от «снега», и достаньте блестящий металлический поднос. Пусть малыш сделает на нем горы из глины, из теста для игр или пластилина. Предложите ему воздвигнуть горы различной формы — высокие, узкие и невысокие, приземистые. Когда горная цепь будет готова, дайте ребенку клей, чтобы он обрызгал им вершины, а потом посыпал их солью. Одну горку можно посыпать не солью, а сахаром, а еще какую-нибудь мукой. В конце творческого процесса можете обсудить, какие горки белее и выглядят более «снежными».

«СНЕЖНЫЕ ПИРОЖНЫЕ»

Если вашему ребенку очень хочется играть со снегом, а вы считаете, что он должен оставаться дома, вспомните о снежных пирожных. Набейте снегом ведро или таз и принесите в дом. Пусть ребенок быстренько натолкает снег в формочки для пирожных и вывалит его на кулинарный поднос. Поставьте эти «пирожные» в морозилку, и потом их можно использовать для угощения кукол, плюшевых зверей или воображаемых друзей. Если ваш ребенок захочет, он может для забавы украсить свои замороженные угощения кусочками жевательной резинки, маленькими шоколадными конфетками или блестками.

«СНЕЖНЫЕ КРАСКИ»

 Для разнообразия ваш снег можно сделать цветным. Для этого возьмите пол стаканчика воды и добавьте туда пищевого красителя. Дайте ребенку несколько таких стаканчиков с разными красками. Разбрызгивая краски на снег или наполняя им стаканчики, он получит подкрашенный снег, из которого можно делать шарики, разные фигурки или снеговичков. Это очень удобный момент познакомить ребенка с особенностями цветовой гаммы. Дайте малышу стаканчики с красной и желтой красками, и пусть он выльет половину каждой краски в стаканчик со снегом. Полученный раствор помешайте ложкой, и вы увидите, в каком восторге будет ребенок, когда он поймет, что, соединив красную и желтую краски, можно получить оранжевый цвет.

«СТРЕЛЬБА В ЦЕЛЬ»

         Когда на улице слишком грязно, чтобы проводить там много времени, а вашему ребенку не терпится подвигаться, стрельба в цель именно то занятие, которое ему необходимо, а кроме того, оно способствует развитию глазомера и координации.

         Наберите снега и слепите из него снежки, потом заморозьте их в холодильнике (если снег подтаял, лучше сделать снежные кубики). Приготовьте достаточное количество снежков или кубиков. Когда они станут твердыми (но не чересчур — если они слишком твердые, переложите их из морозильника на полку холодильника, чтобы снежные «снаряды» не превратились в настоящее оружие), положите снежки в пластмассовый тазик. Пусть ваш ребенок встанет на закрытом крыльце или в другом защищенном месте, а вы наблюдайте, метко ли он попадает в цель — ею может быть дерево или круг в снегу. Начинайте с легкой цели, и если малыш удачно справляется с ней, сделайте ее менее доступной.

«СНЕЖНАЯ КРЕПОСТЬ»

Дети любого возраста с радостью увлекаются постройкой снежных крепостей, но больше всего это занятие подходит мальчикам школьного возраста. Нам не раз приходилось наблюдать, как безумно счастливые мальчишки целый день напролет проводят за постройкой своих «грозных» крепостей. Ваша задача — проследить за тем, чтобы сооружение крепости началось в тихом месте, где у нее будет шанс сохраниться в течение нескольких дней, а не где-нибудь на дороге или у крыльца дома. Предложите вашим снежным архитекторам такое место, куда меньше попадают прямые солнечные лучи, иначе цитадели будет грозить опасность слишком быстро растаять.

         При постройке крепости некоторые дети любят использовать ведерко, набивая в него снег; другие, чтобы построить стенку, делают большие снежные шары и, спрессовывая, кладут их один на другой; иные же просто прыгают в середину сугроба, прорывая в нем ходы, и там прячутся.

         Единственная роль, которую здесь можете играть вы, состоит, пожалуй, в том, чтобы в изобилии обеспечить ребят горячим чаем, поджаренной булкой, а кроме того, постоянно пополнять запас сухих варежек.

«ЛАБИРИНТЫ И ТУННЕЛИ»

         Когда толщина снежного покрова достигает пятнадцати сантиметров или более того, в нем можно прорывать снежные лабиринты и туннели. Помогите вашему ребенку сделать план лабиринта, который он захочет соорудить в снегу на искусственном или естественном склоне. Когда лабиринт будет готов, полейте его водой и сделайте так, чтобы поверхность внутри него была очень гладкой. Теперь по дорожкам сооружения можно катать игрушки или мячики. Когда собирается несколько детей, они могут построить параллельные лабиринты и катать по их дорожкам все, что угодно.

