Работа с родителями.
статья по логопедии по теме

Левкина Мария Станиславовна

Отчет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия с родителями в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»

     Одним из важнейших направлений логопедической работы  является коррекция устной и письменной речи, а так же формирование коммуникативных средств языка.  

     Успех  коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если школа и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. 

    Не секрет, что в вопросе взаимодействия и сотрудничества с родителями немало сложных  противоречий.  Одни родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком.

     На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

     Поэтому в своей работе  большое внимание уделяю работе с родителями. Провожу беседы, консультации, обновляю систематически информацию на логопедическом стенде, веду тетради взаимосвязи, принимаю участие в родительских собраниях. Участвуя  в дне открытых дверей, представляю свою работу в виде презентаций, выставок, открытых занятий, мастер-классов, совместной деятельностью с родителями).

    Индивидуальная работа  несомненно имеет преимущество над коллективной; она позволяет установить более тесный контакт с родителями.  Использование  анкетирования, помогает мне узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, и их трудности.  Минус  этих анкет в том, что многие родители подробно не отвечают на вопросы  анкеты, поэтому дополнительно информацию о семье я собираю у социального педагога, а запрос родителей о том, какие проблемы их волнуют   из другой формы индивидуальной работы - беседы, которая является взаимным разговором, общительной речью между мной и родителем, словесное сообщение, размен чувств и мыслей на словах. Во время беседы даю рекомендации родителям по интересующим их вопросам касающихся детей. Беседа может проводиться также в присутствие ребёнка.

     Проводя консультации, всегда помню о том, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Считаю, что консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.

      На консультациях родителям показываю логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика, технику самомассажа и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей   обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

     Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: «Не хочет заниматься  дома! ». Причину необходимо искать в неверной расстановке акцентов в отношении к ребенку или в непонимании коррекционных задач. Консультации помогают разрешить многие проблемы.  

Коллективную работу  провожу посредством посещения родительских собраний, на которых чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по развитию речи. Только в таком случае возможно появление результатов. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то ставлю перед собой задачу помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса.

Участвую на родительских собраниях  с сообщениями:

 -беседа по результатам обследования, характеристика речи детей; ознакомление родителей с планом на год, обсуждение организационных моментов;

-подведение итогов работы за первое полугодие, анализ трудностей;

знакомление родителей с динамикой речевого развития их детей, подведение итогов коррекционно-развивающей работы, рекомендации на летний период.

     День открытых дверей  достаточно распространенная формой работы, также дает возможность познакомить родителей с особенностями коррекционно-развивающей работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

     Наглядная форма работы.  Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно.                                               Логопедический стенд - имеет огромные возможности по освещению родителей полезной информацией по развитию речи.  

       Игротека - эта форма работы позволяет  познакомить родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время.

     Тетради взаимосвязи с домашним заданием. Родители получают возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания.  

      Данные формы работы позволяют родителям  активно участвовать в коррекционно-развивающем процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.                                                                                                                  

     Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционно-развивающего процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...