Консультация для родителей на тему: «Пусть научатся любить природу»
консультация (подготовительная группа) на тему

Соплякова Надежда Владимировна

В В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pust_nauchatsya_lyubit_prirodu.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 53

Консультация для родителей

на тему: «Пусть научатся любить природу»

Подготовил: воспитатель Соплякова Н.В.

г.Сызрань

2009 год

         В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

          Природа, которая наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

          Есть и еще одна очень важная задача, для решения которой нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе (растениям и животным), - воспитание доброты, человечности. Если ваш маленький сын схватил котенка за хвост и смеется, видя мучения животного, не умиляйтесь его веселью. Имейте в виду: воспитание уже началось. Плохое воспитание. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы, взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и все поступки, совершенные при них в отношении живых существ. Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Как же передать все это детям? Прежде всего мы сами должны научиться любить животных. Видя, что ребенок хочет потрогать котенка, одна мама скажет: «Котенок плохой, не трогай его, оцарапает». А другая мама возьмет котенка на руки, погладит сама, а потом предложит и малышу погладить мягкую шерстку, нальет молока кошке и скажет ласково: «Пей, киска, молочко, еще нальем». Малыш внимательно следит за тем, как взрослые относятся к животным, и в дальнейшем будет поступать так же.

          Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах. Источники этих знаний – художественная литература, рисунки, на которых изображены животные, телевизионные передачи, диафильмы, а самое главное – непосредственное общение с живыми существами.

          Детям можно рассказывать о животных по-разному: весело и озорно, как А. Милн в «Винни-Пухе»; достоверно, как В. Бианки и Г. Скребицкий; поучительно, как И. Тургенев в рассказе «Воробей», Л. Толстой в рассказе «Орел», Д. Мамин-Сибиряк» в «Серой шейке», Н. Гарин-Михайловский в рассказе «Тема и Жучка» и пр.

          Хорошо, если вы побеседуете с малышом о прочитанном. Ребенок с вашей помощью получит представление о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли. Например, познакомив ребенка с рассказом И. Тургенева «Воробей», в котором повествуется о старом воробье, готовом пожертвовать собой ради спасения своего детеныша, уместно задать вопросы: «Что чувствовал старый воробей, когда он оказался перед раскрытой пастью собаки? Как можно назвать такое «поведение» воробья?» Помогите ребенку почувствовать то, что переживал воробей в минуты опасности, грозившей ему и его детенышу.

          И умом,  и сердцем учатся малыши понимать животных, общаться с ними. Итак, дорогие родители, возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, ближайший сквер и парк, затем побывайте на берегу речки, в лесу, в поле. В солнечные погожие осенние дни обратите внимание ребенка на блестящие  нежные ниточки, летящие по воздуху. Поймайте одну из них, положите малышу на ладонь и рассмотрите под лупой. Ребенок увидит, что это паутинка, к нижнему концу которой прикреплен паучок. Понаблюдайте, что он будет делать. Можно осторожно посадить его на веточку, откуда он опять начнет свое путешествие. Расскажите ребенку о пользе паука, уничтожающего мух.

          У маленького ребенка спросите: «А куда девались кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок?» Объясните, что все они попрятались в трещины стволов деревьев и заснули. С 5-6-летним ребенком найдите места, где спрятались насекомые. Соберите сухие листья с земли и просейте их. Там окажется много разных живых существ. Рассмотрите их. В саду покажите дошкольнику сухой свернутый лист, висящий на конце ветки. Он весь опутан паутиной. В нем был белый кокон. Помогите ребенку снять эти листья с дерева, сожгите их.

          Наблюдая отлет птиц на юг, спросите у ребенка, почему они улетают. Помогите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше, а те которые клюют зерно и ягоды, – позже. Еще позже улетают водоплавающие. Так ребенок поймет, что образ жизни птиц зависит от ряда условий. Предложите сыну или дочери понаблюдать, какие птицы остались на зиму, что они делают. Подкармливайте их. Прибейте кормушку под окном, привлекайте малыша к посильной помощи.

          Чтобы помочь птицам пережить зиму, заготовьте с ребенком  во время летних прогулок семена сорных трав, высушенных ягод. Подкармливая птиц во время осени и зимы, малыш привыкает заботиться о тех, кто слабее его. Во время кормления птиц удобно наблюдать за ними, их повадками. Можно послушать их щебетание. С приближением весны ваш ребенок замечает, что корм для птиц, насыпанный в кормушку, все чаще остается нетронутым. Объясните, что это связано с отлетом снегирей, щеглов на север. Прислушайтесь к звонкому чириканию воробьев. Забавно наблюдать их купание в весенних лужах и драки. В присутствии детей постарайтесь починить старые и сделать новые домики для птиц. Пусть ребята понаблюдают, какие птицы там поселятся, что будут приносить для постройки гнезда, чем будут кормить птенцов.