         Для большей забавы можно просто так рыть в снегу туннели-лабиринты, а для малышей — туннели, в которых легко спрятать какие-нибудь игрушки или играть в прятки.

«РАБОТА С ЛОПАТОЙ»

Хорошо, если в вашем хозяйстве (скажем, в гараже) хранится небольшая лопатка, тогда вы сможете привлечь ребенка к тому, чтобы он помог вам расчистить подъезд к дому и дорожки. Если малыш станет получать от этого удовольствие, то в дальнейшем вам будет легче поднять планку: когда он повзрослеет, — сделать из него вполне серьезного работника. Вдвоем вы сможете проверить, на какую глубину сумеете прокопать снег за пять минут или сколько времени потребуется, чтобы вам встретиться, начиная работу с разных концов.

«ДЕНЬ СНЕЖИНКИ»

         Окутайте свой дом волшебством снежинок, украсив окна раскрашенными бумажными куколками или звездочками. Расскажите ребенку о свойствах снега — о том, что нет двух совершенно одинаковых снежинок. Все они так же непохожи друг на друга, как дети. Если ваши наследники постарше, вам, возможно, захочется достать энциклопедию и поискать в ней хорошие картинки с изображением снежинок. Если у вас дома есть увеличительное стекло, соберите снежинки и дайте ребенку внимательно рассмотреть их.

 Потом пусть он раскрасит бумажные снежинки и повесит их на окошке. Это можно сделать и в таких климатических условиях, где никогда не бывает снега. И если вы увидите где-нибудь изображение сильной снежной бури, вам, может быть, захочется немножечко ее в вашем доме.

«КОНЬКИ ИЗ КОВРИКА»

         Когда на улице мороз, что может быть лучше катания на коньках, но не хуже можно покататься на коньках и дома. Для этого надо вырезать из коврика кусочки примерно в пятнадцать квадратных сантиметров и положить их лицевой стороной на линолеум или гладкий деревянный пол; однако можно обойтись и двумя кусками мягкой ткани. Включите музыку — какой-нибудь медленный танец или вальс — и вдохновите вашего ребенка стать чемпионом «домашнего фигурного катания». Покажите ему, как нужно двигать руками в такт музыке и скользить по комнате. Пусть малыш попробует прокатиться назад и сделать фигурные восьмерки, правда, при этом вам надо проследить, чтобы с ним все было в порядке. Это занятие рекомендуется для развития мускулатуры ног.

«НАУКА ХОЛОДНОГО ДНЯ»

         Используйте холодный день, чтобы помочь ребенку стать «ученым-экспериментатором», изучающим эффекты воздействия солнечных лучей. Дайте малышу два стаканчика — лучше пластмассовые, но сойдут и бумажные. В каждый из них налейте подкрашенную в разные цвета воду — примерно полстакана. Потом посоветуйте ребенку поставить во дворе один стаканчик на солнечной стороне, а другой — в тень, и чтобы он почаще проверял, в каком стаканчике вода начнет замерзать быстрее. Сколько времени потребуется каждому стаканчику, чтобы вода в нем замерзла? Замерзает ли вся вода одновременно или есть некоторая разница между верхней частью стаканчика и дном? В более теплую погоду ваш маленький экспериментатор может сделать обратный опыт. Накройте стаканчики с подкрашенной водой пластмассовыми крышками и поставьте их в морозильник. Когда вода замерзнет, вынесите стаканчики на улицу — один на солнце, а другой в тень. Понаблюдайте, как быстро начнет таять в них вода.

«ЛЕТНИЕ СНЕЖКИ»

         Среди наших знакомых есть два ребенка с очень богатым воображением. Зимой эти дети обычно делают снежки и хранят их до лета. Они формуют совершенно круглые плотные снежки различного размера, упаковывают их в полиэтиленовые мешочки и кладут на дно морозильной камеры. А в один из жарких летних дней, когда кто-нибудь из ребят вспомнит об этих снежках и принесет их, они затевают игру с приятно тающими снежками.

Рисуем на снегу

 «УЗНАЙ ПО КОНТУРУ»

Нарисуйте палочкой на снегу контур знакомого ребенку предмета. Для маленьких ребятишек это могут быть мячик, машинка, рыбка, домик; для более старших (2-3 года) — самолет, облако, снежинка и.д. Задача ребенка — угадать и назвать, что изображено.

