Использование игр для развития у детей старшего дошкольного возраста словесно- логического мышления
консультация на тему

Максимова Анна Геннадьевна

Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития,  совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание , память, речь, воображение, способность к творчеству.

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему- первое , что потребуется от ребенка в учебном процессе.

 В процессе выполнения игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу , синтезу, сравнению и обобщению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sloveseno-_logicheskoe_a.g.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

« Детский сад № 436»

Консультация для родителей

Тема: Использование игр для развития у детей старшего  дошкольного возраста

словесно- логического мышления.

Выполнил: воспитатель первой категории

Максимова А.Г.

Нижний Новгород

 2016г

К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно- логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.

Известный психолог Л.В. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения ,вне активной передачи накопленного человеческого опыта не может осуществляться полноценное развитие.

Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: игра, труд, систематические занятия учебного типа.

К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой – либо предмет, преднамеренное запоминание  и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения. Как  правило , дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, и , казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий , в установлении и обосновании причинно- следственных связей. Одна из распространенных причин  такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно- логического мышления. У детей этого возраста наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Принято считать , что у дошкольников преобладает наглядно- образное мышление, которое полностью базируется на  ощущениях, восприятии и представлениях. На это указывают в своих трудах известные психологи: Д.Б. Элькони, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин. Ж. Пиаже считает ,что мышление дошкольников по природе алогично, т.к.

« не обременено знаниями».

Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе- абстрактному мышлению. Кроме того , интеллектуально- языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно- логического мышления на речь дошкольников.

Во время игр - занятий от педагога требуются:

  • терпение;
  •  умение играть и верить в игру;
  • умение принять и понять любой ответ, предложение, решение  ребенка;
  • умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка; творчество

Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития,  совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание , память, речь, воображение, способность к творчеству.

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему- первое , что потребуется от ребенка в учебном процессе.

 В процессе выполнения игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу , синтезу, сравнению и обобщению.

Игры и упражнения, направленные на развитие умственных

и речевых способностей у дошкольников.

  • Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки , на которых изображена определенная , хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить , почему он расположил их именно так. Затем  предлагается составить рассказ по картинкам

  • Понимание грамматической конструкции предложений.

« Наташа пошла гулять после того , как полила цветы»- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы.

« через много лет Сереже будет немного больше лет , чем Саше сейчас» - Кто старше? ( Саша)

  • Узнавание предметов по заданным признакам .

Назови предмет, про который можно сказать:

  1. Желтый, продолговатый , кислый

  1. Продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

  • Какому времени года соответствует следующее описание:

« День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают  строить гнезда.»

  • Сравнение двух или более предметов.

Чем похожи эти слова:

кошка, книга, крыша;

число, весело, кресло;

Назовите общие признаки:

яблока и арбуза;

кошки и собаки;

стола и стула;

  • Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.

          В первом и втором ряду по 5 картинок:

         уточка  ключ   топор  отвертка

         ваза дрова замок  рыба

  •  К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано ( как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

        Пример:  стрелка- часы; колесо- ?

        колесо- круг, ковер-?

       белка- дупло, медведь-?

        магазин- продавец, больница-?

  • Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

      ночник, торшер, свеча;

      слива, яблоко, персик;

      брюки, шорты, юбка;

  • Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом «а», в котором будут объединены оба антонима.

      покупать-

      открывать-

       помнить-

  • К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.

Пример: умный друг- глупый врвг

тихий плач-

радостная встреча-

вспомнить радость-

светлый верх-

темное прошлое-

слабый мороз-

  • Логические задачи:

 Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша       позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?

На веревке  завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто выше Егор или Сережа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей при подготовке детей к школе. Логическое мышление.

Цель –  подготовка к успешному овладению математикой в школе и всестороннее развитие детей.Задачи: 1. Формировать у детей математические представления2. Развивать у детей интерес к математике в д...

Развитие речи в процессе формирования логического мышления у детей.

Игры на развитие речи в процессе формирования логического мышления у детей....

Проект: "Условия развития наглядно -образного и словесно -логического мышления у старших дошкольников с использованием геометрического материала"

Мы подобрали  дидактические игры и упражнения ,которые были приведены в систему ,что является эффективным условием для развития наглядно- образного и словесно -логического мышления у ст...

Мастер класс для родителей "Использование мнемотехники для развития у детей памяти, внимания и мышления"

Даный материал представлен в виде конспекта проведения мастер класса для родителей детей старшего дошкольного возраста. В мастер классе используется презентация "Мнемотехника для детей", кот...

Статья по теме "Развитие творческого воображения и словесно- логического мышления у детей методами ТРИЗ технологий."

Доказано, что дошкольник может и должен находиться в среде развивающего обучения, наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т. е. быть включенным в деятельность по...

Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников

Блоки Дьенеша как нельзя более соответствуют развитию логического развития детей дошкольного возраста, формируя способность размышлять, рассуждать, "действовать в уме"....