          Когда растает снег и земля чуть подсохнет, в каждом дворе можно увидеть малышей, которые деловито копают землю у заборов. Если вы посмотрите, что у них в кулачках, обнаружите разных жуков. Хорошо взять на прогулку маленькую баночку, сделать к ней марлевую крышечку. Пусть ваш малыш поместит в эту баночку жуков. Через стекло вы вместе можете рассмотреть, кого он поймал, какого цвета жуки. А приложив ухо к крышке, можно услышать их жужжание. Придя домой, пересадите жуков в более просторную банку, насыпьте на дно песку и положите немного травки. Понаблюдайте за ними 2-3 дня, выпустите на волю.

          Если вы осмотрите деревья, обязательно найдете в складках коры вредителей, в том числе и гусениц. Пусть ребенок поместит их и ветку с листьями в банку. После этого понаблюдайте, как гусеницы будут уничтожать листья. В парке ребенок может увидеть, как садовники опрыскивают деревья, белят известкой стволы. Тогда малышу будет понятен ваш рассказ о том, как взрослые стараются сберечь деревья от вредителей.

          В весенне-летний период под деревьями или около пня можно увидеть рыжих муравьев. Предложите ребенку рассмотреть их: все ли одинаковые? Бросьте на дорожку, где ползают муравьи, мокрый кусок сахара. Пусть малыш последит, что будет дальше. Если дети познакомятся с жизнью муравьев, они никогда не станут разорять муравейники.

          В лесу, на речке, на лугу вам непременно встретится лягушка. Посмотрите на ее выпуклые глаза, понаблюдайте за тем, как она прыгает. Ее можно взять с собой, посадить в широкую банку с сырым песком. Покормите лягушку, посадив на палочку муху или гусеницу, двигая ею перед глазами лягушки. Дайте ребенку рассмотреть ее и выпустите на свободу, где она принесет много пользы.

          Если вам случайно попадется гнездо с яйцами, осторожно раздвиньте ветки или траву, покажите их детям. В начале лета, проходя мимо дерева, можно услышать голоса птенцов. Понаблюдайте со старшими детьми, сколько раз прилетают птицы с кормом. Ребенок сам увидит, какую громадную пользу приносят птицы, уничтожая вредных насекомых.

          Иногда дети находят упавшего из гнезда птенца. Обычно они просят взять его домой. Слепого птенца лучше постараться положить обратно в гнездо. Если это невозможно, оставьте птенчика рядом с деревом, на котором находится гнездо.

          Можно увидеть в лесу ежа и даже целую семью ежей. Подскажите ребенку, что не следует ежа брать домой, так как он приносит пользу лесу. Детей привлекают разнообразные бабочки, которые перелетают с цветка на цветок, опуская хоботки в цветы. Во время прогулки к пруду хорошо понаблюдать за рыбками, покормить их.

          Конечно, правильное обращение ребенка с животными само по себе не решит всех проблем воспитания. Но не забывайте, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Мы очень любим театр!"

Первое посещение театра должно оставить у ребенка массу положительных эмоций и впечатлений, малыш должен почувствовать и запомнить это ощущение праздника. Ведь многие взрослые не любят театр лишь пото...

Консультация для родителей на тему: "Мы очень любим театр!"

Первое посещение театра должно оставить у ребенка массу положительных эмоций и впечатлений, малыш должен почувствовать и запомнить это ощущение праздника. Ведь многие взрослые не любят театр лишь пото...

Консультация для родителей на тему: «Научите ребенка любить живую природу»

Консультация для родителей на тему: «Научите ребенка любить живую природу»...

Консультация для родителей на тему: «Учите детей любить природу»

Материал включает консультацию для родителей на тему: «Учите детей любить природу»....

Консультация для родителей на тему: «Пусть научатся любить природу»

       В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию....

Консультация для родителей на тему: «Учите детей любить природу»

laquo;Человек был и всегда останется сыном природы.И то, что роднит его с природой, должноиспользоваться для его приобщения к богатствамдуховной культуры. Мир окружающий ребенка, -это прежде всего ми...