«ДОРИСУЙ-КА»

В зависимости от возраста малыша задания варьируются по сложности. Вы предлагаете ребенку рисунок, на котором чего-то не хватает (крыши у дома, лепестка у цветка). Задача — дополнить изображение. Скажите, что вы, кажется, что-то забыли дорисовать, попросите помочь понять, что же именно не так в рисунке, и исправить ошибку. Если ребенок затрудняется, нарисуйте рядом такую же картинку и попросите их сравнить.

 «ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК»

С помощью палочки, веточки, на глазах у ребенка нарисуйте тропинку (несколько точек на расстоянии 5 -10см друг от друга). Предложите малышу соединить их в одну линию. Далее ваша тропинка может повернуть, образовав сначала простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), а затем и более сложные рисунки — машину, солнышко, медвежонка.

«ОТПЕЧАТКИ»

Попробуйте вместе с малышом оставить отпечатки на снегу. Для начала это могут быть ваши и его следы от обуви. Далее можно оставлять отпечатки руками, обращая внимание на то, что снег холодный, липкий.

 «СТРОЙКА»

Обычно на прогулку в зимнее время родители и дети из инструментов берут только лопатку, в отличие от лета, когда почти всегда под рукой целый набор для игр в песочнице. Чем же снег хуже песка? Из него можно также строить целые снежные города. Так как малышам, конечно, еще трудно самим придумывать и созидать различные фигуры, то можно предложить использовать с этой целью ведерки. Наберите в них снег, переверните — вот и готов дом! На доме из снега (в отличие от песочного) палочкой легко нарисовать окна и двери. А может, эта фигура из ведерка вовсе и не дом, а, например, голова — только добавьте глазки, носик, ротик — вот вам и жители снежного городка! А если есть жители, значит, и городок таким же образом можно построить! Почти все мальчишки любого возраста любят строить гаражи для машинок. Так сделайте гараж из снега! В него будет не менее интересно вкатывать, а потом выкатывать игрушечный транспорт, чем в гараж, построенный, например, из кубиков. Девочкам, возможно, будут более интересны домики для кукол, животных и т.п.

А сколько удовольствия может доставить и ребенку и вам совместная постройка снежной крепости с башнями, арками, тоннелями и лабиринтами!

 «ПОИСК ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ»

Эта довольно известная игра обычно проводится на бумаге. Взрослый рисует предметы в определенной последовательности, задача ребенка — продолжить логический ряд. Безусловно, степень сложности заданий определяется возрастом ребенка. Вылепите из снега большой ком, далее — маленький, следующий — большой. Предложите малышу догадаться и самому вылепить ком нужного размера. Далее задания можно усложнять как по содержанию логического ряда, так и по сложности создания нужной фигуры. Например, нарисовать на снегу последовательность: цветок — палочка — круг — цветок и т.д.

 «СНЕЖНЫЕ ЦВЕТЫ»

 Попробуйте создать цветочную клумбу зимой! Для этого вместе с малышом воткните в снег палочки и налепите на них небольшие кусочки снега.

 «ПИРАМИДКА ИЗ СНЕГА»

Обыграйте ситуацию создания игрушки — пирамидки для снежного маленького зайчика, например. Расскажите малышу, что у него дома очень много разных игрушек: и куклы, и мячики, и пирамидки. Предложите посмотреть вокруг — есть ли игрушки для снежного зайчика? Нет? Зайке, наверное, скучно совсем без игрушек! Попробуйте развеселить его, вылепив ему из снега пирамидку. Вспомните, что сначала в пирамидке идет большой круг, затем поменьше, еще меньше и т.д.

Спортивные игры

  «ЛУНКИ»

Возьмите на прогулку большой мячик, выройте лунки значительно большего размера, чем диаметр мяча, и предложите малышу закатить мяч в лунку.

 «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ»

Эта игра придется по вкусу любому ребенку. Выбирайте цель и пробуйте попасть в нее снежком. Мишенью может быть все, что угодно: дерево, столб, горка. С детьми от 1 года можно попробовать более упрощенный вариант игры. Очертите достаточно большой круг, предложите малышу попасть в него снежком.

 «КТО ДАЛЬШЕ?»

Устройте соревнования на самого лучшего «бросальщика» снежков. Пригласите в вашу игру других ребятишек, чтобы выяснить, кто же дальше всех может забросить снежный кубок или, например, конфету.

 «ПРЕОДОЛЕЙ ПРЕПЯТСТВИЯ»

Постройте башенки различной высоты, вылепите снежные перекладины для перешагивания — в общем, придумайте различные виды препятствий для преодоления их малышом. Для детей постарше можно создать целый сюжет, например, обыграв цель преодоления препятствий — спасение какой-нибудь игрушки.

Игры — развлечения

 «СПРЯТАВШАЯСЯ ИГРУШКА»

Закопайте небольшую игрушку в снег, попросите кроху найти ее. В зависимости от возраста и подготовленности малыша можно попробовать различные варианты. Если ребенок маленький, то лучше прятать игрушку прямо у него на глазах, позже — очерчивать круг, ограничивая зону поиска. С детьми постарше можно указывать направления движения (иди прямо, налево, направо и т.п.). Можно поиграть по принципу «холодно — горячо».

 «ИДИ ПО СЛЕДУ»

Игра похожа на предыдущую. Разница в том, что путь к кладу заранее нужно обозначить своими следами или, например, нарисовать краской, выложить веточками и т.д. Задача ребенка — найти спрятавшуюся игрушку.

 «ПРИСЛУШАЙСЯ!»

         Послушайте вместе с малышом, как «разговаривает» снег. Поставьте простой эксперимент: пройдите сами и предложите ребенку пройти по хрустящему снегу. Отметьте, что чем тяжелее тот, кто на него наступает, тем громче «говорит» снег. Далее можно поиграть в такую игру. Пусть малыш с закрытыми глазами по звуку пробует определить, кто пробежал по снегу: маленькая мышка или большой медведь, зайчик или воробушек и т.д. Ваша задача — изменять силу нажима в зависимости от того, какие игрушка или воображаемый зверь прошли по снежному покрову.

Эксперименты со снегом

«НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СНЕЖИНКАМИ»

 В снегопад возьмите с собой на прогулку лист черного картона. На черном фоне можно будет отлично рассмотреть упавшие снежинки. Отмечайте с малышом все их особенности: цвет, форму, многообразие. Дайте ребенку потрогать снег пальчиком без варежки, и пусть он увидит, как быстро снежинки исчезают на теплой ладошке.

«ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ВОДА?»

Замечательное свойство воды — способность пребывать в трех состояниях. Как же не использовать ее для экспериментов и наблюдений?

 Наберите на улице чашку снега, принесите домой. Понаблюдайте вместе с малышом, что станет со снегом, куда он исчезает, отметьте, что снега было много, а воды не было совсем, а через какое-то время воды стало много, а снег растаял. Придумайте какую-нибудь интересную историю о волшебниках Морозе и Тепле, постоянно борющихся между собой.

«ЛЬДИНКИ»

В морозную погоду вынесите из дома небольшое количество воды в неглубокой чашке. Понаблюдайте, что становится с водой, как она замерзает. Для разнообразия можно добавить в воду краски, получатся красивые цветные льдинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение «Вместе с папой мы дружны, вместе с папой мы сильны» ко дню Защитника Отечества в старшей группе.

Цель: удовлетворить природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом....

Спортивное развлечение «Вместе с папой мы дружны, вместе с папой мы сильны» ко дню Защитника Отечества (старшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №40»муниципального образования города Братска....

Полезные советы « Игры – вместе с папами».

Основной вклад в развитие и воспитание малыша, без сомнений, вносит его мама. Однако, стоит не забывать, что и от отца многое зависит в жизни ребенка. Например, некоторые принципы, что касаются духовн...

Спортивное развлечение «Вместе с папой мы дружны, вместе с папой мы сильны» ко дню Защитника Отечества.

Цель: удовлетворить природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом....

"Играем вместе с папой, дедушкой, мамой" детско-родительское занятие в ГКП

quot;Играем вместе с папой, дедушкой, мамой" игровое занятие родитель-ребенок в ГКП.Цель и задачи данного игрового сеанса Создание ситуаций сотрудничества родителей (отцов, мам) и детей в о...

Интерактивная спортивная игра «Вместе с папой!» с детьми раннего возраста (в помощь воспитателю).

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Интерактивная спортивная игра «Вместе с папой!» для воспитанников группы раннего возраста,...

Сценарий интеллектуальной игры для родителей «Вместе с папой мы сильны, вместе с папой мы дружны!»

-  Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности; -  Развивать умения быстро выстраивать логические цепочки, думать, рассуждать.-  Воспитывать у родителей умение прояв...